на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Производство по административным делам

Реферат: Производство по административным делам

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИНСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального административного права.

Его правовые основы закреплены в настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Выражаются они в следующем:

1.   Задачи производства по делам об административных правонарушениях заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в полном соответствии с законом ; обеспечении исполнения вынесенного по делу постановления; выявлении всех причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения законов и укрепления правопорядка( ст.225). Налицо сочетание превентивных и карательных (показательных) целей, что полностью соответствует духу законодательства о борьбе с правонарушениями такого рода.

2.   Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также названным Кодексом.

При этом надо учитывать, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Указанный порядок, в частности, предусматривает обстоятельства, при которых производство по делу исключается. Это: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он отменяет применение административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную ответственность и т.п. (ст.227).

Наступление этих обстоятельств влечет за собой следующие правовые последствия: производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

3.  Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в интересах достижения стоящих перед производством задач. Содержание российского Кодекса об административных правонарушениях позволяет выделить следующие основные стадии производства: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование или опротестование решения.

Указанные статьи являются результатом логического анализа соответствующих административно-процессуальных норм; прямо они в Кодексе (КоАП) не фиксируются. В принципе они характерны не только для данного вида административного производства и могут быть обнаружены в рамках любого его вида. Поэтому их характеристика в рассматриваемом варианте имеет обобщающее значение.

Возбуждение дела об административном правонарушении.

Это начальная стадия производства и применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно- протокола об административном правонарушении (ст.234).

Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, постоянно инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях – представитель общественного объединения). Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в иных случаях может возбуждаться по инициативе, например, граждан общественных объединений и даже исполнительных органов.

Возбуждение дела по своему юридическому значению может квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения. Разумеется, что исходным юридическим фактом при этом является совершение административного правонарушения. Однако, такое должно быть, во-первых, обнаружено, и, во-вторых, процессуально оформлено, чему способствует совершение административного правонарушения. Налицо – сложный юридический факт.

Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его обязанности входит разъяснение установленного для возбуждения данного дела порядка либо направление дела по принадлежности.

Составление протокола не всегда обязательно. Так, при совершении административного правонарушения, за которое установлено административное взыскание в виде минимального административного штрафа (например, одна десятая минимального месячного размера оплаты труда), протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное им правонарушение и налагаемое на него административное взыскание. Он не составляется и в случаях наложения и взимания штрафа, а также оформления предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушений.

Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью. Его реквизиты следующие: дата и место составления; данные составителя протокола; сведения о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения.

В протоколе также фиксируются доказательства, т.е. любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом совершившим административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, может отказаться от подписи протокола; в таком случае в нем делается запись об этом. Оно вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы от отказа от подписи протокола.

При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его процессуальные обязанности и права.

Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Если протокол невозможно составить на месте совершения правонарушения, а его наличие обязательно, нарушитель должен быть доставлен в милицию. При нарушении отдельных правил (например, пользования средствами транспорта, пожарной безопасности, лесонарушений и т.п.) доставление может быть осуществлено уполномоченными на то работниками в целях совершения административного протокола, если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность.

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.239). Их цель – установление личности правонарушителя, составление протокола при невозможности его составления на месте, обеспечение своевременного и правильного разрешения дела. К числу таких мер относятся: административное задержание лица; личный досмотр; досмотр вещей, транспортных средств; изъятие вещей и документов.

Административное задержание, одновременно являющееся и мерой пресечения правонарушения, оформляется составлением протокола. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а о задержании несовершеннолетних – в обязательном порядке родители или лица, их заменяющие.

Для административного задержания установлены определенные сроки.

Оно, как правило, не может быть более 3 часов. При нарушении пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу для установления личности и выяснении обстоятельств правонарушения задержание возможно до 3 суток с сообщением об этом письменно прокурору в течении 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документов, удостоверяющих его личность. За мелкое хулиганство, нарушения порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, торговлю с рук в неустановленных местах нарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или руководителем органа внутренних дел.

Административное задержание вправе осуществлять органы внутренних дел, пограничные войска и т.п.

Личный досмотр (ст.243) может производится уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, таможенными органами и пограничными войсками в присутствии понятых. Досмотр вещей может производиться должностными лицами органов внутренних дел, таможенных и пограничных органов, природоохранительных инспекций и т.п. в присутствии лица, в собственности которого находятся вещи. В экстренных случаях досмотр вещей возможен в отсутствии собственника (владельца) вещей, но с участием двух понятых.

О проведении досмотра в любом его виде делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Изъятие имущества и документов (ст.244), являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании или досмотре, осуществляется теми же должностными лицами, производившими задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении. После рассмотрения дела они либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются; при возмездном изъятии они реализуются.

Отстранение от управление транспортным средством, освидетельствование его на предмет опьянения, задержание транспортного средства (ст.245) – процессуальные меры, применяемые в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что управляющее транспортным средством лицо находится в состоянии опьянения, либо оно не имеет права на управление данным транспортным средством. Задержание транспортного средства производится должностными лицами органов внутренних дел и оформляется отдельным протоколом или же в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая запись.

Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Считается центральным звеном производства, в рамках которого наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыть на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых прежде всего – вопрос об органах (должностных лицах) , уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III Кодекса). В их числе:

Ø Административные комиссии рассматривают все дела об административных правонарушениях , за исключением отнесенных к компетенции иных органов (должностных лиц). В частности они рассматривают дела о нарушении права государственной собственности на леса и животный мир, о бесхозяйственном использовании земель государственного лесного фонда, о нарушении правил охраны и использования памятников истории и культуры, правил содержания собак и кошек, о жестоком обращении с животными, о повреждении телефонов-автоматов, о нарушении правил торговли на рынках, об уклонении от подачи декларации о доходах, о занятии проституцией, о самоуправстве, о нарушении законодательства о религиозных культах и т.п. (ст. 199);

Ø Администрация районов, городов, поселков, сел и т.п. (в настоящее время их компетенция четко не определена);

Ø Комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривающие дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих (например, за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и т.п.) – ст. 201 КоАП;

Ø Районные (городские)народные суды (народные судьи) рассматривают дела об воспрепятствовании осуществлению избирательного права и осуществлению полномочий доверенного лица, вмешательстве в деятельность избирательной комиссии, нарушения законодательства о референдуме, мелком хищении государственного или общественного имущества, повреждения транспортных средств общего пользования и их внутреннего оборудования, торговле с рук в неустановленных местах, мелком хулиганстве, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника милиции и т.п. (ст. 202 КоАП);

Ø Органы внутренних дел (милиции)рассматривают дела весьма широкого круга; о незаконном приобретении и хранении наркотических средств, нарушении правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, нарушении правил дорожного движения пешеходами, нарушении правил перевозки опасных веществ и предметов на транспорте, безбилетном проезде, незаконных операциях с иностранной валютой, мелком хулиганстве и т.п. (ст.203 КоАП). При этом определена компетенция конкретных должностных органов внутренних дел;

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.