Правовые меры
предупреждения преступлений и административных правонарушений в области охраны
окружающей среды выражаются в проведении мероприятий по реализации правовых
средств. Организационные меры предупреждения преступлений и административных
правонарушений в области охраны окружающей среды заключаются в мероприятиях,
направленных на создание условий, исключающих совершение противоправных
посягательств.
Рассмотрим
наиболее многочисленную группу мер специального предупреждения — меры правового
предупреждения преступлений и административных правонарушений в области охраны
окружающей среды, осуществляемые органами внутренних дел.
Данные меры
включают в себя: административно-правовые, уголовно-правовые,
оперативно-розыскные, гражданско-правовые меры.
Административно-правовые
меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности
в основном реализуют сотрудники милиции общественной безопасности. Но, принимая
во внимание то обстоятельство, что задачи органов внутренних дел решают в
единстве все службы и подразделения в присущих им формах и методах,
административно-правовые меры в определенной мере выполняют и сотрудники
криминальной милиции. Так, предупреждая и прекращая преступления и
правонарушения экологической направленности, оперативные работники,
руководствуясь административно-правовыми нормами, выясняют обстоятельства и
устанавливают факты загрязнения окружающей среды сверх допустимых пределов;
непосредственные причины загрязнения окружающей среды; характер и размер ущерба
природным ресурсам; причины и условия, способствовавшие нарушениям правил
охраны окружающей среды, и др[22].
Деятельность
органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений
экологической направленности показывает, что сотрудники милиции чаще всего
применяют административно-правовые меры принудительного характера. По своему
назначению и содержанию указанные меры различны, поэтому наиболее
приемлемым представляется подразделить их на следующие группы: а) меры
административного предупреждения преступлений и правонарушений экологической
направленности; б) меры административного пресечения преступлений и
правонарушений экологической направленности; в) меры административно-процессуального
обеспечения; г) меры административной ответственности (административные
наказания).
Меры
административного предупреждения преступлений и правонарушений экологической
направленности принудительного характера занимают в деятельности милиции особое
место среди других средств правового принудительного воздействия. Их
особенность в том, что в известных случаях они реализуются не в связи с
преступлением или правонарушением экологической направленности, а при
наступлении определенных условий, указанных в норме права. Основанием их
применения является наступление особых условий в тех случаях, когда закон
уполномочивает орган государства (его представителя) осуществлять конкретную
административную меру. Например, реализуя свои полномочия в области
лицензионно-разрешительной системы, органы внутренних дел в целях
предупреждения преступлений и административных правонарушений, в том числе
экологической направленности, осуществляют: контроль за оформлением, выдачей
лицензий и разрешений на приобретение, перевозку и хранение предметов и
веществ, на которые установлена разрешительная система (служебное и гражданское
оружие, боевые припасы к нему). Кроме того, для органов внутренних дел
характерен контроль за порядком реализации, приобретения, перевозки, хранения,
использования оружия и боевых припасов к нему, а также предоставлено право
осуществлять лицензирование продажи и приобретения оружия, обеспечивать
контроль, за соблюдением правил его применения, хранения, регистрации и
перерегистрации. Огнестрельное оружие либо взрывчатые вещества, как правило,
похищаются для совершения правонарушений, в частности для браконьерских целей
(незаконной охоты и рыболовства). Достаточно сказать, что ежегодно по стране у
браконьеров при задержании за незаконную охоту работниками милиции изымается
более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия[23].
Наряду с
подразделениями милиции общественной безопасности широкий круг природоохранительных
задач выполняют и другие службы органов внутренних дел. Например, аппараты по
борьбе с экономическими преступлениями в процессе своей деятельности должны
выяснять, не причинен ли расследуемым преступлением вред окружающей среде, а
при обнаружении такого вреда требовать его возмещения в гражданско-правовом
порядке, и наоборот, тщательно анализировать информацию о преступлениях и
правонарушениях экологической направленности, так как иногда правонарушители,
зная о невысоких санкциях за такие правонарушения, совершают их с целью
маскировки экономических преступлений.
Одними из
действенных административно-правовых мер по укреплению экологического
правопорядка и обеспечению экологической безопасности выступают меры
административного пресечения преступлений и правонарушений экологической
направленности принудительного характера, применяемые органами внутренних дел.
Меры административного пресечения как наиболее распространенная разновидность
административно-принудительных мер предупреждения преступлений и правонарушений
экологической направленности применяются значительным количеством сотрудников
органов внутренних дел[24].
Закон РФ «О
милиции» (а в настоящее время и закон «О полиции») и другие законодательные
акты содержат следующие меры административного пресечения общего назначения,
которые вправе применять сотрудники органов внутренних дел в целях
предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности. Это
требование к гражданам и должностным лицам прекратить противоправные действия
(п. 1. ст. 11 Закона «О милиции»). Так, сотрудники органов внутренних дел,
обеспечивая соблюдение правил благоустройства и озеленения городов и других
поселений, должны пресекать противоправные действия лиц, занимающихся порчей
газонов, зеленых насаждений либо захламлением территории, а в необходимых
случаях задерживать правонарушителей и доставлять их в отделение милиции для
составления протокола.
