Реферат: Подведомственность и подсудность гражданских дел
Министерство
общего и профессионального образования
Волжский
Гуманитарный Институт
Волгоградского
Государственного Университета
кафедра
правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
гражданскому процессуальному праву
На тему: "Подведомственность
и подсудность гражданских
дел."
выполнил:
студент V курса юридического
факультета группы ЮЗ-942
Петренко С.Н.
научный руководитель:
Мелихов В. М.
Волжский 1999г.
Содержание:
Содержание:................................................................................................................................................................................. 2
Понятие и виды подведомственности............................................................................................................... 3
Подведомственность гражданских дел судам.......................................................................................... 4
Подведомственность отдельных категорий гражданских дел................................................ 8
Понятие и виды подсудности................................................................................................................................... 13
Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из
одного суда в другой. 18
Литература:................................................................................................................................................................................ 20
Понятие и виды подведомственности.
Каждый орган
государства, выполняя возложенные на него задачи, должея действовать в пределах предоставленных ему
полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным
условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего
государственного аппарата, в том числе и судов.
По смыслу ст. 163 Конституции, правосудие в Российской
Федерации может осуществляться только судом, никакой другой орган
государственной власти или управления не вправе
принять на себя судебные функции и разрешить вопрос, отнесенный законом к
ведению суда. Точно так же ни один суд не может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к ведению других
правоохранительных органов.
Отсюда следует, что, принимая дело к производству, суд должен прежде всего проверить, может ли
данное дело вообще рассматриваться в судебном порядке, не отнесено ли оно
законом к ведению какого - либо другого органа.
Другими словами, он должен определить
подведомственность дела.
Подведомственность гражданских дел судам.
Подведомственность в гражданском процессе имеет задачей точное определение круга гражданских
дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного
государственного органа или общественной организации. В соответствии с этим
различается подведомственность судебная (общему или арбитражному суду),
административная, подведомственность дел общественным организациям (третейскому суду, биржевым комиссиям и др.).
Следовательно, определить подведомственность
гражданских дел общему суду - значит выяснить, какие именно из них по закону
подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства.
Границы подведомственности гражданских дел общим судам
до недавнего времени достаточно точно очерчивались ст. ст. 25, 28 ГПК. Эти нормы и сегодня в основном сохраняют значение.
Согласно ст. 25 ГПК, к ведению общих судов относятся:
а) дела по спорам, возникающим из гражданских,
семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в
споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров
законом отнесено к ведению административных или иных органов;
б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки
грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении
между предприятиями, организациями, с одной стороны, и органами
железнодорожного или воздушного транспорта, с другой стороны, вытекающим из
международных соглашений;
в) дела, возникающие из
административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 231 ГПК;
г) дела особого
производства, перечисленные в ст. 245 ГПК.
Судами рассматриваются также и другие дела в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации или входящих в ее состав
республик.
Статья 28 ГПК дополняет изложенные выше правила
подведомственности следующим положением: при объединении нескольких связа нных между собой требований, из которых одни
подведомственны суду, а Другие - арбитражному суду, все требова ния
подлежат рассмотрению в общем суде.
Однако надо учитывать, что экономическая реформа в
Российской Федерации, непосредственно связанная с изменением всей системы
экономических отношений на основе введения многообразия и равенства форм
собственности и форм хозяйствования, коренные изменения, произошедшие в
политической, социальной жизни общества повлекли за собой существенное
изменение гражданского процессуального законодательства, значительно
расширившего компетенцию судов по разрешению гражданских дел. Поэтому в
настоящее время указанные нормы необходимо рассматривать в тесной связи с
многочисленными законами, принятыми в последнее время, из числа которых прежде
всего следует выделить Закон «Об арбитражном суде», Закон «Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.; Земельный
кодекс, налоговое, пенсионное законодательство и др.
Анализ этих и других законов, принятых в последнее
время, показывает, что гражданское судопроизводство становится основным и
всеобъемлющим способом защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и их
объединений, не только в случаях, указанных ст. 25 ГПК, но практически в любых
конфликтных ситуациях, когда в результате действий каких-либо лиц, организаций,
органов государственной власти и управления ущемляются гарантированные
Конституцией и другими законами права и свободы граждан либо создаются помехи в
их осуществлении.
Это принципиальное положение четко закреплено в ст. 7
Основ законодательства о судоустройстве: граждане имеют право на судебную
защиту от неправомерных действий органов государственного управления и
должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и
здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные
Конституцией и законами. Иной порядок защиты прав и законных интересов граждан
может быть установлен только законами Российской Федерации и республик,
входящих в ее состав.
