на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Реформистская деятельность С. Ю. Витте

Реферат: Реформистская деятельность С. Ю. Витте

Лицей №5


 

 

Д О К Л А Д

на те­му:

 

РЕ­ФОР­МИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С. Ю. ВИТ­ТЕ”

 

 

 

 

 

Подготовил

Томилин В. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2001.

ПЛАН

1. ВВЕ­ДЕ­НИЕ

 

2. РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ

3. ВРЕМЯ И РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТ­ТЕ

4. ЗА­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ

СПИ­СОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РЫ


1. В В Е Д Е Н И Е

Ка­ж­дое вре­мя для ис­то­рии Рос­сии бы­ло по-сво­ему судь­бо­нос­ным. Од­на­ко, от­дель­ные пе­рио­ды мож­но на­звать оп­ре­де­лив­ши­ми даль­ней­шую жизнь на­ро­да стра­ны на дол­гие го­ды. Од­ним из та­ких важ­ней­ших эта­пов Рос­сий­ской ис­то­рии бы­ли вто­рая по­ло­ви­на XIX ве­ка и на­ча­ло XX ве­ка; вре­мя раз­ви­тия ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния.

Но на по­ли­ти­че­ской аре­не дей­ст­во­ва­ли в это вре­мя, ко­неч­но, не толь­ко пред­ста­ви­те­ли ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния. Но по­ли­ти­че­ские дея­те­ли, при­над­ле­жав­шие к про­ти­во­стоя­ще­му боль­ше­ви­кам ла­ге­рю, ра­нее изо­бра­жа­лись, как пра­ви­ло, ис­ка­жен­но, а за­час­тую про­сто ог­лу­п­ля­лись, ока­ри­ка­ту­ри­ва­лись. Ме­ж­ду тем на ис­то­ри­че­ской сце­не в тот пе­ри­од дей­ст­во­ва­ли яр­кие и силь­ные ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, придерживавшиеся раз­лич­ных об­ще­ст­вен­но-политических взгля­дов, от­ра­жав­ших все цве­та то­гдаш­не­го дос­та­точ­но пе­ст­ро­го по­ли­ти­че­ско­го спек­тра. И не зная этих лю­дей, нель­зя по­нять глу­бин­ной су­ти про­ис­хо­див­ших в стра­не про­цес­сов.

Не­воз­мож­но оп­ре­де­лить свое от­но­ше­ние ко всем тем, кто был в цар­ском ок­ру­же­нии, пра­ви­тель­ст­ве, про­во­дил по­ли­ти­ку ца­риз­ма в гу­бер­ни­ях; осо­бен­но ин­те­рес­ны те лю­ди, ко­то­рые вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в ре­ше­ние глав­но­го для цар­ской Рос­сии во­про­са - аг­рар­но­го. Наи­бо­лее яр­кие лич­но­сти то­го вре­ме­ни, ко­неч­но, С. Ю. Вит­те и П. А. Столыпин.

 2. РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ

Кре­сть­ян­ская об­щи­на - это ин­сти­тут, преобладающий в России после отмены крепостного права. В на­шей пуб­ли­ци­сти­ке ут­вер­дил­ся очень од­но­сто­рон­ний взгляд на об­щи­ну. Так А. Пуш­карь в га­зе­те "Из­вес­тия" за 14.02.90 пи­шет: "об­щи­на бы­ла ос­кол­ком первобытнообщинного строя, иде­аль­ным ме­ха­низ­мом для фис­каль­но­го по­ли­цей­ско­го над­зо­ра". В. Гаврикин - "Из­вес­тия"(4.03.90) : "об­щи­на - это осколок фео­даль­ных от­но­ше­ний". По-ви­ди­мо­му, жур­на­ли­сты, ис­поль­зуя наи­бо­лее хле­ст­кие оп­ре­де­ле­ния, ос­та­ва­лись в пле­ну преж­них пред­став­ле­ний об об­щи­не. Бо­лее глу­бо­кое изу­че­ние фак­тов и до­ку­мен­тов при­во­дит в на­стоя­щее вре­мя мно­гих ис­то­ри­ков к дру­гим вы­во­дам. Да, в по­ре­фор­мен­ную эпо­ху об­щи­на бы­ла пе­ре­жи­точ­ным яв­ле­ни­ем. Мно­гие, в том чис­ле и са­ми кре­сть­я­не, ру­га­ли ее за кос­ность и ру­ти­ну. Но по­че­му-то по­лу­ча­лось все­гда так, что в из­ме­нив­ших­ся ус­ло­ви­ях ме­ня­лась и об­щи­на. Еще в пе­ри­од фео­да­лиз­ма об­щи­на мно­гое сде­ла­ла для ут­вер­жде­ния трех­поль­ной сис­те­мы зем­ле­де­лия вме­сто бес­по­ря­доч­но­го за­се­ва­ния од­них и тех  же пло­ща­дей.

