на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Предупреждение преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды

Правовые меры предупреждения преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды выражаются в проведении мероприятий по реализации правовых средств. Организационные меры предупреждения преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды заключаются в мероприятиях, направленных на создание условий, исключающих совершение противоправных посягательств.

Рассмотрим наиболее многочисленную группу мер специального предупреждения — меры правового предупреждения преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами внутренних дел.

Данные меры включают в себя: административно-правовые, уголовно-правовые, оперативно-розыскные, гражданско-правовые меры.

Административно-правовые меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности в основном реализуют сотрудники милиции общественной безопасности. Но, принимая во внимание то обстоятельство, что задачи органов внутренних дел решают в единстве все службы и подразделения в присущих им формах и методах, административно-правовые меры в определенной мере выполняют и сотрудники криминальной милиции. Так, предупреждая и прекращая преступления и правонарушения экологической направленности, оперативные работники, руководствуясь административно-правовыми нормами, выясняют обстоятельства и устанавливают факты загрязнения окружающей среды сверх допустимых пределов; непосредственные причины загрязнения окружающей среды; характер и размер ущерба природным ресурсам; причины и условия, способствовавшие нарушениям правил охраны окружающей среды, и др[22].

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений экологической направленности показывает, что сотрудники милиции чаще всего применяют административно-правовые меры принудительного характера. По своему назначению и содержанию указанные меры различны, поэтому наиболее приемлемым представляется подразделить их на следующие группы: а) меры административного предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности; б) меры административного пресечения преступлений и правонарушений экологической направленности; в) меры административно-процессуального обеспечения; г) меры административной ответственности (административные наказания).

Меры административного предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности принудительного характера занимают в деятельности милиции особое место среди других средств правового принудительного воздействия. Их особенность в том, что в известных случаях они реализуются не в связи с преступлением или правонарушением экологической направленности, а при наступлении определенных условий, указанных в норме права. Основанием их применения является наступление особых условий в тех случаях, когда закон уполномочивает орган государства (его представителя) осуществлять конкретную административную меру. Например, реализуя свои полномочия в области лицензионно-разрешительной системы, органы внутренних дел в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений, в том числе экологической направленности, осуществляют: контроль за оформлением, выдачей лицензий и разрешений на приобретение, перевозку и хранение предметов и веществ, на которые установлена разрешительная система (служебное и гражданское оружие, боевые припасы к нему). Кроме того, для органов внутренних дел характерен контроль за порядком реализации, приобретения, перевозки, хранения, использования оружия и боевых припасов к нему, а также предоставлено право осуществлять лицензирование продажи и приобретения оружия, обеспечивать контроль, за соблюдением правил его применения, хранения, регистрации и перерегистрации. Огнестрельное оружие либо взрывчатые вещества, как правило, похищаются для совершения правонарушений, в частности для браконьерских целей (незаконной охоты и рыболовства). Достаточно сказать, что ежегодно по стране у браконьеров при задержании за незаконную охоту работниками милиции изымается более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия[23].

Наряду с подразделениями милиции общественной безопасности широкий круг природоохранительных задач выполняют и другие службы органов внутренних дел. Например, аппараты по борьбе с экономическими преступлениями в процессе своей деятельности должны выяснять, не причинен ли расследуемым преступлением вред окружающей среде, а при обнаружении такого вреда требовать его возмещения в гражданско-правовом порядке, и наоборот, тщательно анализировать информацию о преступлениях и правонарушениях экологической направленности, так как иногда правонарушители, зная о невысоких санкциях за такие правонарушения, совершают их с целью маскировки экономических преступлений.

Одними из действенных административно-правовых мер по укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности выступают меры административного пресечения преступлений и правонарушений экологической направленности принудительного характера, применяемые органами внутренних дел. Меры административного пресечения как наиболее распространенная разновидность административно-принудительных мер предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности применяются значительным количеством сотрудников органов внутренних дел[24].

Закон РФ «О милиции» (а в настоящее время и закон «О полиции») и другие законодательные акты содержат следующие меры административного пресечения общего назначения, которые вправе применять сотрудники органов внутренних дел в целях предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности. Это требование к гражданам и должностным лицам прекратить противоправные действия (п. 1. ст. 11 Закона «О милиции»). Так, сотрудники органов внутренних дел, обеспечивая соблюдение правил благоустройства и озеленения городов и других поселений, должны пресекать противоправные действия лиц, занимающихся порчей газонов, зеленых насаждений либо захламлением территории, а в необходимых случаях задерживать правонарушителей и доставлять их в отделение милиции для составления протокола.

