Реферат: Производство по административным делам
ПРОИЗВОДСТВО
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИНСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Производство по делам об административных правонарушениях
наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального
административного права.
Его правовые основы закреплены в настоящее время
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Выражаются они в следующем:
1. Задачи производства по делам об административных
правонарушениях заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и
объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в полном
соответствии с законом ; обеспечении исполнения вынесенного по делу
постановления; выявлении всех причин и условий, способствующих совершению административных
правонарушений; предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе
соблюдения законов и укрепления правопорядка( ст.225). Налицо сочетание
превентивных и карательных (показательных) целей, что полностью соответствует
духу законодательства о борьбе с правонарушениями такого рода.
2. Порядок производства по делам об административных
правонарушениях определяется законодательством Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации, а также названным Кодексом.
При этом надо учитывать, что
административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Указанный порядок, в частности, предусматривает
обстоятельства, при которых производство по делу исключается. Это: отсутствие
события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на
момент совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста;
невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;
действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
издание акта амнистии, если он отменяет применение административного взыскания;
отмена акта, устанавливающего административную ответственность и т.п. (ст.227).
Наступление этих обстоятельств влечет за собой
следующие правовые последствия: производство не может быть начато, а начатое подлежит
прекращению.
Если при рассмотрении дела обнаружится, что в
административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы
передаются прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
3.
Являясь видом
административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера,
производство по делам об административных правонарушениях может быть
рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность
конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное
назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и
обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий
в интересах достижения стоящих перед производством задач. Содержание
российского Кодекса об административных правонарушениях позволяет выделить
следующие основные стадии производства: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение
решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование или
опротестование решения.
Указанные
статьи являются результатом логического анализа соответствующих
административно-процессуальных норм; прямо они в Кодексе (КоАП) не фиксируются.
В принципе они характерны не только для данного вида административного
производства и могут быть обнаружены в рамках любого его вида. Поэтому их
характеристика в рассматриваемом варианте имеет обобщающее значение.
Возбуждение
дела об административном правонарушении.
Это
начальная стадия производства и применительно к производству по делам об
административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое
процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого
процессуального документа, а именно- протокола об административном правонарушении
(ст.234).
Поскольку
составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего
полномочного должностного лица, постоянно инициатором возбуждения дела является
именно оно (в некоторых случаях – представитель общественного объединения).
Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в
иных случаях может возбуждаться по инициативе, например, граждан общественных
объединений и даже исполнительных органов.
Возбуждение
дела по своему юридическому значению может квалифицировать в качестве
процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой
возникновение конкретного административно-процессуального отношения.
Разумеется, что исходным юридическим фактом при этом является совершение
административного правонарушения. Однако, такое должно быть, во-первых,
обнаружено, и, во-вторых, процессуально оформлено, чему способствует совершение
административного правонарушения. Налицо – сложный юридический факт.
Если
дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться
от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его обязанности входит
разъяснение установленного для возбуждения данного дела порядка либо
направление дела по принадлежности.
Составление
протокола не всегда обязательно. Так, при совершении административного
правонарушения, за которое установлено административное взыскание в виде
минимального административного штрафа (например, одна десятая минимального
месячного размера оплаты труда), протокол не составляется, если лицо не
оспаривает допущенное им правонарушение и налагаемое на него административное
взыскание. Он не составляется и в случаях наложения и взимания штрафа, а также
оформления предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушений.
Установлены
определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего
ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью. Его реквизиты
следующие: дата и место составления; данные составителя протокола; сведения
о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения
и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную
ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших,
если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела
сведения.
В
протоколе также фиксируются доказательства, т.е. любые фактические данные, на
основании которых устанавливается наличие или отсутствие административного
правонарушения, виновность данного лица в совершении и иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол
подписывается лицом, его составившим и лицом совершившим административное
правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо,
совершившее административное правонарушение, может отказаться от подписи
протокола; в таком случае в нем делается запись об этом. Оно вправе представить
прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также
изложить свои мотивы от отказа от подписи протокола.
При
составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его процессуальные
обязанности и права.
Протокол
направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об
административном правонарушении.
Если
протокол невозможно составить на месте совершения правонарушения, а его наличие
обязательно, нарушитель должен быть доставлен в милицию. При нарушении
отдельных правил (например, пользования средствами транспорта, пожарной
безопасности, лесонарушений и т.п.) доставление может быть осуществлено
уполномоченными на то работниками в целях совершения административного
протокола, если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность.
На
стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные
меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
(ст.239). Их цель – установление личности правонарушителя, составление
протокола при невозможности его составления на месте, обеспечение
своевременного и правильного разрешения дела. К числу таких мер относятся: административное
задержание лица; личный досмотр; досмотр вещей, транспортных средств; изъятие
вещей и документов.