За­тем, по­сле ре­фор­мы 1861 го­да на­сту­пил срав­ни­тель­но бла­го­при­ят­ный для кре­сть­ян­ско­го хо­зяй­ст­ва пе­ри­од: рас­па­лись кре­по­ст­ные це­пи, ма­ло­зе­ме­лье еще не очень ощу­ща­лось, це­ны на  хлеб дер­жа­лись вы­со­кие. И в гро­мад­ном боль­шин­ст­ве об­щин, в  це­лых ре­гио­нах, пре­кра­ти­лись зе­мель­ные пе­ре­де­лы. Бо­лее то­го, сти­хий­но на­чал­ся про­цесс фор­ми­ро­ва­ния ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти  на об­щин­ную зем­лю. Ее ста­ли про­да­вать, за­ве­щать по на­след­ст­ву и т.п.

Но в 80-90 го­дах XIX ве­ка об­ста­нов­ка рез­ко из­ме­ни­лась.  Раз­ра­зил­ся ми­ро­вой сельскохозяйственный кри­зис, и по­ме­щи­ки по­спе­ши­ли пе­ре­ло­жить убыт­ки на кре­сть­ян. Вы­рос­ло кре­сть­ян­ское на­се­ле­ние, и на об­щин­ных зем­лях ста­ло тес­но. На­ко­нец, слу­чил­ся ряд не­уро­жай­ных лет (осо­бен­но силь­ный не­уро­жай был в 1891). Встал во­прос о фи­зи­че­ском вы­жи­ва­нии кре­сть­ян. И об­щи­на по­сле не­лег­кой внутренней борь­бы вы­ну­ж­де­на бы­ла во­зоб­но­вить пе­ре­де­лы. То­гда же поя­вил­ся са­мый урав­ни­тель­ный вид раз­вер­ст­ки зем­ли - по едо­кам.

Но сра­зу же встал и дру­гой во­прос: как пе­ре­де­лять зем­лю, ес­ли один кре­сть­я­нин все­гда удоб­рял свои по­ло­сы, а дру­гой до­вел их до ис­то­ще­ния ? Дол­го и го­ря­чо об­су­ж­дал­ся этот во­прос, и ре­ше­ние, по­хо­же, бы­ло най­де­но. В Пен­зен­ском ар­хи­ве об­на­ру­жен та­кой до­ку­мент: "Мы, кре­сть­я­не, - го­во­ри­лось в при­го­во­ре се­ла Ни­коль­ско­го, - долж­ны зем­лю удоб­рять назь­мом, а ес­ли по ис­те­че­нии 12-лет­не­го сро­ка зем­ля бу­дет по­де­лять­ся, и  ока­жут­ся уча­ст­ки не­уназь­мен­ны­ми, то при раз­де­ле не­ра­ди­во­му до­мо­хо­зяи­ну воз­вра­тить тот са­мый уча­сток, ко­то­рый не был им удоб­рен в те­че­ние 12 лет".

Го­лод­ные го­ды мно­го­му нау­чи­ли, и с кон­ца XIX ве­ка в ря­де не­чер­но­зем­ных гу­бер­ний кре­сть­я­не на­ча­ли от­ка­зы­вать­ся от трех­поль­ной сис­те­мы и всем об­ще­ст­вом пе­ре­хо­дить к мно­го­поль­ным се­во­обо­ро­там с вы­се­вом кор­мо­вых трав. Прав­да этот про­цесс шел мед­лен­но. Но ведь в сель­ском хо­зяй­ст­ве мед­лен­ное, но не­ук­лон­ное на­ко­п­ле­ние но­вых яв­ле­ний - за­лог но­во­го раз­ви­тия.

Та­ким об­ра­зом, об­щи­на не бы­ла ни "скол­ком", ни "ос­кол­ком". Она жи­ла бо­га­той внут­рен­ней жиз­нью.

Об­щи­на - яв­ле­ние не ис­клю­чи­тель­но рус­ское, а ми­ро­вое. В Ев­ро­пе она ис­чез­ла срав­ни­тель­но ра­но, в Рос­сии про­су­ще­ст­во­ва­ла до кол­лек­ти­ви­за­ции, а во мно­гих стра­нах Вос­то­ка все еще со­хра­ни­лась.

Не­ко­то­рые об­щин­ные тра­ди­ции до сих пор жи­вы в раз­ви­тых  стра­нах (на­при­мер, в Гол­лан­дии) - и не все они пло­хи.

Бы­ла ли об­щи­на про­об­ра­зом кол­лек­тив­но­го ве­де­ния сель­ско­го хо­зяй­ст­ва в де­рев­не при со­циа­лиз­ме ? Во­прос этот ак­тив­но об­су­ж­да­ет­ся в ис­то­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ре.

