на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Правотворчество в Белоруссии

 

2.Внесение законопроектов либо их разработка постоянными

комиссиями Парламента

 

     Тот государственный орган либо группа граждан, которая внесла предложение о необходимости принятия  нового закона либо внесения изменений и дополнений в уже действующий закон, они же и предлагают проект данного закона или поправок в закон. Однако основную работу по разработке законопроекта выполняет определенная постоянная комиссия Парламента, которая правомочна, для этой цели, приглашать специалистов не только в области права, но и специалистов иных отраслей общественной жизни.

     Хотелось бы в данном вопросе немного рассказать о постоянных комиссиях Парламента Республики Беларусь. Как правило, они осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к ведению Национального собрания  Республики Беларусь, ведут законопроектную работу, осуществляют контроль за исполнением законов. Попутно можно отметить, что подобные комиссии существовали еще в древности, в частности в Афинском Совете. Постоянные комиссии, как правило, образуются на первой заседании палат из числа депутатов, которые могут быть членом только одной комиссии. В работе других комиссий депутат вправе участвовать с правом совещательного голоса. На сегодняшний день всего существует 16 комиссий: в Палате представителей –11, Совете Республики – 5 (комиссия по законодательству и государственному строительству, по экономике, бюджету, финансам, по социальным вопросам, по рыночной политике, по международным делам и национальной безопасности). Заседания комиссий могут проводиться  как в период работы сессии, так и между сессиями палат Парламента. В необходимых случаях палаты Парламента могут создавать временные комиссии, например: следственную, ревизионную, конституционную. Они также избираются из числа депутатов, но могут привлекать к своей работе ученых и практических работников. Они также могут проводиться для решения временных задач или досрочного роспуска Парламента.     

 

3.Обсуждение законопроекта в Парламенте

 

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь первоначально законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента, т.е. Палате представителей. Рассмотрение законопроекта в нижней палате происходит по усмотрению самих парламентариев либо постатейно, либо по разделам, либо целиком.

При наличии возражений на законопроект, он по решению депутатов возвращается в соответствующую постоянную комиссию на доработку. Это позволяет говорить о так называемом первом и втором чтении закона. Затем доработанный постоянной комиссией законопроект возвращается в Палату Представителей для второго чтения. Второе чтение опять же по усмотрению парламентариев может быть постатейным, по разделам либо целиком.

Законопроект принимается Палатой представителей простым большинством голосов от  ее полного состава. (56 голосов депутатов  Палаты представителей).

После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет Республики, в течение пяти дней, который должен рассмотреть законопроект в течение не более чем двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией. Если за законопроект проголосовало большинство от полного состава Совета Республики (33 члена Совета Республики), либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным  - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен  нижней палатой Парламента, закон считается одобренным.

Если Совет Республики одобряет законопроект, то законопроект становится законом. В случае если  Совет Республики отклоняет законопроект, то создается согласительная комиссия на паритетной основе из состава обеих палат, которая должна выработать согласованный текст, преодолевающий разногласия между палатами. Текст этого законопроекта, выработанный согласительной  комиссией, представляется на одобрение обеих палат.   

        Если комиссия не смогла выполнить свою задачу, то Президент либо по его поручению Правительство направляют  законопроект в Палату представителей, которая должна принять окончательное решение, но уже двумя третьими от полного состава нижней палаты (75 голосов депутатов).

4.Принятие закона

     Законопроект становится законом, за исключением случаев предусмотренных Конституцией, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики. После всего сказанного, закон передается в десятидневный срок  Президенту, который должен рассмотреть его в течение двух недель с момента получения.  Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона. Если по истечении двух недель Президент не возвратил закон в Парламент, то закон считается подписанным. В случае не подписания Президентом закона, он должен в течение четырнадцати дней с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей со своими возражениями, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней и принять решение квалифицированным большинством голосов от своего полного состава. Затем повторно рассмотренный закон в течение пяти дней направляется Совету Республики, который должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным большинством голосов от полного состава Совета Республики (43 члена Совета Республики). Затем закон направляется вторично на подпись Президенту, который должен рассмотреть его в десятидневный срок. В не зависимости от того будет или нет, в этот срок,  закон подписан Президентом, он вступает в юридическую силу. Если закон не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии, то он не считается подписанным и не вступает в силу. В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования.  В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента. Заседания палат являются открытыми. Если этого требуют интересы государства, палаты могут принять решение большинством голосов от их полного состава о проведении закрытого заседания. Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого требуют во время заседаний (в том числе и закрытых). Также необходимо отметить, что для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства резервируется одно заседание в месяц. ¹

