Коммунисты совместно с другими левыми и
республиканскими партиями образовали в парламенте « коалицию воздержавшихся» -
блок депутатов, поддерживающих политику Андреотти. В 12976 – 1979 гг.
правительство ХДП осуществляло политику «национальной солидарности». Участие
коммунистов в парламентском большинстве позволяло им влиять на политику
правительства путём периодических взаимных консультаций. В 1977г. шесть
партий, включая ИКП, подписали с правительством Андреотти программное
соглашение о мерах по стабилизации экономики, борьбе с терроризмом и др. В
рамках программы были проведены мероприятия, позволившие Италии преодолеть
негативные последствия мирового кризиса 1974 – 1975гг., принять закон о
трудоустройстве молодёжи. Это означало ослабление дискриминации коммунистов в
политической жизни страны.
Поддержка правительства ХДП левыми
партиями вызвала раздражение правых и недовольство левых экстремистских
террористических групп, которые совершили очередной акт политического
бандитизма. Утром 16 марта 1978г. террористы «красных бригад» сего за 10 минут
беспрепятственно расстреляли 5 человек охраны и похитили председателя ХДП Альдо
Моро. Через 54 дня труп Альдо Моро был найден в багажнике машины в центре Рима,
неподалеку от здания парламента.
Жестокая акция , проведенная
немногочисленными ( несколько сот членов) террористами «красных бригад», стала
оскорбительным вызовом для всех и показала степень бессилия и разложения
госаппарата. В ответ на это злодеяние по призыву крупнейших профсоюзов была
объявлена всеобщая забастовка, в которой участвовали более 16млн. итальянцев,
протестовавших против терроризма и демонстрировавших готовность защитить
демократию. Бесчеловечность, проявленная террористами, значительно уменьшила
число их последователей и сочувствовавших им.
Новая волна терроризма захлестнула Италию
на рубеже 70 – 80 гг., произошли очередные покушения, политические убийства и
другие акты насилия. Только в 1980г. было совершено 1200 террористических
акций. Среди них – взрыв бомбы, заложенной террористами 2 августа 1980г. на
вокзале в Болонье, в результате которой погибло 85 человек и более 200 ранено.(
Всего с 1969 по 1980г.г. зарегистрировано 7866 террористических актов, в
результате которых погибло 362 человека, ранено 4530 человек).
Произошёл качественный скачок в мафиозных
структурах: уходил в прошлое кодекс чести мафии, санкционировавший убийство
лишь в случае необходимости и запрещавший убийство женщин. Сицилийская и ещё
более жестокая калабрийская ветви мафии, продвигаясь на Север, убирали все
преграды, убивая тех, кто прямо или косвенно стоял на их пути.
В то же время неотъемлемой чертой
политической жизни Италии становилась коррупция, всё громче звучали связанные с
ней скандалы. В 1978 году по подозрению в коррупции и неуплате налогов был
обвинён президент страны, член ХДП Дж. Леоне, его обвиняли также в причастности
к взяткам, полученным от американского концерна «Локхид». Леоне подал в
отставку, а президентом впервые был избран член ИСП, активный участник
партизанского движения Сопротивления 82-летний Александро Пертини, пользовавшийся
заслуженной и искренней популярностью как персона, воплотившая в себе лучшие черты
итальянского национального характера. Большой резонанс получило дело масонской
ложи «П-2» («Пропаганда-2») - заговор высших должностных лиц против
республики.
Политика «национальной
солидарности», по сути, перестала выполняться. В январе 1979 года компартия
покинула парламентское большинство и перешла в оппозицию правительству ХДП.
Объявленные президентом Пертини новые досрочные парламентские выборы в июне
1979 года показали, что христианские демократы и особенно коммунисты потеряли
часть голосов избирателей, хотя компартия сохранила роль мощной оппозиции, с
которой нельзя не считаться. ИКП отказалась от тактики «исторического
компромисса» и приняла новую формулу «демократической альтернативы»,
предполагавшей создание коалиции из левых партий, способной в борьбе за власть
соперничать с ХДП. Социалисты, социал-демократы и радикалы, напротив, улучшили
свои позиции. Это внушало определённые надежды, поэтому ИСП не поддержала
формулу «демократической альтернативы», выдвинутую коммунистами.
Глава 4. 1980-2000 годы.
4.1. Италия в 80-е гг.
Общественно-политическая жизнь Италии
80-х гг. характеризовалась сохранением политической нестабильности. В
парламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство,
продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных
формирований. Роспуски парламента и внеочередные выборы его нового состава, как
и в 70-е гг., проводились досрочно. Отдельные законы оставались на бумаге и не
выполнялись. Настроения разочарования и политической апатии, неверие в
возможности партий, в том числе, левых, усилилось. Росло число наркоманов и
других жертв мафии. Терроризм и коррупция превратились в постоянный фактор
политической жизни.
