Явление преступности несовершеннолетних занимает
особое место среди проблем криминологической этиологии и правовой
феноменологии. Эта особенность придает специфику целям политики предупреждения
преступности несовершеннолетних. С одной стороны, ее цель – защита прав и
интересов несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и
преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политики
предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы
криминологической и правовой практики.
С позиции формулирования цели не вызывает сомнения
решения одной из важнейших задач при разработке концепции ювенальной юстиции –
обоснование комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних.
Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд
межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются в комплексе вопросы как
судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов
несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их отвественности за
совершенные проступки и правонарушения ( одна из форм защиты общества от
правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель
политики).[7]
Игнорирование двойного содержания цели политики
предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к
необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых
распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства
задана преступным поведением подростка.[8]
Предложенное понимание цели государственной политики
предупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и
защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних –
очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые
положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:
-
Социально-экономического состояния
общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно
связанных с преступностью несовершеннолетних;
-
Социально-психологического
состояния общества, его позитивных и негативных тенденций на основе факторов,
связанных с преступностью несовершеннолетних ;
-
Криминогенной ситуации и ее
прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;
-
Социального контроля (формального
и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденции его развития с выделением
факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию
социальных общностей;
-
Инфраструктуры профилактики и
реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными,
правовыми) ее реформирования и развития.[9]
В политике предупреждения преступности выделяют 3
взаимосвязанных элемента:
Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе
отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает
процесс формирования политики предупреждения преступности;
Второй – деятельность государственных и
негосударственных институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает
формы, способы реализации политики.
Третий – последствия. Это показатель эффективности
политики предупреждения преступности.[10]
Пониманию взаимосвязи политики как идеи и политики
как практики способствует анализ направлений трансформации принципов политики
предупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права они
трансформируются прежде всего в определении:
-
объема и характера
уголовно-правового запрета (проблема криминализации и декриминализации);
-
видов и пределов санкций (
проблема пенализации и депенализации);
-
направлений повышения
эффективности воздействия уголовно-правовых норм на правосознание молодежи.
Государство располагает многими средствами реализации
политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:
-
социальная профилактика (меры,
направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах
жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга).
-
Правовое сдерживание
(профилактические нормы и система правового воспитания).
-
Криминологическая профилактика
(меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и
условий преступности).
-
Виктимологическая профилактика
(меры, направленные на формирование безопасного образа жизни
несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление
виктимогенной среды).
-
Уголовно-правовое предупреждение
(предупреждение преступлений средствам уголовного права. Процесса и
уголовно-исполнительного права), ядро которого – обеспечение применения
эффективного наказания и его исполнение.
Право в политике – регулятор формирования и средство
реализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений
правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних
должны стать:
-
разработка критериев определения
профилактического потенциала права;
-
расширение правового обеспечения
предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм
гражданского, административного
трудового, семейного права, закона РФ «Об
образовании», закона «О занятости населения РФ».
-
Увеличение числа профилактических
норм в УПК и УИК РФ;
-
Разработка видов и механизмов
назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;
-
Разработка правового регулирования
осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым
подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения
конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.
Систему субъектов формирования и реализации политики
предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать
государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов
реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает
система «правоохранения».[11]
Цель системы правоохранения –обеспечение безопасности
в обществе ( защита человека, общества и государства от преступных посягательств)
путем реализации закона и других норм права.
Субъектами политики предупреждения преступности
несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в
отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности
несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости
гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций,
государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.
Проблема участия граждан и различных объединений как в
процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает
самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового
регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три
принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка
(система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и
социальная защита.
Политика предупреждения преступности имеет три уровня:
федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности
формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит
конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих
основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном
ведении РФ и ее субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупреждения
преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы
политики:
1.
Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения,
которая нуждается в повышенной защите.
-
Уважение основополагающих
принципов прав ребенка;
-
Выделение несовершеннолетних в
качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;
-
Рассмотрение несовершеннолетних
как объекта и субъекта профилактики;
-
Организация подготовки
специалистов, использующих дискреционные полномочия.
2.Подход
к проблеме с учетом ее приоритетности:
- решение всех задач, связанных с
предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы»
общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит
будущий уровень безопасности общества.
-
последовательное применение в
отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.
-
Ориентация законодателя не на
содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.
-
Первоочередное целевое
финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и
виктимологическую профилактику.
3.Подход
к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа
повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних.
-
Усиление профилактического
потенциала права.
-
Принятие специальных законов и
специальных процедур для несовершеннолетних.
-
Поэтапное создание комплексной
системы правосудия для несовершеннолетних.
-
Специализация следователей,
прокуроров, судей.
-
Обеспечение бесплатной юридической
помощи несовершеннолетним.
4.Подход
к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.
-
Диверсификация мер обращения с
несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.
-
Приоритетность
социально-психологической, педагогической реабилитации.
-
Использование альтернативных мер в
целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы
несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.
5.
Подход к проблеме с учетом ее
комплексности.
-
Формирование многоуровневой
системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
-
Создание системы координации
предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности,
дополнительности и многоуровневого подхода.
-
Создание единого пространства
профилактики.
-
Образование системы мониторинга
деятельности по формированию и реализации политики.
6.
Подход к проблеме с учетом
региональных условий.
-
Оценка криминогенной ситуации.
-
Реализация принципа полноты
региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и
исполнения уголовного наказания.
-
Максимальное использование для
предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.
-
Принятие законов и иных
подзаконных актов.
-
Согласование программ
предупреждения преступности на региональном
уровне с программами потребностями на местном уровне.[12]
5. Предупреждение преступности несовершеннолетних на
территории Новгородской области.
В
Новгороде и Новгородской области местные власти рассматривают борьбу с
подростковой преступностью в качестве одного из приоритетных направлений своей
деятельности. На реализацию этих целей направлен целый ряд нормативных актов и
документов. Администрацией г. Новгорода и Новгородской области были приняты:
1.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Администрации города Новгорода от 22.05.97 N 60 "О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ
"ПОДРОСТОК";
установлены сроки проведения операции, выработаны цели и план мероприятий.
2.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Администрации города Новгорода от 28.08.95 N 132 "О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ
"ПОДРОСТОК";
3.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Администрации города Новгорода от 07.05.96 N 102 "О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ
"ПОДРОСТОК";
4.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 09.02.98 N 51 "О
ПРОГРАММЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ"
5.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 11.04.96 N 130 "О
ПРОГРАММЕ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА
1996-1997 ГОДЫ"
6.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 20.02.96 N 33 "О
ПРОГРАММЕ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГОРОДЕ НОВГОРОДЕ НА 1996 - 1997
ГОДЫ"
7.
РЕШЕНИЕ Старорусской Думы от 28.05.98 N 90
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГОРОДЕ И РАЙОНЕ НА 1998
- 1999 ГГ."
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|