Всеобщими, универсальными
методами управленческого воздействия являются убеждение, принуждение и
поощрение. В любой сфере социального управления обнаруживается вариантность
соотношения этих методов.
В большинстве случаев
эффективно именно убеждение, поскольку человек, по мнению И.Канта,[7]
- единственное создание, которому необходимо воспитание. Дисциплина, или
выдержка, выводит человека из животного состояния. Дисциплина – средство
уничтожить в человеке его дикость. Дисциплина не дает человеку следовать его
животным наклонностям.
Убеждение – это основной
метод управления дисциплинарными отношениями. Что же такое убеждение? Убеждение
– метод воспитания, воздействия на сознание работника с целью вызвать его
на полезную деятельность или затормозить его нежелательные поступки.
Убеждение направлено на
то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления.
Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления.
«Убеждение – это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их
единстве, изменяет неправильные взгляды, отношения, формирует новые,
соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества. Убеждение
как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия
убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого».[8]
Понятие «убеждение» имеет
два значения:
1)
это процесс
воздействия на человека и на коллектив;
2)
особое состояние
сознания, уверенность в истинности знаний, основанная на понимании.
Основными видами (мерами)
убеждения являются: разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ
положительного опыта и др.
Убеждения особенно важны
там, где есть и возможны оспоримые знания, так как если факт очевиден и
однозначен, то об убеждениях не может быть и речи.
Особенно необходимо
убеждение, если знания, принципы труднодоказуемы, противоречат сложившейся
практике, трудноопровергаемы на данный момент в данном коллективе.
Предположим, в учреждении
ввели этические правила, которые расходятся с типичным поведением части
работников. Несмотря на несогласие этих работников с правилами, их нужно
убедить в необходимости соблюдения правил, установленных в этом учреждении,
пока работник трудится именно здесь, пусть даже в других учреждениях работают
по другим правилам.
Процесс убеждения
включает следующие элементы:
-субъект убеждения
– администрация, общественные организации, трудовой коллектив, каждый работник
организации;
-объект убеждения
– человек, трудовой коллектив, администрация, которую убеждает работник,
профсоюз, трудовой коллектив;
-средства
убеждения – речь, реальное поведение, создание реальных ситуаций, условия
труда, жизни;
-процедура
убеждения.
Согласно статье 20
Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Запрещается только пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается также пропаганда
социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Конституция запрещает
принуждать человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Убеждения оказывают
определяющее влияние на порядок в конкретном учреждении и в обществе в целом,
так как действует не закон, а человек, который воспринял этот закон. По мнению
Гегеля, закон становится законом только после того, как он стал убеждением
человека.
Убеждение
нередко представляют в виде следующей структуры:
1)
знания;
2)
субъективное
признание человеком истинности знаний, отсутствие сомнений в правильности
знаний;
3)
уяснение
соответствия данного знания интересам личности, осознание жизненной важности
знаний для человека и необходимость их для практической деятельности;
4)
субъективная
готовность действовать в соответствии со знаниями.
Процесс
переубеждения, в котором приходится принимать участие всем работникам отдела
кадров, состоит в коррекции взглядов, в изменении оценок, установок.
Что же такое убеждение?
Для понимания этого процесса требуется анализ таких понятий, как убеждение,
убеждения, убежденность.
В трудовом праве убеждение
трактуется как главный метод укрепления трудовой дисциплины, одно из средств
реализации воспитательной функции трудового права. В педагогике – убеждение
– метод воспитания, педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью
вызвать его учебную и другую общественно полезную деятельность или предотвратить
нежелательные поступки[9].
В психологии убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее
действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями[10].
В социальной психологии убеждение – способ осуществления
коммуникативного влияния, в науке управления – основной метод регулирования
поведения людей, путь, способ достижения целей управления.
Как соотносится знания с
убеждением? Знания составляют основу убеждения, но не все из них, а только те,
которые позволяют выработать собственную позицию, которые являются выводом,
имеют форму принципов, целей, задач, функций, структур и т.д.
Убеждения неразрывно связаны с
мировоззрением, по существу образуя его. Совокупность убеждений или система
взглядов – философских, правовых, экономических, социальных, этических,
научных, эстетических – образует мировоззрение.
Убеждения – принцип
действия человека. Они включают в себя знания, составляющие мировоззрение,
знания идей, знания принципов, знания норм поведения.
Убежденность – особое качество личности, определяющее
общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее
регулятором ее сознания и поведения[11].
Убеждения – высшая форма направленности личности, в нее также включают желания,
интересы, влечения, склонности, идеалы.
Исходя из изложенного
вряд ли можно согласиться с определением убеждения как метода воздействия,
стимулирующего отдельных индивидов, социальные группы или классы к такому
поведению, которое соответствует их воле, подлинным интересам, поскольку его
сущность раскрывается через стимулирование, которое является элементом
поощрения, а не убеждения[12].
Убеждение – это вид взаимодействия, отношение
между многочисленными субъектами. К субъектам убеждения относится и сам
трудовой коллектив.
Можно выделить три
вида убеждений:
1)
непосредственно
эмоциональное, при котором воздействуют на чувства;
2)
логическое
воздействие на разум;
3)
убеждение
практикой.
В
зависимости от вида убеждения – философского, политического, правового,
нравственного, эстетического и т.д. – различаются и его цели. Цель убеждения
как основного метода управления трудовой дисциплиной состоит в формировании
отношения к труду, трудовой и правовой активности, непримиримости к нарушениям
трудовой дисциплины. И второй аспект цели – добиваться того, чтобы убеждения человека
не расходились с его поведением.
