Преобразование местных органов управления началось в
городах. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись
все выборные органы местного управления (губы). В состав бурмистерских изб
входили бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли
президенты.
В 1702 г. отменён институт губных старост и их функции
переданы воеводам, управлявшим делами совместно с выборными дворянскими советами.
В 1708 г. введено новое территориальное деление
государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все
уезды и города. В 1713-1714 гг. Число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор
(Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю
административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по
отраслям управления.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная
система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния.
Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.
Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные
комиссии, избранные из местного дворянства.
Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. -
Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская,
Азовская, Сибирская; в 1713 г. - Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. -
Астраханская.
В качестве основного административного, финансового и
судебного органа в губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при
губернаторе учреждены ландраты (советники) из местных дворян. Однако в
отличие от городского самоуправления коллегиальный принцип управления в
губерниях не прижился.
Во главе провинции стоял обер-комендант, во
главе новой административной единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к
трёхзвенной системе) - «доли» - ландрат.
Вторая областная реформа проведена в 1719 г. Суть её заключалась в следующем:
одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих
единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы, или воеводы.
Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация
провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер,
Штатс-контора юстиции, Вотчинная) на местах располагали собственным
разветвлённым аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль
играли такие местные конторы, как камерских дел (раскладка и сбор податей) и
рентерейн-казначейства (приём и расходование денежных сумм по указам воеводы и
камериров).
В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением
государственного интереса», принятие мер государственной безопасности,
укрепление Церкви, оборона территории, надзор за местной администрацией,
торгами, ремёслами и за соблюдением царских указов.
В 1699 г. посадское население было изъято из ведомства
воевод и приказов и передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. -
Ратуши). В городах создавались подчинённые Московской Ратуше выборные
бурмистерские (земские) избы.
К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов,
и она оставалась центральной государственной кассой вплоть до губернской
реформы 1707-1710 гг., когда финансовые функции и бурмистерские избы были
переданы в ведение губернаторов.
В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов
городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, - земских
изб и бурмистров. Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные
губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система
управления стала более бюрократической и централизованной.
В 1727 году магистраты были преобразованы в ратуши.
5. Контрольные органы
Централизация государственного аппарата при
абсолютизме требовала создать специальные контрольные органы. В начале XVIII
века сложились две контрольные системы - прокуратура (во главе с генерал
- прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г.
при нём был учреждён фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях,
городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената.
Более чёткая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г.
Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных
и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их
обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже
принятые на себя прокурорскими органами).
Таким образом, сложилась единая для всей страны
административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой
играл монарх, опиравшийся на дворянство. Во второй половине 17 в. общая
тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от
самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от
сословно-представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к
абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть
в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху; он «издает законы,
назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия
народа в законодательстве и в контроле за управлением». В 17 в. изменился титул
русских царей, в котором появился термин «самодержец». Он звучал: «Великий
государь царь и великий князь, всея Руси самодержец»[8].
Общий процесс подчинения всех областей жизни и
управления страной неограниченной властью монарха встретил протест со стороны
русской православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией,
владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными
земельными угодьями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной
власти поставить под свой контроль ее владения. Но Петру удалось частично
подчинить церковь государственной власти.
3.3 Учреждение полиции
Учреждение полиции явилось составным элементом реформ
административно-управленческой системы. Начало создания «регулярной» полиции
положил Петр I, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице -
Петербурге должности генерал-полицмейстера. Полицейские функции в Российском
государстве осуществлялись и ранее приказами, губерными и земскими
старостами, воеводами наряду с другими функциями
(судебными, военными, финансовыми). Однако до петровских реформ не было
специализированных полицейских органов.
Проанализировав много литературы на данную тему я
выяснил, что главными задачами созданной Петром I полиции стали
борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение
санитарной (в том числе соблюдение правил торговли съестными продуктами) и
пожарной безопасности и т.д.
В обязанности полиции входили также
борьба с нищенством, проституцией, пьянством, азартными играми, контроль
соблюдением паспортного режима и ловля беглых и беспаспортных.
Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она
явилась для Петра I одним из важнейших инструментов преобразований, ломки
старых порядков и организации новой жизни. Полиция впервые была создана именно
в Санкт-Петебурге. Основанная Петром I новая столица должна была стать
образцом нововведений для всей России. Инструментом такого «тоталитарного»
контроля в руках абсолютистского государства стала полиция. Отсюда
чрезвычайно широкий круг ее задач. Полиция должна была даже контролировать
домашние расходы (не допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и
воспитание детей.
Наиболее полно задачи
полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721 г.. в котором
говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и
фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобно о ги»[9].
Учитывая сословную структуру
феодального общества, где каждое сословие обладало наследственным правовым
статусом, отличавшим его от иных сословий, полиция должна была следить, чтобы
подданные вели предписанный каждому сословию образ жизни и носили присвоенную
каждому сословию сиежду, прически и т.д. Не случайно абсолютизм получил в и,
гории название «полицейского государства»[10].
