К текущим
валютным операциям относятся переводы в (из) Российскую Федерацию иностранной
валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту
товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с
кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение
и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в (из)
Российскую Федерацию процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам,
инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
переводы неторгового характера в (из) Российскую Федерацию, включая переводы
сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т. п.
Операции,
связанные с движением капитала, включают прямые и портфельные инвестиции,
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и
предоставление отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту
товаров.
Необходимость
такой классификации валютных операций объясняется различием правового режима их
осуществления резидентами в случаях, когда имеет место вывоз капитала.
Банки РФ,
осуществляющие операции с валютой, могут иметь три вида лицензий на проведение
операций с валютой: внутреннюю, расширенную и генеральную. Внутренняя валютная
лицензия позволяет коммерческому банку открывать валютные счета только в банках
Российской Федерации. Расширенная лицензия дает возможность открывать до шести
счетов в иностранной валюте за границей. Генеральная лицензия дает право на
открытие любого количества корреспондентских счетов за границей и проведение
любых операций с валютой на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Из 2543 коммерческих банков, зарегистрированных на территории Российской
Федерации по состоянию на 1 марта 1995г., 774 банка владели лицензией на совершение
операций в иностранной валюте, 252 банка имели генеральную лицензию, 101 банк
получил разрешение на проведение операций с золотом и серебром.
В соответствии с
валютным законодательством все российские предприятия независимо от форм
собственности, (в том числе с иностранными инвестициями) обязаны осуществлять
продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации через уполномоченные банки. По поручению предприятия
сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются либо между
уполномоченными банками, либо уполномоченными банками через валютную биржу.
Купля - продажа иностранной валюты осуществляется банками от своего имени и за
свой счет или за комиссионное вознаграждение по поручению предприятия от своего
имени. Если в течение 14 дней предприятие не подало заявку на продажу 50%
поступившей валютной выручки, то банк осуществляет продажу без согласования с
клиентом.
Предприятия,
оперирующие с валютой, имеют в коммерческом банке текущие и транзитные
валютные счета. Вся иностранная валюта, полученная от нерезидентов, полностью
зачисляется на транзитный счет предприятия. После 50%-ной продажи валютной
выручки оставшаяся сумма в иностранной валюте перечисляется на текущий
валютный счет предприятия и может быть использована на любые цели, разрешенные
законом. Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной
валюте от нерезидентов: поступления в качестве взносов в уставной фонд, а также
дивиденды от участия в капитале; поступления от продажи ценных бумаг, а также
дивиденды по ценным бумагам; поступления в виде пожертвований на
благотворительные цели; поступления в виде привлеченных кредитов и т.д.
Переводить,
вывозить и пересылать валютные ценности из России резиденты и нерезиденты имеют
право при соблюдении лицензионного порядка, установленного ЦБ России. Соблюдение
лицензионного порядка не требуется при осуществлении текущих валютных
операций; вывозе нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию
капитала; вывозе физическими лицами - нерезидентами ранее ввезенного в Российскую
Федерацию капитала. Проведенный ранее ввоз валютных ценностей подтверждается
декларацией или иным документом. Лицензии на вывоз капитала выдаются в Банке
России. Для юридических лиц предусмотрен необходимый перечень документов,
необходимых для получения лицензии на вывоз капитала. В него входят: заверенные
копии учредительных документов, технико-экономическое обоснование, копии
аудиторского заключения, справки из обслуживающего банка и т.д. (см. письмо ЦБ
РФ от 26.11.93 № 47 "О порядке выдачи лицензий на перевод капитала из
РФ").
