на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Понятие и сущность государства

Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик – второй основной формы правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: Формирует и поддерживает его, издаёт законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечёт за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве обычно совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку. Хотя руководитель правительства официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же в ней занимает более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функции главы государства в парламентских монархиях.

Второй достаточно распространённой формой республиканского правления является президентская республика. Её отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооружённых сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам называет членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жёсткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лиши в случае серьёзных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент – он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.

Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в «суперпрезидентскую республику». В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и др.) даже объявляется пожизненным главой государства.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных чёрт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Её главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.

Президент, без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нём политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них является институт референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических стран мира, особенно на местном уровне, хотя в целом он имеет подчинённое значение по отношению к законотворческой деятельности парламента.

В разных странах имеются существенные расхождения в области права инициирования референдума. В одних государствах (Великобритания, Швеция, Норвегия) инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других (Франция) – и президент, в третьих (Австрия, Италия) – непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч подписей. Для того, чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно в нём большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. В ряде стран (Франция, Австралия) они обязательны для принятия конституционных поправок.

Хотя проведение референдумов, особенно в масштабах всей страны, - дело достаточно сложное и дорогостоящее, с их помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов, проявить инициативу. Кроме того, возможность проведения всенародного голосования заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа. Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно использование референдумов на региональном уровне, где агитационные и мобилизационные кампании не требуют больше финансовых затрат и поддержки со стороны крупных организаций и где люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов. В некоторых странах (США, ФРГ) этот демократический институт используется лишь субъектами федерации и более мелкими административно-территориальными единицами.

Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов властей. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своём инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованным (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и др. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли), так и весь народ, состоящих из равноправных граждан. Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другим особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций между её субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопрос является исключительной компетенцией союзных органов, другая – субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель).

Члены федерации – соучастники общегосударственного суверенитета – фактически не обладают федеральным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случаях возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать о конфедерации – постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США, Швейцарии, Германии и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадется.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) – союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создаёт властных гарантий управления ими своих обязательств. Опыт развития Европейского союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.

Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Политическая система не застывшее образование. Она постоянно развивается, соответственно совершенствуется и государство как политический институт. В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Рассмотрим основные.

Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, следует считать их стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис нашёл отражение в конституциях многих стран.

Например, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Конституция Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

Современное демократическое государство мыслится в первую очередь как правовое. Современная модель правового государства вобрала в себя как опыт прошлого, так и достижения последних лет в части принципов демократии, прав человека и правового государства.

Правовое государство характеризуется:

ü Верховенством права, в обществе господствует закон;

ü Наличием и реализацией в обществе максимального объёма прав и свобод граждан (в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека);

ü Разделением властей и их взаимодействием через систему сдержек и противовесов;

ü Взаимной ответственностью государства и гражданина, когда оба они в равной степени несут ответственность за соблюдение законов;

ü Законопослушанием граждан и их правовым сознанием и культурой;

ü Действием в обществе демократических принципов и процедур. Важнейшим является принцип – «разрешено всё, что не запрещено законом».

Естественно, что в разных странах реализация принципов правового государства осуществляется по-разному. Например, ФРГ, Франция, Испания довольно близко подошли к достаточно совершенной модели правового государства.

Далее, важнейшей тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идёт на смену абсолютному суверенитету. Если раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как попытка вмешательства в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем требует определённого разумного самоограничения суверенитета. Например, контроль одного государства за ходом мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на атомной станции в соседней стране не должен расцениваться как вмешательство в её внутренние дела.

В развитии современного государства прослеживается также тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности решений, то есть развитие самоуправления. Такое перераспределение функций органов государственной власти должно способствовать демократизации на местах, более широкой вовлечённости граждан в управленческий процесс, в процесс понятия политических и социально-экономических решений.

Важнейшими тенденциями в развитии современного государства выступают, с одной стороны, тенденция к интеграции экономической и политической жизни, а с другой – тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств. Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское экономическое сообщество, которое насчитывает 15 стран. Создаются специальные межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламента и единых контролирующих органов. Функционирование этих институтов свидетельствует о более тесной политической интеграции стран Западной Европы. Одновременно с процессом интеграции идут процессы дезинтеграции, то есть дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, а также выделения автономий из унитарных государств, предоставление им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

В 90-е годы распались на отдельные государства бывшие федерации – СССР, Чехословакия, Югославия. Возможны также дезинтеграционные процессы в унитарных государствах.

В принципе стремление к самостоятельности и обособлению можно было бы оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Только Европа переживает более 150 этнических конфликтов, которые, естественно, подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому многие политологи говорят о необходимости определённых пределов дробления государств на базе национально-политических движений. Многие национальные проблемы можно разрешить в рамках расширения прав автономий и передачи им полномочий от центральных органов государственной власти.

Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь национальную идею, объединяющую общество. Если нет объединяющей идеи, то государство теряет свою интеграционную функцию. В таком случае разные группы будут оказывать давление на высшие органы власти, и требовать «свою долю общественного пирога», а государство не будет выражать интересы всего общества. Идеологическая опора особенно необходима сейчас для России. В условия многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие такой идеи способствовало бы укреплению стабильности государства.

Ещё одна тенденция в развитии современного государства связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.


ВЫВОДЫ

Итак, государство – это центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). Важнейшими конституирующими элементами государства выступают территория, население и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Народонаселение как элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Государственная власть суверенна, то есть обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на всё население; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые решения всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства взаимодействия, которыми никто, кроме неё. Не располагает.

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монархов ограничены конституцией.

Конституционная монархия делится на дуалистическую, в которой монарх наделён преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государство, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов властей. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

Поняв, что такое государство, каково его устройство, можно чётко определить, что Россия – это государство, в котором закреплена президентско-парламентская (полупрезидентская) форма правления. Она сочетается с федеративной формой государственного устройства и с избирательным законом, предусматривающим пропорциональное представительство в высшем законодательном органе государственной власти.


БИБЛИОГРАФИЯ

Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 447 с.

Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 460 с.

Политология для юристов: Курс лекций / Под редакцией проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. – 774 с.

Политология: учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2008. – 692 с.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 511 с.


Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.