Пе­ре­ход к кол­лек­тив­но­му ве­де­нию сель­ско­го хо­зяй­ст­ва был  го­лу­бой меч­той всех на­род­ни­ков, и они охот­но рас­пи­сы­ва­ли те слу­чаи, ко­гда кре­сть­я­не, ска­жем, всем об­ще­ст­вом ска­ши­ва­ли луга, а за­тем де­ли­ли се­но в коп­нах. Но даль­ше это­го де­ло не  шло. В до­ре­фор­мен­ную эпо­ху от­дель­ные по­ме­щи­ки пы­та­лись вво­дить "кол­лек­тив­ные за­паш­ки", в по­ре­фор­мен­ную - не­ко­то­рые зем­ст­ва. Но кре­сть­я­не смот­ре­ли на это как на бар­ские при­чу­ды, на но­вый вид бар­щи­ны и ста­ра­лись из­ба­вить­ся от по­доб­ных нов­шеств. Маркс счи­тал ис­точ­ни­ком боль­шой жиз­нен­ной си­лы рус­ской об­щи­ны как раз ее дуа­лизм - об­ще­ст­вен­ная соб­ст­вен­ность на зем­лю и ча­ст­ный ха­рак­тер про­из­вод­ст­ва и при­свое­ния.

3. ВРЕМЯ И РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ

С. Ю. Вит­те ро­дил­ся в Тиф­ли­се 17 ию­ня 1849 го­да и вос­пи­ты­вал­ся в се­мье сво­его де­да А. М. Фа­дее­ва, тай­но­го со­вет­ни­ка, быв­ше­го в 1841-1846 гг. са­ра­тов­ским гу­бер­на­то­ром, а за­тем чле­ном со­ве­та управ­ле­ния Кав­каз­ско­го на­ме­ст­ни­ка и управ­ляю­щим экс­пе­ди­ци­ей го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ За­кав­каз­ско­го  края.

Он про­ис­хо­дил из ма­ло­из­ве­ст­ных об­ру­сев­ших нем­цев, став­ших дво­ря­на­ми в 1856 г. (хо­тя он сам на­са­ж­дал вер­сию по­том­ст­вен­но­го дво­рян­ст­ва и вер­но­сти пра­во­сла­вию). Ран­ние го­ды Вит­те про­шли в Тиф­ли­се и Одес­се, где, в 1870 он кон­чил курс на­ук в но­во­рос­сий­ском уни­вер­си­те­те по ма­те­ма­ти­че­ско­му фа­куль­те­ту со сте­пе­нью кан­ди­да­та, на­пи­сав дис­сер­та­цию "О бес­ко­неч­но ма­лых ве­ли­чи­нах". Мо­ло­дой ма­те­ма­тик по­мыш­лял ос­тать­ся при уни­вер­си­те­те для под­го­тов­ки к про­фес­сор­ско­му зва­нию. Но юно­ше­ское ув­ле­че­ние ак­три­сой Со­ко­ло­вой от­влек­ло его от на­уч­ных за­ня­тий и под­го­тов­ки оче­ред­ной дис­сер­та­ции по ас­тро­но­мии. К то­му же про­тив уче­ной карь­е­ры Вит­те вос­ста­ли его мать и дя­дя, зая­вив, что "это не дво­рян­ское де­ло". 1 ию­ля 1871 го­да Вит­те был при­чис­лен чи­нов­ни­ком в кан­це­ля­рии Но­во­рос­сий­ско­го и Бес­са­раб­ско­го ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра, а еще че­рез два го­да на­зна­чен сто­ло­на­чаль­ни­ком. В управ­ле­нии Одес­ской же­лез­ной до­ро­ги, ку­да его оп­ре­де­лил на служ­бу дя­дя, он на прак­ти­ке изу­чил же­лез­но­до­рож­ное де­ло, на­чав с са­мых низ­ших сту­пе­ней, по­бы­вав в ро­ли кон­тор­щи­ка гру­зо­вой служ­бы и да­же по­мощ­ни­ка ма­ши­ни­ста, но ско­ро, за­няв долж­ность на­чаль­ни­ка дви­же­ния, пре­вра­тил­ся в круп­но­го же­лез­но­до­рож­но­го пред­при­ни­ма­те­ля. Од­на­ко в ап­ре­ле 1877 го­да он по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии с го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы.