Валютный контроль в РФ
Либерализация
внешнеэкономической деятельности привела к возникновению новой для экономики
России проблемы, связанной с "утечкой" капитала из страны. Сложилась
система "бегства" капитала из Российской Федерации, главное место в
которой занимают внешнеторговые операции. По оценкам МВЭС РФ, не переводится до
10% выручки от экспорта, что соответствует примерно 4 млрд. долл. ежегодно. В
1992 г. ситуация значительно ухудшилась; отсутствие четкого валютного
законодательства и углубление экономического спада привели к тому, что
полученная валюта почти полностью перестала возвращаться в Россию (она
пускалась в оборот за рубежом). По данным Банка России, нелегальная утечка валюты из
страны была следующей: по экспортному каналу в 1992 г. не возвратилось от 50 до
70% всей валютной выручки от экспорта; в 1993 г. не вернулось 30—40%; в 1994
г. — 12%; в 1995 г. — 4%. В 1995 г. через импорт было укрыто 6—7 млрд. долл.
Причинами укрытия
российскими предприятиями и гражданами валютной выручки являются экономический
спад; отсутствие благоприятного инвестиционного климата, несовершенство
налоговой системы; незащищенность границ. До настоящего времени до 70% товаров,
перевозимых автотранспортом, перемещается через таможенную границу Российской
Федерации вне пропускных пунктов. Отсутствие четкого валютного
законодательства лишь способствует развитию данного явления.
Основными путями
утечки капитала из Российской Федерации являются:
а) занижение
экспортной и завышение импортной цены контракта;
б) владение
оффшорными компаниями;
в) вывоз товаров на временную переработку и хранение
за рубежом с последующим невозвратом на таможенную территорию Российской
Федерации;
г) использование
форм международных расчетов и безвалютных расчетов в режиме товарообмена и
т.д.
В данных условиях
необходимо было создать эффективную систему валютного контроля за своевременным
и полным возвратом валютной выручки на территорию Российской Федерации.
В соответствии со
ст.11 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный
контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и
их агентами. Органами валютного контроля являются:
а) Центральный
банк России;
б) Правительство
РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
Агентами валютного
контроля являются:
а) уполномоченные
банки, подотчетные ЦБ России;
б) иные
организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (рис. 4.1)
Центральный банк
как орган валютного регулирования на территории Российской Федерации призван
реализовывать следующие функции: выдавать лицензии банкам и другим финансовым
организациям на
проведение операций в валюте; разрабатывать и контролировать выполнение своих
приказов, писем и инструкций коммерческими банками, регулировать валютный курс
рубля, участвовать в разработке законодательных документов по финансовому, в
том числе и валютному, рынку и др.
Расчёты
за импорт
Обязательная про-
дажа 50%-ной
вал. выручки
Поступления
за экспорт
Рис. 4: Взаимодействие субъектов валютного
рынка Российской Федерации
Валютный
контроль за движением валютных средств на территории Российской Федерации
осуществляют уполномоченные банки совместно с Государственным таможенным
комитетом. Однако их положение в этой системе неодинаково. В частности, уполномоченные
банки имеют двойственное положение. С одной стороны, они являются агентами
валютного контроля, подотчетными Центральному банку России и обязанными
осуществлять контроль за проводимыми в России резидентами и нерезидентами
валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям
лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими регулирующих актов органов
валютного контроля. С другой стороны, в отличие от государственных ведомств
(ГТК, Госналогслужбы и др.), уполномоченные банки являются коммерческими
организациями, заинтересованными в привлечении солидных клиентов, а таковыми и
являются российские экспортеры и импортеры. Это тем более актуально в условиях
существующей в крупнейших российских городах, таких, как Москва и
Санкт-Петербург, конкуренции между коммерческими банками. Именно поэтому многим
банкам приходится решать сложную проблему совмещения двух полярных задач:
осуществления реального валютного контроля и сохранения клиентов.
Валютный
контроль за экспортно-импортными операциями
Основная цель подобного контроля
— обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки
в Россию, а также обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте,
переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных
на территорию страны товаров в интересах оздоровления государственного бюджета,
укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и
формирования государственных валютных резервов.
Базовым документом
валютного контроля является паспорт сделки, который оформляется экспортером
либо импортером по каждому заключенному контракту и содержит изложенные в
стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые
для контроля за движением валютных средств. Паспорт сделки оформляется в двух
экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт
валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по данному контракту.
Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для
открытия досье валютного контроля за экспортной (импортной) сделкой, другой
экземпляр возвращается экспортеру (импортеру).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|