Реферат: Псковская судная грамота
Вариант 2
Псковская Судная
Грамота.
1. Возникновение Псковской Судной
Грамоты.
Основным
источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась Русская Правда,
данная Новгороду Ярославом Мудрым и дополненная позже его потомками. Но Русская
Правда, написанная еще в первой половине XI в., не могла удовлетворить всем
требованиям новгородцев, живших уже в другом столетии. Поэтому Русская Правда
постепенно подменялась судебной практикой новгородцев. Кроме судебной практики
источниками права служили решения веча, договора с князьями, международные
договоры. Все это рождало неразбериху в различных судебных делах, так как
договор с князем мог прийти в противоречие с международным договором или с
практикой суда. Это все требовало кодификации, которая и была проведена в XV
в. Результатом этой кодификации явились Новгородская и Псковская Судные
Грамоты, утвержденные "всем Государем Великим Новгородом на вече" и
"всем Псковом на вече". Псковская Судная Грамота дошла до нас
полностью. Она была утверждена на вече в 1467 г. в Пскове и первоначально
состояла из 108 статей, а позже была дополнена еще 12 статьями.
1.2. Судная грамота Пскова.
Судная грамота
Пскова были принята вечевым собранием города в середине XV в. Она являлась
основным источником права для Пскова до его присоединения к Москве. Псковская
Судная Грамота была составлена в 1467 г. "по благословению отец своих
попов всех 5 съборов". Грамота состоит из 120 статей, 108 из которых были
приняты в 1467 г., а остальные были дописаны позже по решению веча. Некоторые
из этих статей были приняты и выполнялись еще задолго до появления Судной
Грамоты.: "Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из
княж Костянтиновы грамоты...". Князь Александр - это князь Александр
Михайлович Тверской, изгнанный из Твери и княживший в Пскове с 1327 по 1337 г.,
а "Костянтин" - Константин Дмитриевич, брат великого князя
московского Василия I Дмитриевича, княживший в Пскове в 1407 и 1412 гг. Кроме
грамот этих князей, Псковская Судная Грамота основывалась на судебной практике
и вечевых документах, принятых ранее: "... и изо всех приписков псковъских
пошлин.". Псковская Судная Грамота возможно вобрала в себя еще один
памятник права - Псковскую Правду. Об этом памятнике упоминается в договорной
грамоте 1440 г. Казимира Польского с Псковом.
Псковская Судная
Грамота составлена в основном из "псковских пошлин" - юридических
обычаев. Псковская Судная Грамота трудна для объяснения: в списке немало
древнерусских терминов, не встречающихся в других правовых актах того времени,
многие предусматриваемые законом случаи рассматриваются очень кратко, намеками.
Вместе с Новгородской Судной Грамотой, Псковская Судная Грамота очень много
места уделяет судоустройству и судопроизводству, но при этом дает обильный
запас норм и материального права, особенно гражданского. В Псковской Судной
Грамоте встречаются обстоятельные постановления о договорах купли-продажи,
найма и займа, о торговых и землевладельческих товариществах, о семейных
отношениях по имуществу. Псковская Судная Грамота различает юридические
понятия, требовавшие развитого правосознания, предусматривает юридические
случаи, какие могли возникнуть в живом и сложном гражданском обороте торгового
города. "В ее определениях имущественных и обязательственных отношений
сказывается чутье Правды, стремившееся установить равновесие борющихся частных
интересов и на нем построить порядок, ограждаемый не только законами, но и
нравами. Поэтому в ряду судебных доказательств она дает предпочтительное
значение присяги, отдавая обыкновенно на волю истца решить тяжбу этим способом:
"хочет, сам поцелует или у креста положит", то есть предоставит
целовать крест ответчику, положив у креста спорную вещь или ее цену."
1.3. Правовой статус населения.
Крестьяне-общинники
- упоминаются под именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о
проникновении имущественных отношений в среду общины (появление грамотчика)
Половник
(исполовники) - люди, отдающие своему господину половину урожая (ст. 43). По
профессиональному признаку делились на изорников (пахарей), кочетников
(рыболовов) и огородников (ст. 42). Все они занимали одинаковое положение
относительно феодала. Государь имел право отпускать их только в Филипов день
(14 ноября). В случае отказа государь лишался части продукта (ст. 42).
Изорник - скорее
всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и получающий от
него подмогу. От аренадатора изорника отличает покрута, которая делает его
зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп в Русской Правде
работает только на феодала, а изорник - и на себя (отдает лишь часть урожая).
Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник - только имуществом.
Изорник зависел от господина, поскольку
получал от него подмогу (покруту), которую феодал мог потребовал вернуть. Для
взыскания покруты государь не должен был представлять письменный договор, а
прибегал к закличу (ст. 44). Если изорник отрицал покруту, господин должен был
предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51).
