Для государственной
регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую
партию общероссийской общественной организации или общероссийского
общественного движения, в федеральный уполномоченный орган представляются
следующие практически те же документы.
Сведения о создании и
ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических
печатных изданиях.
Регистрирующий орган
вносит записи о государственной регистрации политических партий и их
региональных отделений в единый государственный реестр юридических лиц,
открытый для всеобщего ознакомления.
Федеральный
уполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и их
региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических
печатных изданиях и размещает этот перечень с указанием даты регистрации каждой
политической партии и каждого ее регионального отделения, а также тексты
уставов и программ политических партий на специальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. На указанном сайте
ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий,
контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических
партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических
партиях.
В целом при создании
политической партии следует учесть, что отказано может быть только по
основаниям установленным в законе. В частности согласно статье 20 Закона о
партиях политической партии может быть отказано в государственной регистрации в
случае, если: положения устава политической партии противоречат Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, иным федеральным
законам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуют
требованиям закона; не представлены документы, необходимые для государственной
регистрации политической партии; федеральным уполномоченным органом
установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации
политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона о
партиях; нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки
представления документов, необходимых для государственной регистрации
политической партии.
Региональному отделению
политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае,
если не представлены документы, необходимые в для государственной регистрации
регионального отделения политической партии; территориальным органом
установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации
регионального отделения политической партии документах информация не
соответствует требованиям закона.
Программа политической
партии представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного
органа. Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могут
служить основанием для отказа в государственной регистрации политической
партии, за исключением нарушения требований установленных в законе.
В случае принятия
уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации
политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом
в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных
документов с указанием конкретных положений законодательства Российской
Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной
регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.
Отказ в государственной
регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии
или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление
политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в
государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня
подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или
ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений
документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической
партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований,
вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных
представлений документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке,
предусмотренном законом для государственной регистрации политической партии или
ее регионального отделения.
Заключение
В целом можно придти к
следующим выводам:
-В настоящее время
политическая партия может быть создана только на условиях определенных в Законе
«О политических партиях». Создание на иных условиях, или использование наименования
политическая партия в названиях общественных объединений, иных организаций, не
допускается.
-Согласно Закону о
политических партиях политическая партия - это общественное объединение,
созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни
общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в
общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в органах государственной власти и органах
местного самоуправления. Таким образом политическая партия выступает как вид
общественного объединения. При создании партии следует учесть общие требования,
при которых партия может быть признана. К общим требованиям можно отнести
требования о численности партии; общефедеральный характер деятельности;
создание региональных организаций; требования о структуре партии и ее
организации; порядку создания; членству в партии.
-Процесс создания
политической партии включает закрепленный законом порядок и этапы, основным из
которых является государственная регистрация политической партии. Политическая
партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и
должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде
политической партии либо путем преобразования в политическую партию
общероссийской общественной организации или общероссийского общественного
движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского
общественного движения. Законом установлена необходимость создания
организационного комитета, проведения учредительного съезда, а также
предоставления документов на государственную регистрацию. Политическая партия
считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании
политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в
половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии
и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных
органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии
являются учредителями политической партии. При этом деятельность свою партия на
законных основаниях должна осуществлять только после государственной
регистрации.
В целом анализ порядка
создания политической партии показывает, что установление требований к
численности партии, наличие региональных отделений, требований к формированию
финансовых средств в целом ограничивают создание новых политических партий.
С одной стороны это
направлено на борьбу с засильем карликовых партий, партий создаваемых на
короткое время для конкретных целей, с пресечением попыток иностранных
государств, юридических или физических лиц определять деятельность партии, с
другой эти меры препятствуют реализации права граждан на объединение
закрепленное в Конституции РФ.
Список литературы
1.
Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N
6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237, 25.12.1993.
2.
Федеральный закон
от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О политических партиях"
// Собрание законодательства РФ. 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
3.
Федеральный закон
от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об общественных объединениях"
// Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930
4.
Постановление
Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона
"О политических партиях" в связи с жалобой политической партии
"Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия
коммунистов" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989.
5.
Постановление
Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П "По делу о проверке
конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических
партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы,
жалобами общероссийской общественной политической организации
"Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А.
Савина" // Собрание законодательства РФ. 20.12.2004, N 51, ст. 5260.
6.
Постановление
Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи
47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой
общественно-политической организации "Балтийская республиканская
партия" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491.
7.
Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб.
курс: В 2 т. Т. 1. М., 2005.
8.
Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации. - М.,2007.
9.
Габричидзе Б.Л.,
Елисеев Б. П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России.- М.,
2007.
10.
Головин, А. Г. Политические партии как один из
институтов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации
участвовать в управлении делами государства. // Конституционное и муниципальное
право. 2008. №8. С.2-6.
11.
Грудцына
Л.Ю.Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство
и экономика, 2007. №10. С.5-13.
12.
Комментарий к
Конституции Российской Федерации (постатейный) // Под ред. Г.Д. Садовникова.-
М., 2009.
13.
Конституция
Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред.
Ю.А. Дмитриева.-М., 2007.
14.
Конституционное
право России: учебник (издание третье, переработанное и дополненное). Под ред.
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина М., 2004.
15.
Лебедев, В. А.,
Киреев, В. В.Конституционно-правовые аспекты взаимодействия демократического
государства и политических партий //Конституционное и муниципальное право.
2009. № 11. С. 2 – 5.
16.
Лебедев В.А.,
Киреев В.В. Политические партии и проблемы современного российского
конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 6.
С.12-15.
17.
Лапаева В.В. Законодательное требование к численности
политической партии как ограничение конституционного права на объединение:
критерии правомерности // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 25-34.
18.
Мелехин А.В.
Теория государства и права. М., 2007.
19.
Постатейный
комментарий к Федеральному Закону "О политических партиях" / Под ред.
С. Н. Бабурина, А. Ю. Малумова, А. А. Спиридонова. М., 2008.
[1]
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от
17.12.2009) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ.
16.07.2001, N 29, ст. 2950.
[2] Мелехин А.В. Теория государства и
права. М., 2007. С.46.
[3]Грудцына Л.Ю.Политические партии, гражданское
общество и государство // Законодательство и экономика, 2007. №10. С.5.
[4] Авакьян С. А. Конституционное
право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 443.
[5] Постатейный комментарий к Федеральному Закону "О
политических партиях" / Под ред. С. Н. Бабурина, А. Ю. Малумова, А. А.
Спиридонова. М., 2008. С.8
[6] Лапаева В.В. Законодательное требование к численности
политической партии как ограничение конституционного права на объединение:
критерии правомерности // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 25.
[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41
Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой
политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия -
Российская партия коммунистов" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989.
[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3
и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в
связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская
республиканская партия" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491.
[9] Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004
N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9
Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом
Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной
политической организации "Православная партия России" и граждан И.В.
Артемова и Д.А. Савина" // "Собрание законодательства РФ. 20.12.2004,
N 51, ст. 5260.
[10] Баглай М.В. Конституционное право
Российской Федерации. - М.,2007. С.247.
[11] Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
23.07.2008) "Об общественных объединениях" // Собрание
законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930
[12]
Грудцына Л.Ю.Политические партии, гражданское общество и государство //
Законодательство и экономика, 2007. №10. С.6-7.
|