на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности

ü  в порядке разграничения муниципальной собственности;

ü  путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором;

ü  по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Остановимся на особенностях прекращения права муниципальной собственности в результате приватизация муниципального имущества, в связи с тем, что приватизация является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики.

Гражданским кодексом Российской Федерации уста­новлено, что «имущество, находящееся в государственной и му­ниципальной собственности, может быть передано его собствен­ником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества»[37].

Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Главными целями приватизации являются:

ü  повышение эффективности   российской   экономики   в   целом  и деятельности отдельных предприятий;

ü  формирование ши­рокого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;

ü  создание конкурентной среды;

ü  ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации боль­шинства объектов «малой приватизации»;

ü  содействие в   реализации   мероприятий  по  социальной  защите

ü  населения, а также защите прав частных собственников (акционеров)[38].

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального имущества:

1)  продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

2)  продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе  с инвестиционными и (или) социальными условиями;

3)  продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками;

4)  выкуп арендованного муниципального имущества;

5)  преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;

6)   внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7)  отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.[39]

В соответствии с п. 5 ст. 29 ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» осуществление приватизации иными способами, не установленными этим законом, является основанием для признания сделки недействительной.

Объектами приватизации по ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» могут слу­жить предприятия и их структурные подразделения, акции (паи, вкла­ды) государства и муниципальных образований в капитале хозяй­ственных обществ (товариществ), материальные активы действующих и ликвидированных предприятий, сданные в аренду объекты нежило­го фонда: здания, строения, сооружения, в том числе встроенно-пристроенные, неиспользуемые здания и сооружения и др.

Начало процесса приватизации муниципального имущества относится к 1992 г. Его правовой основой явился Закон Рос­сийской Федерации «О приватизации государственных и му­ниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г.[40], а также Государственные программы приватизации го­сударственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.

Впредь до принятия новой Государственной программы привати­зации в части, не противоречащей Федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», продолжа­ют действовать Государственная программа приватизации государ­ственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации[41] и Основные положения государственной программы приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. [42].

В каждом из перечисленных выше случаев приватизации от ли­ца собственника имущества должен выступать соответствующий госу­дарственный орган или орган местного самоуправления[43]. Так, при проведении приватизации согласно ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» такими органами являются Государственный комитет РФ  по управлению государственным имуществом и соответствующие комитеты по управлению имуществом субъектов РФ. В соответствии со ст. 7 и 8 Закона они создают комиссии по приватизации государственного имущества, принимают решения о приватизации такого имущества, осуществляют преобразование государственных унитарных предприя­тий в открытые акционерные общества и т.д.

В муниципальных образованиях органы по управлению муници­пальным имуществом могут создаваться по решению представитель­ных органов местного самоуправления (п. 3 ст. 8).

В соответствии со ст. 10 и 11 Закона продавцами приватизируе­мого государственного имущества являются специализированные учреждения и назначенные ими представители. В настоящее время продавцами муниципальных предприятий являются фонды имущества. Там, где фонды имущества не "действуют, их функции выполняют соответствующие комитеты по управлению имуществом. Органы местного самоуправления назначают продавцов муниципального имущества самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» содержит ряд принципиальных положений, касающихся полномочий местного самоуправления в области приватизации. Согласно Закону поря­док и условия приватизации муниципальной собственности опре­деляются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов муниципальной собственности должны поступать в полном объеме в местный бюджет.

Средства, поступающие от приватизации в местные бюджеты, направляются исключительно:

-    на содержание объектов социально-культурного и коммуналь­но-бытового назначения, не вошедших в имущественный ком­плекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;

-    на финансирование мероприятий по социальной защите насе­ления;

-    на реализацию соответствующих инвестиционных программ.

В соответствии с требованиями Государственной программы приватизации районные и городские комитеты по управлению имуществом разрабатывают местные программы приватизации, которые принимаются соответствующими органами местного самоуправления.

6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности.

Для эффективного использования, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, за муниципальными предприятиями и учреждениями закрепляется на самостоятель­ных, хотя и ограниченных, вещных правах  хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), а за предприятиями и учреждениями других форм собственности — на праве аренды или безвозмездного пользования.

Средства местного  бюджета  и иное муниципальное имущество,  не закрепленное  за  муниципальными  предприятиями  и   учреждениями, составляют   муниципальную   казну   соответствующего  городского, сельского поселения или другого муниципального образования[44].

Такое разделение муници­пального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального обра­зования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.

Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользу­ется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяе­мых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Феде­рации.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и това­риществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника му­ниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежа­щим муниципальному предприятию, оно распоряжается самосто­ятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации му­ниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначе­нием имущества. Органы местного самоуправления, осущест­вляющие от имени муниципального образования права собствен­ника, вправе изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным спосо­бом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуще­ством, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуще­ствлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреж­дения и учитываются на отдельном балансе, но могут использо­ваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации», регулируя отно­шения органов местного самоуправления с предприятиями, уч­реждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, устанавливает, что органы местного самоуправ­ления:

Þ         определяют цели, условия и порядок деятельности муници­пальных предприятий, учреждений и организаций;

Þ         осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);

Þ         утверждают их уставы;

Þ         назначают и увольняют руководителей данных предприятии, учреждений и организаций и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательст­вом;

Þ         заслушивают отчеты руководителей муниципальных предпри­ятий, учреждений и организаций.

Органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товари­ществах на вере, если иное не установлено законом[45]. Поэтому муниципальное имущество не может быть передано указан­ным обществам и товариществам, кроме специально огово­ренных законом случаев. Но учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено зако­ном. То есть муниципальные учреждения с разрешения орга­нов местного самоуправления вправе вносить в качестве вкла­да находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество, если закон прямо не запрещает этого.

Часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций зачисляется в доходы местных бюджетов.

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность по обязательствам муниципальных образова­ний, устанавливает также некоторые отношения по поводу му­ниципальной собственности между муниципальными образо­ваниями и созданными ими юридическими лицами при на­ступлении ответственности[46]. Муниципальные образования от­вечают по своим обязательствам только тем имуществом, ко­торое не закреплено за созданными ими юридическими лица­ми на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления, а также не отвечают по обязательствам созданных юри­дических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные муниципальны­ми образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.