¹ Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г).Статья 103(стр.79)

5.Официальное опубликование и вступление в силу

законодательных актов

 

Порядок официального опубликования законодательных актов

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным                                                    опубликованием понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текста законов и декретов в издании Национального реестра правовых актов республики Беларусь.

     Официальное опубликование законов и декретов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты. Датой официального опубликования считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст декрета или закона. Не подлежат опубликованию законодательные акты или их отдельные положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.¹

     В случае разновременного опубликования законодательного акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования законодательного акта и срок вступления его в силу определяется по дате первоначального опубликования.

     Законодательные акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: наименование органа, принявшего законодательный акт, вида этого законодательного акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.

Официальное опубликование законодательных актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования законодательных актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.        

¹ Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом Президента РБ 10.12.1999 №22 и вступившим в силу с 1 января 1999г.

Срок и условия официального опубликования законодательных актов

     Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь   после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию. ¹

    Также следует отметить, что законодательные акты могут быть опубликованы в изданиях, не являющихся официальными, также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, переданы посредством иных способов распространения информации. Законодательные акты могут быть опубликованы в неполном изложении с пометкой «Извлечение». Опубликование законодательных актов в изданиях, не являющихся официальными является не официальным, которое может осуществляться только после официального опубликования соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации.

Вступление в силу законодательных актов.

     Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу с момента:  

•  указанного в самом законодательном акте;

• через десять дней после официального опубликования законодательного акта.

     С 1 января 2001г. официальными изданиями для законов являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; «Народная газета» (на русском языке); газета «Звязда» (на белорусском языке).

     Для декретов Президента официальными изданиями являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; газета «Советская Белоруссия».

¹ Закон РБ от 10.01.2000г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»(Гл.16)

Некоторые законодательные акты (кодексы) вводятся в действие специальными законами. Это касается Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, вступивших в силу с 1 января 2001г. Исключением из правил  является Гражданский процессуальный кодекс, который согласно ст.562 ГПК должен был вступить в силу со дня его официального опубликования (Национальный реестр правовых актов №18 от 17.03.1999г.). В действительности же ГП был введен в действие Декретом Президента РБ от 05.03.1999г. №9 одновременно с ГК РБ с 1 июля 1999г.

     Законодательные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, законодательные акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.¹


¹ Закон РБ от 10.01.2000г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»(Ст.65)

Глава 4. Проблемы совершенствования процесса права в деятельности парламента.

Совершенствование процесса права – одно из важнейших направлений развития правовой системы. Это весьма сложный и постоянный процесс. От состояния права зависит наличие связей между всеми элементами правовой системы, а также между ней и иными социальными системами (экономической, политической и др.). Анализ права помогает более предметно выявить как позитивные черты, так и недостатки всех элементов правовой системы, очертить пути их дальнейшего реформирования.

Не секрет, что законодательные акты носят переходный характер и содержат многочисленные недостатки: низкое качество законодательных актов с точки зрения юридической техники, наличие устаревших законодательных актов, пробелы в некоторых отраслях права, наличие дублирующих норм, коллизии отдельных положений законодательных актов, чрезмерная абстрактность законодательных актов, регулирование общественных отношений неадекватными  законодательными актами.

Эти недостатки – есть результат игнорирования научных технологий создания законов, отсутствия прогнозирования последствий принятия конкретного законодательного акта, несоблюдения иерархии законодательных актов и, в ряде случаев, непрофессионализма законотворческого органа. ¹

Таким образом, возникает ряд первоочередных задач совершенствования процесса права в Республике Беларусь: прямая отмена законодательных актов исчерпывающих себя, восполнение пробелов в законодательстве, устранение коллизий и дублирующих норм в законодательных актах, использование рекомендаций ученых при законотворчестве, систематизация, в первую очередь – кодификация законодательных актов, действенная реализация общепризнанных принципов

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.