Таким образом, при определении судебной
подведомственности в области разрешения гражданских дел в настоящее время не
имеет значения, из каких правоотношений возник спор, поскольку, как это видно
из приведенного положения, любое право и свобода гражданина подлежат судебной
защите, если иной порядок прямо не установлен законом.
Круг таких случаев весьма незначителен. Так, в
соответствии со ст. 220 КЗоТ подавляющая часть коллективных трудовых споров,
возникающих между администрацией предприятия (организации) и трудовым
коллективом или профсоюзом, судам не подведомственна и рассматривается в особом
порядке. Исключение составляют дела о признании забастовки незаконной,
разрешение которых отнесено к ведению общих судов.
Из числа индивидуальных трудовых споров суду не
подведомственны и разрешаются в особом порядке споры руководящих работников,
избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность высшими органами
государственной власти и управления Российской Федерации, а также судей,
прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода на
другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения
нижеоплачи-ваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий.
Полностью сохраняет значение административный порядок
разрешения некоторых жилищных дел, земельных споров, споров, возникающих из
семейных, финансовых, административных правоотношений, из отношений,
регулируемых изобретательским, патентным правом и др.
Примерно тот же принцип действует и при определении
общих границ подведомственности дел арбитражному суду. В соответствии со ст.ст.
1, 5, 6 Закона «Об арбитражном суде» и ст.ст. 20-22 АПК, регулирующими данный
вопрос, к ведению арбитражных судов отнесено разрешение экономических
(хозяйственных) споров между предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от ведомстве нной принадлежности и подчиненности; споров между
гражданами-предпринимателями, - возникающих в процессе осуществления ими предпр
инимательской деятельности, а также определенных категорий споров в сфере
управления. Все возможные отступления от этого общего правила допускаются
только в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации
или входящих в ее состав республик,
Сложнее решается вопрос о разграничении
подведомственности общего и арбитражного судов. Исходные факторы при решении
данного вопроса - характер спорного правоотношения и его субъектный состав.
Арбитражный суд действует преимущественно в области
разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих между
предприятиями, организациями, а также гражданами-предпринимателями в процессе
осуществления ими предпринимательской деятельности.
Но те же споры подлежат рассмотрению в общем суде,
если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса
предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело
возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Приоритет общим судам отдается также и в том случае, когда в законодательном
акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду)
либо имеются лишь общие указания о судебном порядке рассмотрения требования или
жалобы. С другой стороны, надо иметь в виду, что немалое число споров,
возникающих между организациями, в настоящее время по-прежнему рассматривается
общими судами.
В порядке исключения из общего правила о
подведомственности арбитражному суду споров, возникающих из договоров
перевозки, в пределах под ведомственности общих судов оставлены дела по спорам,
возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном
железнодорожном и воздушном грузовом сообщении (ст. 25 ГПК). Суды вправе
рассматривать подобные споры независимо от суммы иска, если международным
соглашением не установлено иное.
Обязательным признаком такого договора, а значит, и
критерием, позволяющим отграничить указанные дела от всех прочих споров,
вытекающих из договоров перевозки, является наличие накладной международного
железнодорожного, воздушного или смешанного железнодорожно-водного сообщения,
составленной по установленной форме. При отсутствии накладной дело подлежит
рассмотрению в арбитражном суде.
В системе общих судов рассматриваются дела, связанные
с нарушением законодательства об экономической зоне Российской Федерации; дела
о признании противозаконной деятельности объединений граждан, в том числе
политических партий, общественных организаций и массовых движений, посягающей
на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства
территории Российской Федерации, и ее запрещении.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О
средствах массовой информации» (ст. 61) установлено, что отказ в регистрации
средства массовой информации либо нарушение государственным органом порядка и
сроков регистрации, а также решение о прекращении деятельности средства
массовой информа-мации могут быть обжалованы в суд и рассматриваются судом,
включая имущественные споры, в порядке гражданского судопроизводства. Воспрепятствование
распространению продукции средства массовой информации, в том числе путем
изъятия тиража или его части, не допускается иначе как на основании вступившего
в законную си лу решения суда.
По смыслу ст. 7 ГК с иском об опровержении сведений,
порочащих честь и достоинство и возмещении связанного с этим морального ущерба,
в суд могут обращаться организации, если это ущемляет их законные права и
интересы, нарушает нормальную производственно-хозяйственную деятельность,
порочит их репутацию.
Согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в
РСФСР», споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями
с государственными органами, предприятиями, общественными организациями и
другими юридическими лицами, споры между инвесторами и предприятиями с
иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной
деятельностью, а также споры между участниками предприятий с иностранными
инвестициями и самим предприятием, рассматриваются судами общей юрисдикции,
если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на
территории Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|