Претензии же изорника к господину,
основанные на доске - письменном документе - без специального оформления были
недействительны (ст. 75). Господин не мог распоряжаться личностью и имуществом
изорника.
Государь мог получить покруту, обратив
взыскание на имущество изорника, (ст. 76). То же происходило в случае смерти
изорника и отсутствии наследников (ст. 84). К жене и детям переходили долговые
обязательства умершего изорника, даже если это специально не оговаривается в
письменном документе (ст. 85). Однако за изорником оставалось право ухода от
господина (ст. 63) - за половину урожая. Нельзя назвать изорника нищим - он
имеет свое имущество, о чем свидетельствует ст. 86.
Изорничество - это новый этап
закрепощения крестьян (но нельзя однозначно говорить об ухудшении или улучшении
положения). Впервые была ограничена свобода передвижения - закуп может уйти в
любой момент, отдав купу, а изорник - только в Филипов день.
Наймиты (ст. 39-41) - свободный
человек, пользующийся гражданскими и политическими правами члена городской
общины, но находящийся в социально-экономической зависимости от государя.
Договор заключался устно на время или для выполнения определенной работы (ст.
39). Наймит мог расторгнуть договор, однако в то же время наймит-дворной годами
живет у хозяина. Договор с наймитом плотником должен был быть оформлен путем
записи.
В ПСГ отсутствуют положения о смердах, закупах или холопах.
В ст. 103
упоминается подсуседник, имеющий долговое обязательство, обеспеченное залогом,
по отношению к государю. Мог предъявлять иск на основе досок.
2. Гражданское право по Псковской Судной
Грамоте.
Гражданское
право занимает важное место в нормах Псковской Судной Грамоты. Право
собственности знает деление вещей на недвижимые ("отчина") и движимые
("живот"). К недвижимым относились земли, рыболовные участки,
пчельники ("борти"). Защита земельной собственности - одна из
важнейших частей Псковской Судной Грамоты. В статье 9 ПСГ говорится: "А
коли будет с кем суд о земли о полнеи, или о воде, а будет на той земли двор,
или ниви розстрадни, а стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, ино
тому исцю съслатся на сосед человек 4 или на 5. А суседи став, на коих шлются,
да скажут как прав пред Богом, что чист, и той человек который послался стражет
и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, а супротивень в те лета, ни его
судил ни на землю наступался, или на воду, ино земля его чиста или вода, и
целованиа ему нет, а тако не доискался кто не судил, ни наступался в ты
лета." То есть земля принадлежала тому, кто ей владел не менее 4 лет, и
при этом не было никаких попыток эту землю у него отобрать. Статья 10 ПСГ
говорит о разборе дел о непригодной для обработки земли: "О лешеи земли
будет суд, а положат грамоты и двои на одну землю, а зайдут грамоты за грамоты,
а исца оба возмут межников, да оба изведутца по своим грамотам, да пред
господою ставши межником межничество сьимут ино им присужати поле."
Подобной же
является статья 106 ПСГ: "106. А кто с ким ростяжутся о земли или о борти,
да положат грамоты старые и купленную свою грамоту, и его грамоты заидут многых
бо сябров земли и борти и сябры вси станут на суд в одном месте, отвечаючи кто
ж за свою землю, или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и
межников возмут, и тои отведут у стариков по своей купной грамоте свою часть,
ино ему правда дати на своей части. А целованью быть одному, а поцелует во всех
сябров, ино ему и судница дать на часть, на которой поцелует." Статьи
11-12 рассматривают, что делать после судебного поединка: "11. А которои
своего истца перемож(ет)... . 12. А которои истець ... там. Ино того человека
повинити, и грамоты его посудить, а правому человеку на ту землю и судница
дати; а подсудничье князю и посадником и сь сотскими взяти 10 денег."
Кроме
наследственной вотчины, Псковская Судная Грамота регулирует и владение
"кормлями" - землями, полученными от республики или от частных лиц в
пожизненное (но не наследственное) владение. Кормли запрещалось продавать
(статья 72 ПСГ): "72. А которому человеку будет кормля написанна в
рукописании, и да грамотами владеть землеными учнет или исадскими, а продаст
тую землю или (и)сад, или иное что, а доличат того человека, ино ему земля та,
или исад, или иное выкупить, а свою кръмлю покрал." Как видно из статьи, в
случае продажи кормли, ее необходимо было выкупить и вернуть владельцу, а
бывший владелей кормли лишался на нее права.
3. Обязательственное право.
В Псковской
Судной Грамоте разработана развитая система обязательственного права. Ему
посвящено около трети статей памятника. ПСГ были известны договоры
купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного
найма и изорничества.
3.1. Договор купли-продажи.