В настоящее
время все большее распространение получила такая мера пресечения, как
аннулирование лицензий и разрешений на продажу, приобретение, перевозку и
хранение предметов и веществ, за которыми установлены специальные
правила лицензионно-разрешительной системы. Например, использование
огнестрельного оружия не по назначению или для незаконной охоты, использование
взрывчатых веществ для рыбной ловли могут нанести вред объектам природы и в
целом окружающей среде. В этой связи следует указать такую меру пресечения, как
выдача письменного предписания об устранении нарушений с указанием конкретного
срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. Эти
предписания не приостанавливают деятельности объектов рассматриваемой сферы, а
дают возможность в установленные сроки исправить указанные недостатки. В случае, когда
причину вреда устранить невозможно, сотрудники органов внутренних дел имеют
право запрещать деятельность соответствующих объектов, с аннулированием при
этом лицензий на торговлю оружием и патронами, коллекционирование,
экспонирование и приобретение, а также разрешений на хранение и ношение,
транспортировку. По факту аннулирования лицензии или разрешения выносится
заключение, в котором указываются обстоятельства, послужившие основанием для
принятия такого решения (п. 26 ст. 11 Закона «О милиции», ст. 27 Закона «Об
оружии»), с последующим привлечением к ответственности[25].
Мерами
административного пресечения специального назначения являются средства
физического воздействия на нарушителей экологического законодательства,
применяемые в случаях, когда иными мерами прекратить общественно опасное
поведение невозможно. Чаще всего сотрудникам органов внутренних дел в
деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений экологической
направленности приходится осуществлять такие меры обеспечения, как досмотр, а
также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся
там вещей и документов[26].
В целях
обеспечения правильного рассмотрения дел об экологических правонарушениях
допускается личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
Значительное
место среди мер административного принуждения в предупреждении преступлений и
правонарушений экологической направленности занимает административная
ответственность (административные наказания). В настоящее время к лицам,
виновным в нарушении экологического законодательства применяется одно из
следующих наказаний: предупреждение, штраф, конфискация орудий и (или) предмета
совершения административного правонарушения (ружье, сеть, лодка и т.д.),
лишение специального права, например, на охоту[27].
Уголовно-правовые
меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности.
Прежде всего, это общая превенция уголовного закона, в частности предупреждение
совершения экологического преступления. В структуре Особенной части УК РФ выделена
отдельная глава 26 «Экологические преступления», в рамках которой объединено
большинство известных отечественному законодательству составов преступных
посягательств на окружающую среду.
Действенной
мерой уголовно-правового предупреждения экологических преступлений применяемой
органами внутренних дел, является предупреждение, достигаемое путем привлечения
виновных лиц к ответственности. Фактическая же ситуация по применению этой меры
выглядит следующим образом. К уголовной ответственности за загрязнение вод
ежегодно привлекается 10—12 человек, хотя сотрудники контрольных органов в
сфере охраны окружающей среды выявляют ежегодно десятки тысяч случаев злостных
загрязнений водоемов, но уголовные дела возбуждаются редко (40— 50 в год).
Нарушения лесного законодательства распространены очень широко, к уголовной
ответственности за них привлекается лишь 2% виновных. Но количество
возбужденных уголовных дел — это не самоцель, это лишь реагирование государства
на запрещенные уголовные деяния. Цель всех мер предупреждения в области охраны
окружающей среды — укрепление экологического правопорядка и
обеспечение экологической безопасности. Понятно, что это невозможно без
формирования убеждения в недопустимости нарушения установленных правил охраны
окружающей среды, без развития чувства ответственности. В противном случае меры
убеждения, не подкрепленные реальной ответственностью за правонарушения,
превращаются в малозначительные и вовсе не обязательные для исполнения
рекомендации[28].
В связи с
проблемами реализации уголовного законодательства об ответственности за
экологические преступления особое профилактическое значение имеют
оперативно-разыскные меры. Во всех случаях, когда лица, совершившие
экологическое преступление, не обнаружены, органы внутренних дел принимают
необходимые оперативно-разыскные меры по выявлению преступлений и установлению
причастных к ним лиц.
Гражданско-правовые
меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности
осуществляемые органами внутренних дел, заключаются в применении
гражданско-правовых средств и направлены на охрану прав и законных интересов
граждан, предприятий, учреждений и организаций от экологических правонарушений,
связанных с причинением морального и материального вреда. Например, укрепление
экологического правопорядка путем обращения сотрудников органов внутренних дел
в суды с исками о наложении на причинителей ущерба окружающей среде санкций,
предусмотренных гражданским законодательством, а также о возмещении ущерба,
причиненного окружающей природной среде[29].
Обобщая
сказанное о применении органами внутренних дел правовых мер предупреждения
преступлений и правонарушений экологической направленности, следует в качестве
примера эффективности применения правовых мер привести деятельность УБПОООПС
ГУВД г. Москвы. Всего за период проведения эксперимента по материалам проверок
сотрудниками экологической милиции возбуждено 3932 уголовных дела, из них: 3285
— за нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, 376 — за нарушения в
области охраны окружающей среды, 271 — общеуголовной направленности. В
добровольном порядке и по решению судов государству возмещен вред, нанесенный
окружающей среде, на сумму 25,9 млн руб. К административной ответственности
привлечено более 380 тыс. физических, должностных и юридических лиц. Взыскано
штрафов на сумму свыше 70,2 млн рублей. Рассмотрено 15,7 тыс. письменных жалоб
и заявлений граждан, связанных с нарушением природоохранного и
санитарно-эпидемиологического законодательств[30].
Организационные
меры, осуществляемые органами внутренних дел по предупреждению преступлений и
правонарушений экологической направленности (проведение рейдов,
массово-разъяснительная работа, выявление лиц, склонных к правонарушениям
экологической направленности, внесение представлений, воспитательные меры),
направлены главным образом на недопущение загрязнения окружающей среды,
браконьерства, нарушений правил охоты, незаконного использования огнестрельного
оружия при охоте и др.
Проведение
рейдов по местам сбыта рыбы, по охотничьим угодьям и другим объектам направлено
на создание условий, исключающих преступления и правонарушения экологической
направленности, а сам факт непосредственного наблюдения в процессе рейда за
исполнением гражданами экологического законодательства сдерживающе действует на
лиц, склонных к нарушениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|