Результат убеждения
оценивается по уровню трудовой активности, дисциплинированности человека.
В правовое воспитание
включается передача правовых знаний – правовое обучение, правовое просвещение,
формирование правового убеждения и т.д. Правовое убеждение отличается от
правового обучения выработкой личного отношения человека к нормам права, к
правовому поведению, правовым теориям путем ценностного подхода к знаниям.
Знания о нормах, правовых теориях оцениваются человеком как истинные или
ложные, существенные, несущественные, обязательные или необязательные и т.д.
Средства убеждения весьма
разнообразны. Эффективной группой средств являются такие моральные, этические
категории, как справедливость, равенство, свобода, добро, зло. Задача правового
убеждения – доказать справедливость требований закона, норм права.
Убеждение отличается от
знания тем, что человек уверен в справедливости и необходимости именно такого
поведения. Убеждение в то же время необходимо только там, где возможны
оспоримые знания, иная линия поведения. Например, человек считает, что изредка
нарушать трудовую дисциплину вполне возможно и т.д.
Рассмотрим
психологическое содержание убеждения как воздействие человека, группы на
личность. Убеждение в данном случае – элемент общения, в процессе которого один
человек (субъект общения) стремится доказать другому (объект общения)
правильность своих выводов по определенному вопросу, аргументировать свою точку
зрения, раскрыть причинно-следственные связи и т.д.
Процесс взаимодействия
людей весьма сложен, поскольку его цель – изменить мнение, взгляды, активность
личности, повлиять на ее восприятие в конкретной ситуации, на сознание,
самосознание, самодисциплину человека и, возможно, изменить его взаимоотношение
с другими людьми. Эффективность убеждения, его действенность в значительной
степени зависят от того, на сколько хорошо убеждающий знает своего собеседника,
подчиненного – его интересы, ценностные ориентации, культурный,
интеллектуальный уровень, особенности темперамента, характера, эмоциональной
сферы, мотивационную среду, убеждения и т.д., а также от активности объекта
общения, осознанности, самостоятельности его собственных высказываний. Взаимная
активность, включенность собеседников в процесс общения – вот фактор,
способствующий достижению оптимального результата. В ходе убеждения необходим
дифференцированный подход к собеседнику, то есть учет его возрастных и других
особенностей, уровня квалификации, настроения и т.д., что позволит выделить в
коллективе определенные группы, например активных работников, «середняков»
(тех, кто, хотя и не нарушает трудовую дисциплину, но и не проявляет
активности), лиц с неустойчивыми убеждениями, нарушителей трудовой дисциплины.
На этих двух последних группах и нужно сосредоточить особое внимание.
Если работник нарушает
трудовую дисциплину, это свидетельствует о преобладании личных интересов над
корпоративными. В то же время это показатель, по крайней мере, противоречия в
его сознании. Сегодня не мало людей с отсталым экономическим, правовым
сознанием, в результате чего они терпимы к нарушителям трудовой дисциплины,
расхитителям собственности, не только не осуждают, а даже оправдывают их.
Убеждение, то есть влияние на активность и сознательность собеседника,
переосмысление, переоценку взглядов, иначе говоря, побуждение его к активному
мышлению нельзя рассматривать изолированно от внушения, основанного только на
вере человека. В данном случае над активной сознательной деятельностью
доминирует несознаваемая психическая деятельность, выражающаяся в том, что
объект внушения (тот, на кого оно направленно) полностью и беспрекословно
принимает доводы, соглашается с мнением собеседника без их обдумывания и
собственного анализа. Внушение переносится автоматически,
распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот.
Как известно, сила внушения может быть очень велика, что зависит как от
индивидуально-психологических свойств объекта, так и от наличия суггестивных
способностей внушения руководителя.
Убеждая собеседника в
правоте своих взглядов, руководители одновременно используют элемент внушения,
иногда даже неосознанно. Очень часто именно от особенностей личности
убеждающего нас человека, от его интеллектуального уровня, эмоционально-волевых
свойств, экспрессивных качеств, особенностей речи, авторитета в коллективе,
уважения и т.д. зависит положительный эффект убеждения. Именно поэтому нельзя
недооценивать значимость внушения, влияющего прежде всего на
эмоционально-чувственную сферу личности. Более того, его необходимо
использовать в процессе воздействия на личность. В ходе правильного,
корректного убеждения и использования элементов внушения руководитель может
добиться социально-профилактического эффекта психотерапии, то есть
комплексного воздействия на личность.
Эффективность убеждения
личности обуславливается и речью убеждающего, поскольку благодаря ей
происходит обмен информацией, раскрываются смысл и предмет беседы.
Эффективность убеждения
зависит и от особенности личности субъекта общения: его компетентности в данном
вопросе, уровня знаний в определенной области, стиля руководства, свойств
темперамента, характера, наличия определенных способностей.
Убеждение используется не
только в общении. Убеждающая информация содержится в самом нормативном акте.
Это такие его части, как преамбула, принципы и т.д.
Таким образом, процесс
убеждения - это сложная система взаимодействия людей, в процессе которого у
объекта общения под влиянием логически обоснованной аргументации субъекта
общения происходит изменение оценочных суждений.
Формирование убеждений
включает помощь человеку в осознании правовых потребностей, развитие правовых
чувств, волевых свойств личности, правовой активности, развитие правовых
знаний, привитие правовых ценностей, осознание правовых интересов, поэтому
правовые убеждения включают в себя следующие элементы:
1. Правовые потребности –
потребности в порядке, организованности, справедливости, добре, уважении, в
признании со стороны государства, коллектива, общественных организаций, в
правде, гласности, соблюдении закона всеми социальными группами общества, в
правовой защите государства, профсоюза и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|