В 1980г. было создано правительство из представителей
пяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, либералов
и республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавляли правительства.
Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения. Лидер ХДП Ч.
Де Мита предлагал вернуться к линии Альдо Моро и повернуть курс ХДП влево, усилив
борьбу с коррупцией. Правое крыло партии в лице А. Фанфани не поддержало это
предложение.
В то же время в Итальянской
социалистической партии, третьей по значению политической партии страны, произошли
перемены: Бенедитто (Беттино) Кракси, ставший политическим секретарём партии в
1976г., взял курс на приход социалистов к власти и поставил перед собой цель
стать первым в истории страны премьер-министром социалистом. В своей брошюре «Социалистическое
евангелие» Кракси заявил об отсутствии у социалистов перспектив сотрудничества
с коммунистами и поддержал тезис о высоком экономическом потенциале частного
предпринимательства в условиях политического плюрализма,
В 1983 г. социалисты вышли из
правительства, премьер Фанфани, не получив вотума доверия в парламенте, подал в
отставку. Президент Пертини распустил парламент и назначил досрочные выборы, в
результате которых ХДП потеряла более 5% голосов избирателей, а ИСП улучшила
свои позиции. Христианским демократам пришлось уступить место премьер-министра.
С 1983 по 1987 гг. пятипартийное
правительство впервые в истории Италии возглавлял социалист, сильный и властный
человек, сторонник культа «двойной морали» Б. Кракси. Стратегический курс
правительства состоял в том, чтобы выйти из нового циклического кризиса 1980 –
1983гг., используя неолиберальные рыночные методы в интересах неоконсервативных
предпринимательских кругов. Большое значение приобрёл вопрос о дальнейшем
использовании государственного сектора, в котором сосредоточено более 3\4
добывающей промышленности, добыча чугуна, свыше половины сталелитейной, 70%
судостроительной и 2\3 электромеханической промышленности, почти вся
инфраструктура страны. Новый подход к госсектору предусматривал частичную
приватизацию и ликвидацию убыточных государственных предприятий. Правительство
наметило передачу в частные руки нестратегических предприятий в обрабатывающей
промышленности и сельском хозяйстве. В то же время в стратегических базисных отраслях,
входивших в госсектор, планировалось провести технологическую реконструкцию и
усилить наукоёмкие производства. Кроме того, на повестку дня вышла задача
стабилизации платёжного баланса, «разбалансированного» дефицитом внешней
торговли. Особым направлением политики кабинета Кракси стала «жёсткая экономия»
главным образом за счёт трудящихся: было ограничено действие «скользящей» шкалы
заработной платы (регулирующей рост зарплаты в зависимости от роста стоимости
жизни) и сокращены расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и просвещение.
В то же время правительство Кракси несколько ограничило влияние католической
церкви на школу и семейное законодательство, повело более энергичную борьбу с
терроризмом и мафией: были введены чрезвычайные меры, расширявшие полномочия
полиции и судебных органов (проведение повальных обысков, увеличение сроков
предварительного заключения и др.).
В целом консервативный сдвиг вправо
первой половины 80-х гг. в Италии происходил в условиях большей, по сравнению с
другими странами активности левых сил. Например, в 1980 – 1982 гг. по всей
стране бастовали 42 млн. человек, т.е. в два раза больше, чем в США,
Великобритании, Франции, ФРГ и Японии вместе взятых. Особый накал приобрело
антивоенное движение в связи с размещением американских крылатых ракет на
Сицилии. Развернулось движение «зелёных» в защиту окружающей среды.
Соперничество между социалистами и христианскими демократами выливалось в
частые правительственные кризисы. В то же время консервативный поворот в Италии
отличался от других стран меньшими масштабами приватизации сохранением высокого
удельного веса и лидирующих позиций госсектора.
В экономическом отношении на рубеже 80-х
-90-х годов Италия становится развитой индустриальной державой, занимающей
пятое место в капиталистическом мире по производству ВВП. Передовыми отраслями
её экономики остаются машиностроение (4-е место в капиталистическом мире по
выпуску различных станков) и автомобилестроение (бесспорный лидер –
высокотехнологичный концерн ФИАТ). Италия, в экономике которой действует свыше
1200 фирм с участием иностранных инвесторов, сама экспортирует собственные
капиталы за рубеж. Важными статьями итальянского экспорта являются
сельскохозяйственная техника и химикаты, транспортные средства и промышленное
оборудование, мебель и стройматериалы, швейные изделия и обувь, электротехника
и медицинская аппаратура, фрукты и вина. Быстрый рост индустрии туризма
стимулирует развитие строительства и пищевой промышленности, обеспечивает рост
занятости населения в этой перспективной сфере. Доля туризма в ВВП и валютные
доходы от туризма имеют устойчивую тенденцию к возрастанию. Италия является
традиционным экономическим партнёром России, 3\4 объёма российского импорта в
Италию составляют энергоносители – нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный
уголь.