Договор
купли-продажи недвижимого имущества заключался только в письменной форме
(статьи 10 - 13). Купля - продажа, заключенная в нетрезвом состоянии могла быть
признана недействительной по требованию одной из сторон: "114. А кто с ким
на пьяни менится чим, или что купит, а потом проспятся и одному исцу не любо
будет, ино им разменится, а в том целованиа нет, не присужати." Как видно
из данной статьи, такое же правило действовало и во время обмена. В статье 101
утверждалось, что купленное нельзя вернуть продавцу и нельзя обращаться в суд
по этому поводу: "101. О торговле и о поруке. А кто имет на ком торговли
искать, или порукы, или именного чего, ино того судить на того волю, на ком
сочат, хочет на поле лезеть, или у креста положит." Но в статье 118
делалось исключение из общего правила - нельзя было продавать больной крупный
рогатый скот: "118. А корову купить за слюблено, а по торговли телят не
сочить, а толка корова кровью помачивается имет ино тая корова назад воротить,
чтобы и денги заплачены были."
3.2. Договор дарения.
О договоре
дарения говорит только одна статья Псковской Судной Грамоты - статья 100. В ней
говорится: "100. А которой человек при своем животе, или пред смертию а
что дасть своею рукою племяннику своему платно или иное животное, или отчину,
да и грамоты даст пред попом, или пред сторонными людми, ино тому тем даньем
владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было." То есть дарения признавалось
только в том случае, если оно было произведено перед священником или перед
другими людьми. Договор дарения мог заключаться в письменной или устной форме.
3.3. Залог.
Псковская Судная
Грамота проводит четкое разграничение между залогом недвижимого и движимого
имущества ("закладом"). В ней имеется целый раздел (статьи 28 - 33),
относящийся к взысканию денежных ссуд по "закладу" и
"доскам", то есть по распискам и частным актам. Без записи и заклада
иски признавались на сумму до 1 рубля при условии предъявления
"досок". При ссудах свыше 1 рубля надо было составлять запись либо
принимать заклад, зарегистрированный в особых закладных досках. В статье 28 ПСГ
говорится: "28. А кто на ком имет сочить съсуднаго серебра по доскам, а
сверх того и заклад положит, ино воля того человека, кто имет серебра сочить по
закладу, хочет сам поцелует да свое серебро возмет, а хочет заклад ему у креста
положит, и он поцеловав да свой заклад возмет, а поле через заклад не
присужати, а закладных доск не посужати." То есть если человек сможет
доказать при помощи "досок" и заклада, что он действительно давал
имущество или деньги в долг, то он имеет право взять с ответчика ссуженные ему
деньги, отдав при этом заклад. В делах подобного рода запрещалось присуждать
судебный поединок. По Псковской Судной Грамоте разрешалось возбуждать уголовные
дела о залоге без наличия "досок" или заклада на сумму не более 1
рубля: "30. А кто имет дават серебро в заим, ино дати до рубля без заклада
и без записи а болши рубли не давати без заклада и без записи. А кто иметь ...
ти ссуда серебра по доскам без заклада боле рубля, ино того доска повинити, а
того права, на ком сочат." В статье 31 говорится о том, что должник может
отказаться отдавать долг в том случае, если стоимость вещи, отданной в залог,
равнозначна или больше ссуженной суммы: "31. Хто на ком имет ссуднаго
серебра по доскам, а сверх того и заклад положит на него платной или доспех,
или конь, или иное што назрячее и животное, а тот заклад того серебра не судит,
чего ищет, отопрется своего закладу, а молвит так: у тебе есми того не
закладал, а у тебе есми не взимал ничего ж, ино кто ищет тому человеку тем
закладом владети, а тот прав, на ком сочат." Заимодавцам предоставлялись
льготы по сравнению с должниками. Например, если за должника поручится человек,
а потом заимодавец начнет требовать деньги с поручителя, то долг считается
выплаченным только в том случае, если в городском архиве есть об этом запись:
"32. А которой человек поручится за друга в серебре, а имет тот человек
сочит на поручнике своего серебра, и тот истец по ком рука дана, вымет против своего
исца рядницу, а молвит так: аз, брате, тобе заплатил то се(ре)бро за тою рукою,
а у мене и рядница што ему не сочить истьцу на исце того серебра, ни на
поручники, ино тая порядня повинить, аже в лары не будет в ты ж речи, а исцу
знати поручника в своем серебре, кто по ком руку дал." К тому же
запрещалась порука за должника, долг которого превышает 1 рубль: "33. А
поруке быть до рубля, а болши не быти рубля." Подобным же образом решались
дела о деньгах, отданных для торговых оборотов, если в городском архиве не было
копии расписки, прдъявленной суду: "38. А кто имет на ком сочит торговых
денег по доскам, тот человек противу положит рядницу, а в рядницы будет
написано о торговли же, а противу тои рядницы не будет во Святеи Троицы в лари
в те ж речи другой, ино тая рядница повинити."
Страницы: 1, 2
|