Характерной чертой
возникновения русской полиции являлся ее военизированный характер. На службу в
полицию, как правило, переводились армейские офицеры. Низшие полицейские чины
комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших
рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к
службе в войсках. В помощь полиции (например, для поимки беглых солдат и
крестьян, разбойных шаек и т.д.) нередко направлялись воинские команды.
Учитывая сравнительную малочисленность полиции, к несению службы по охране
общественного порядка привлекалось в порядке повинности местное население по
одному человеку с каждых десяти дворов («лесятские») и в качестве старшего над
ними один человек с каждых ста дворов («сотский»). В городах этих привлеченных
к несению охранной службы из местного населения людей в некоторых документах XVIII
в. именовали квартальными поручиками.
При рассмотрении развития организационных форм полиции
в XVIII в. обращает на себя внимание то, что первоначально
специальные полицейские органы были учреждены в столицах: Петербурге (1718 г.)
и Москве (1721 г.), а затем в 1733 г. и в ряде других городов. В провинции
специальные полицейские органы выделялись не сразу, а полицейские функции
по-прежнему исполнялись органами местного управления. Это объяснялось тем, что
подавляющее большинство крестьян находилось в крепостной зависимости и
подчинялось полицейской власти и суду помещиков.
Вслед за тем в 1782
г. была реформирована городская полиция: в городах учреждаются управы благочиния,
принимается специальный Устав благочиния. Управу благочиния возглавлял
генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-полицмейстер в Москве,
полицмейстер в губернском городе или городничий в уездном городе. Поскольку управа
благочиния (так же, как и нижний земский суд в уезде) являлась не только полицейским, но и
судебным органом по мелким уголовным и гражданским делам, то в ее состав
входили два пристава (по уголовным и гражданским делам). Учитывая, что суд в феодальном обществе
носил сословный характер, в состав управы благочиния включались также два ратмана, т.е. выборных представителя городского сословия.
Компетенция управ
благочиния была расширена по сравнению с ранее существовавшими полицейскими
органами. Им теперь вменялось в обязанность знать занятия и источники доходов всех жителей,
не только постоянных, но и временно приезжающих, а также контроль за общественными
организациями, а также религиозными сектами и масонскими ложами, которые могли
образоваться только с разрешения полиции. Активизация в середине 80-х гг. масонских
лож, связанных с зарубежными организациями, привела к преследованиям и даже арестам наиболее
активных их членов. Когда императорским Указом о вольных типографиях в 1783 г.
частным лицам была разрешена издательская деятельность, то цензура в отношении книг и журналов также
была возложена на Управы благочиния, т.е. на полицию. Характерно, что общая полиция была децентрализована, полицейские органы в губерниях
всецело подчинялись губернаторам, а
т Генерал-полицмейстер фактически руководил лишь столичной петербургской
полицией. Правда, в XVIII в.
делались попытки превратить Генерал-полицмейстера
в руководителя всей полиции империи, но они не имели успеха.
Политическая
полиция, наоборот, была строго централизована и подчинялась непосредственно царю.
Впервые
в качестве специального органа политической полиции выступают при Петре I Преображенский
приказ, расположенный в Москве, и Тайная канцелярия в Петербурге.
После смерти Петра I при его преемниках
наиболее важные политические дела расследовал и решал Нагрховный Тайный совет. Императрица
Анна Ивановна учредила для расследования политических дел особую
Канцелярию тайных розыскных дел во
главе с бывшим «министром» петровской Тайной канцелярии генералом А.И. Ушаковым.
Абсолютистскому
государству нужен был политический сыск для подавления народных масс,
недовольных непомерными податями и поборами, диким произволом помещиков. Следует учитывать
также, что после смерти Петра I шла ожесточенная борьба придворных группировок за
власть. Все
центральные и местные органы управления должны были беспрекословно исполнять
указания Канцелярии, пересылать всех лиц заявивших «слово и дело государево»
вместе со свидетелями в ее распоряжение. Основной способ получения
Канцелярией информации о политических преступлениях - донос. Доносы отменены были аж
при Александре I.
В конце XVIII в. по мере нарастания кризиса феодально-крепостного строя, проявляется тенденция к централизации полиции и подчинению ее военным властям. Указами
императора Павла I в столицы Петербург
и Москву были назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города - военные коменданты,
которым и подчинена была полиция.
3.4
Судебная реформа
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила,
централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы -
отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх,
который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и
разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии
розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции.
Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным
органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения
судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные
преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным
судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела
в качестве суда первой инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних
судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела
переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело
пристрастно ("изо взятков"[11]),
по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался
смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.
Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их
компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские
комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все
коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали
Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по
инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи
- в административные. В связи с этим была проведена новая реорганизация
судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и
переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды
и их функции были переданы губернаторам (1727г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|