В настоящее время все большее распространение получила такая мера пресечения, как аннулирование лицензий и разрешений на продажу, приобретение, перевозку и хранение предметов и веществ, за которыми установлены специальные правила лицензионно-разрешительной системы. Например, использование огнестрельного оружия не по назначению или для незаконной охоты, использование взрывчатых веществ для рыбной ловли могут нанести вред объектам природы и в целом окружающей среде. В этой связи следует указать такую меру пресечения, как выдача письменного предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. Эти предписания не приостанавливают деятельности объектов рассматриваемой сферы, а дают возможность в установленные сроки исправить указанные недостатки. В случае, когда причину вреда устранить невозможно, сотрудники органов внутренних дел имеют право запрещать деятельность соответствующих объектов, с аннулированием при этом лицензий на торговлю оружием и патронами, коллекционирование, экспонирование и приобретение, а также разрешений на хранение и ношение, транспортировку. По факту аннулирования лицензии или разрешения выносится заключение, в котором указываются обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения (п. 26 ст. 11 Закона «О милиции», ст. 27 Закона «Об оружии»), с последующим привлечением к ответственности[25].

Мерами административного пресечения специального назначения являются средства физического воздействия на нарушителей экологического законодательства, применяемые в случаях, когда иными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно. Чаще всего сотрудникам органов внутренних дел в деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений экологической направленности приходится осуществлять такие меры обеспечения, как досмотр, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов[26].

В целях обеспечения правильного рассмотрения дел об экологических правонарушениях допускается личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Значительное место среди мер административного принуждения в предупреждении преступлений и правонарушений экологической направленности занимает административная ответственность (административные наказания). В настоящее время к лицам, виновным в нарушении экологического законодательства применяется одно из следующих наказаний: предупреждение, штраф, конфискация орудий и (или) предмета совершения административного правонарушения (ружье, сеть, лодка и т.д.), лишение специального права, например, на охоту[27].

Уголовно-правовые меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности. Прежде всего, это общая превенция уголовного закона, в частности предупреждение совершения экологического преступления. В структуре Особенной части УК РФ выделена отдельная глава 26 «Экологические преступления», в рамках которой объединено большинство известных отечественному законодательству составов преступных посягательств на окружающую среду.

Действенной мерой уголовно-правового предупреждения экологических преступлений применяемой органами внутренних дел, является предупреждение, достигаемое путем привлечения виновных лиц к ответственности. Фактическая же ситуация по применению этой меры выглядит следующим образом. К уголовной ответственности за загрязнение вод ежегодно привлекается 10—12 человек, хотя сотрудники контрольных органов в сфере охраны окружающей среды выявляют ежегодно десятки тысяч случаев злостных загрязнений водоемов, но уголовные дела возбуждаются редко (40— 50 в год). Нарушения лесного законодательства распространены очень широко, к уголовной ответственности за них привлекается лишь 2% виновных. Но количество возбужденных уголовных дел — это не самоцель, это лишь реагирование государства на запрещенные уголовные деяния. Цель всех мер предупреждения в области охраны окружающей среды — укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности. Понятно, что это невозможно без формирования убеждения в недопустимости нарушения установленных правил охраны окружающей среды, без развития чувства ответственности. В противном случае меры убеждения, не подкрепленные реальной ответственностью за правонарушения, превращаются в малозначительные и вовсе не обязательные для исполнения рекомендации[28].

В связи с проблемами реализации уголовного законодательства об ответственности за экологические преступления особое профилактическое значение имеют оперативно-разыскные меры. Во всех случаях, когда лица, совершившие экологическое преступление, не обнаружены, органы внутренних дел принимают необходимые оперативно-разыскные меры по выявлению преступлений и установлению причастных к ним лиц.

Гражданско-правовые меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности осуществляемые органами внутренних дел, заключаются в применении гражданско-правовых средств и направлены на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от экологических правонарушений, связанных с причинением морального и материального вреда. Например, укрепление экологического правопорядка путем обращения сотрудников органов внутренних дел в суды с исками о наложении на причинителей ущерба окружающей среде санкций, предусмотренных гражданским законодательством, а также о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде[29].

Обобщая сказанное о применении органами внутренних дел правовых мер предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности, следует в качестве примера эффективности применения правовых мер привести деятельность УБПОООПС ГУВД г. Москвы. Всего за период проведения эксперимента по материалам проверок сотрудниками экологической милиции возбуждено 3932 уголовных дела, из них: 3285 — за нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, 376 — за нарушения в области охраны окружающей среды, 271 — общеуголовной направленности. В добровольном порядке и по решению судов государству возмещен вред, нанесенный окружающей среде, на сумму 25,9 млн руб. К административной ответственности привлечено более 380 тыс. физических, должностных и юридических лиц. Взыскано штрафов на сумму свыше 70,2 млн рублей. Рассмотрено 15,7 тыс. письменных жалоб и заявлений граждан, связанных с нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств[30].

Организационные меры, осуществляемые органами внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений экологической направленности (проведение рейдов, массово-разъяснительная работа, выявление лиц, склонных к правонарушениям экологической направленности, внесение представлений, воспитательные меры), направлены главным образом на недопущение загрязнения окружающей среды, браконьерства, нарушений правил охоты, незаконного использования огнестрельного оружия при охоте и др.

Проведение рейдов по местам сбыта рыбы, по охотничьим угодьям и другим объектам направлено на создание условий, исключающих преступления и правонарушения экологической направленности, а сам факт непосредственного наблюдения в процессе рейда за исполнением гражданами экологического законодательства сдерживающе действует на лиц, склонных к нарушениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.