Административное
задержание,
одновременно являющееся и мерой пресечения правонарушения, оформляется
составлением протокола. По просьбе задержанного о месте его нахождения
уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а о задержании
несовершеннолетних – в обязательном порядке родители или лица, их заменяющие.
Для
административного задержания установлены определенные сроки.
Оно,
как правило, не может быть более 3 часов. При нарушении пограничного режима или
режима в пунктах пропуска через государственную границу для установления
личности и выяснении обстоятельств правонарушения задержание возможно до 3
суток с сообщением об этом письменно прокурору в течении 24 часов с момента
задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушитель не
имеет документов, удостоверяющих его личность. За мелкое хулиганство, нарушения
порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, торговлю с рук в
неустановленных местах нарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела
народным судьей или руководителем органа внутренних дел.
Административное
задержание вправе осуществлять органы внутренних дел, пограничные войска и т.п.
Личный
досмотр (ст.243)
может производится уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних
дел, военизированной охраны, таможенными органами и пограничными войсками в
присутствии понятых. Досмотр вещей может производиться должностными лицами
органов внутренних дел, таможенных и пограничных органов, природоохранительных
инспекций и т.п. в присутствии лица, в собственности которого находятся вещи. В
экстренных случаях досмотр вещей возможен в отсутствии собственника (владельца)
вещей, но с участием двух понятых.
О
проведении досмотра в любом его виде делается соответствующая запись в
протоколе об административном правонарушении или в протоколе об
административном задержании.
Изъятие
имущества и документов (ст.244),
являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных
при задержании или досмотре, осуществляется теми же должностными лицами,
производившими задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь
до рассмотрения дела об административном правонарушении. После рассмотрения
дела они либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются; при
возмездном изъятии они реализуются.
Отстранение
от управление транспортным средством, освидетельствование его на предмет
опьянения, задержание транспортного средства (ст.245) – процессуальные меры, применяемые в случаях,
когда есть достаточные основания полагать, что управляющее транспортным
средством лицо находится в состоянии опьянения, либо оно не имеет права на
управление данным транспортным средством. Задержание транспортного средства
производится должностными лицами органов внутренних дел и оформляется отдельным
протоколом или же в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая
запись.
Рассмотрение
дела об административном правонарушении.
Считается
центральным звеном производства, в рамках которого наиболее отчетливо
проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной
административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыть
на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых прежде всего
– вопрос об органах (должностных лицах) , уполномоченных рассматривать дела
об административных правонарушениях (раздел III Кодекса). В их числе:
Ø
Административные
комиссии рассматривают все дела об административных правонарушениях , за
исключением отнесенных к компетенции иных органов (должностных лиц). В
частности они рассматривают дела о нарушении права государственной собственности
на леса и животный мир, о бесхозяйственном использовании земель
государственного лесного фонда, о нарушении правил охраны и использования
памятников истории и культуры, правил содержания собак и кошек, о жестоком обращении
с животными, о повреждении телефонов-автоматов, о нарушении правил торговли на
рынках, об уклонении от подачи декларации о доходах, о занятии проституцией, о
самоуправстве, о нарушении законодательства о религиозных культах и т.п. (ст.
199);
Ø
Администрация
районов, городов, поселков, сел и т.п. (в настоящее время их компетенция четко
не определена);
Ø
Комиссии по делам
несовершеннолетних, рассматривающие дела об административных правонарушениях,
совершенных несовершеннолетними, а также в отношении родителей несовершеннолетних
или лиц, их заменяющих (например, за появление в общественных местах в пьяном виде
подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков,
доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и т.п.) – ст. 201 КоАП;
Ø
Районные
(городские)народные суды (народные судьи) рассматривают дела об
воспрепятствовании осуществлению избирательного права и осуществлению
полномочий доверенного лица, вмешательстве в деятельность избирательной
комиссии, нарушения законодательства о референдуме, мелком хищении
государственного или общественного имущества, повреждения транспортных средств
общего пользования и их внутреннего оборудования, торговле с рук в
неустановленных местах, мелком хулиганстве, злостном неповиновении законному
распоряжению или требованию сотрудника милиции и т.п. (ст. 202 КоАП);
Ø
Органы внутренних
дел (милиции)рассматривают дела весьма широкого круга; о незаконном
приобретении и хранении наркотических средств, нарушении правил, обеспечивающих
безопасность движения на железнодорожном транспорте, нарушении правил дорожного
движения пешеходами, нарушении правил перевозки опасных веществ и предметов на
транспорте, безбилетном проезде, незаконных операциях с иностранной валютой,
мелком хулиганстве и т.п. (ст.203 КоАП). При этом определена компетенция
конкретных должностных органов внутренних дел;
Страницы: 1, 2
|