Однако в итальянской экономике сохранялись
(и сохраняются в наши дни) негативные явления прошлых лет. К ним относятся
региональные (север – юг) и межотраслевые диспропорции, высокие темпы роста
стоимости жизни, безработица, большие затраты на импорт сырья и
энергоносителей, зависимость от более передовых стран в области высоких
технологий. Уровень мировых технологий в условиях глобализованной экономики
напрямую зависит от состояния научно-исследовательской работы (НИР). В Италии
80 – 90гг. сокращены ассигнования на НИР и отсутствует эффективный контроль за
её результатами. Между государственными и частными отраслями не существует
органической связи в отношении НИР и распространения новейших достижений науки.
Структурное преобладание мелких и средних предприятий сводит на нет серьёзную
исследовательскую деятельность, так как предприятия неохотно вкладывают деньги
в НИР (например, в 1991 году доля затрат на НИР составляла 1,4% от ВВП). Продолжают
оставаться актуальными и проблемы планирования. Глобализация мировых рынков
ведёт к необходимости долгосрочного и крупномасштабного планирования, в то
время как нестабильность парламентского большинства в Италии вынуждает
правительство строить свою работу на основе краткосрочных планов.
4.2. Италия в 90-е гг.
Нестабильность и контрастность
общественно-политической жизни Италии в 90-е гг. усилилась. Острые политические
кризисы заканчивались умеренными компромиссными результатами. Радикализм и
непримиримость политического поведения итальянцев контрастировали с терпимостью
и консерватизмом их сознания.
Динамика электората свидетельствовала о
том, что в начале 90-х гг. выросло влияние социалистов, а влияние коммунистов
снизилось. В условиях краха социализма в Восточной Европе руководство ИКП
выступило с инициативой преобразовать компартию в массовую партию левых сил.
На XX съезде компартии в начале 1991 г. в ее рядах
произошел раскол. Многие предпочли забыть о заслугах партии в утверждении и
защите демократии в Италии, о том, что в недалеком прошлом за нее голосовало от
¼ до 1/3 избирателей. Мало вспоминали и о крамольной репутации ИКП как
неортодоксальной участницы международного коммунистического движения,
выдвинувшей идею еврокоммунизма. В итоге большая часть коммунистов (около 2\3
членов) образовала Демократическую партию левых сил (ДПЛ). Секретарём ДПЛ с
1994 г. является Массимо Д’Алема, бывший лидер молодёжного коммунистического
движения и редактор ежедневной газеты компартии «Унита». ДПЛ влилась в ряды
европейского социал-демократического движения. Меньшая часть бывшей ИКП (членов
которой называли сталинистами) создала Коммунистическое возрождение. Возглавил
партию ветеран комдвижения Фаусто Бертинотти. Однако, несмотря на стыдливое
размежевание с «непопулярным прошлым», бывшие коммунисты в 90-е гг.
продвигались во власть не так легко, как им бы этого хотелось.
Трудные времена настали и для
Христианско-демократической партии. Ещё в начале 90-х годов ХДП руководила
страной в коалиции с другими партиями, закрывая доступ к власти коммунистам.
Эту ситуацию назвали неустойчивым равновесием. Однако на протяжение 90-х гг.
ХДП постепенно утратила роль господствующей партии. Общественно-политические
события, происходившие в стране, способствовали этому. В начале90-х гг. Италию
потрясла новая серия скандалов, в которых оказались замешаны как
государственные чиновники, так и ведущие политики. В феврале 1992 г. был
арестован директор миланского приюта для престарелых М. Кьеза. В ходе следствия
обнаружилось, что многие промышленные компании переводили деньги чиновникам и
функционерам различных политических партий, включая христианских демократов,
социалистов, социал-демократов и коммунистов, для получения престижных постов, государственных
заказов и прочих выгод. Выяснилось, что коррупция превратилась в прочную и
эффективную систему получения взяток за каждую сделку, причём государство
выступало в качестве заинтересованной стороны. Становилось ясно, что одним из
потенциальных источников махинаций является избирательная система, основанная
на принципе пропорционального представительства. На повестку дня выдвигался
вопрос о его замене на мажоритарный принцип. 1*
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|