По­сле окон­ча­ния рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877-1878 гг. принад­ле­жав­шая каз­не же­лез­ная до­ро­га вли­лась в ча­ст­ное Об­ще­ст­во Юго-За­пад­ных же­лез­ных до­рог. Там Вит­те по­лу­чил ме­сто на­чаль­ни­ка экс­плуа­та­ци­он­но­го от­де­ла. Но­вое на­зна­че­ние по­тре­бо­ва­ло пе­ре­ез­да в Пе­тер­бург. В сто­ли­це он про­жил око­ло двух лет. Со­бы­тия 1 мар­та 1881 г., ос­та­вив­шие за­мет­ный след в био­гра­фии Вит­те, за­ста­ли его уже в Кие­ве. В это вре­мя Вит­те ока­зал­ся под влия­ни­ем сла­вя­но­филь­ских идей, ув­ле­кал­ся бо­го­слов­ски­ми со­чи­не­ния­ми; он сбли­зил­ся с ру­ко­во­ди­те­ля­ми "сла­вян­ско­го дви­же­ния"; как толь­ко до Кие­ва дош­ла весть о по­ку­ше­нии на Алек­сан­д­ра II, Вит­те на­пи­сал в сто­ли­цу Фа­дее­ву и по­дал идею о соз­да­нии дво­рян­ской кон­спи­ра­тив­ной ор­га­ни­за­ции для ох­ра­ны им­пе­ра­то­ра и борь­бы с ре­во­лю­цио­не­ра­ми их же ме­то­да­ми. Фа­де­ев под­хва­тил эту идею в Пе­тер­бур­ге и с по­мо­щью Во­рон­цо­ва-Даш­ко­ва соз­дал пре­сло­ву­тую "Свя­тую дру­жи­ну". В се­ре­ди­не мар­та 1881 го­да в Пе­тер­бур­ге со­стоя­лось по­свя­ще­ние Вит­те в ее чле­ны. Он был на­зна­чен глав­ным пра­ви­те­лем дру­жи­ны в Ки­ев­ском  рай­оне. Вит­те рев­но­ст­но от­но­сил­ся к ис­пол­не­нию воз­ло­жен­ных  на не­го дру­жи­ной обя­зан­но­стей. По ее рас­по­ря­же­нию он был на­прав­лен в Па­риж для ор­га­ни­за­ции по­ку­ше­ния на из­вест­но­го ре­во­лю­цио­не­ра-на­род­ни­ка Л.Н. Гарт­ма­на, уча­ст­во­вал в ли­те­ра­тур­ных пред­при­яти­ях дру­жи­ны про­во­ка­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, в ча­ст­но­сти, в со­став­ле­нии бро­шю­ры, из­дан­ной (Ки­ев, 1882 год) под псев­до­ни­мом "Сво­бод­ный мыс­ли­тель", со­дер­жа­щей кри­ти­ку про­грам­мы и дея­тель­но­сти "На­род­ной во­ли" и пред­ре­кав­шей ее ги­бель.

В кон­це ап­ре­ля 1881 го­да Алек­сандр III встал на сто­ро­ну вра­гов ка­ких бы то ни бы­ло пе­ре­мен в сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния. (М.Н. Кат­ков и К.П. По­бе­до­нос­цев). По­сле­до­ва­ло сме­ще­ние по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ше­го "Дру­жи­не" ми­ни­ст­ра  внут­рен­них дел гра­фа Н.П. Иг­нать­е­ва, бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на  "Дру­жи­на".

В 1886 го­ду, сле­дуя сла­вя­но­филь­ским тра­ди­ци­ям, Вит­те зая­вил се­бя (в жур­наль­ной ста­тье) ярым про­тив­ни­ком раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма в Рос­сии и пре­вра­ще­ния русского кре­сть­я­ни­на в  ча­ст­но­го ра­бо­че­го, ра­ба ка­пи­та­ла и ма­ши­ны.

В 1887 го­ду Вит­те, слу­жил управ­ляю­щим Юго-За­пад­ны­ми же­лез­ны­ми до­ро­га­ми, а в 1889 го­ду он по­лу­чил долж­ность ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та же­лез­ных до­рог в ми­ни­стер­ст­ве фи­нан­сов  ( по­те­ряв при этом в до­хо­дах). Вит­те со свой­ст­вен­ной ему  энер­ги­ей на­чал за­вое­вы­вать Пе­тер­бург; в на­ча­ле 1892 го­да он уже ми­нистр пу­тей со­об­ще­ния.

Даль­ней­шее про­дви­же­ние по слу­жеб­ной ле­ст­ни­це ему ос­лож­нил но­вый брак по­сле смер­ти пер­вой же­ны. Его вто­рая же­на Ма­тиль­да Ива­нов­на Вит­те (Ну­рок, по пер­во­му бра­ку Ли­са­пе­вич) бы­ла раз­ве­ден­ной и ев­рей­кой. Не­смот­ря на все ста­ра­ния Вит­те, ее не при­ня­ли при дво­ре. Впро­чем, брак со­сто­ял­ся с со­гла­сия Алек­сан­д­ра III. 

В ав­гу­сте 1892 го­ду в свя­зи с бо­лез­нью Выш­не­град­ско­го, Вит­те сде­лал­ся его при­ем­ни­ком на по­сту ми­ни­ст­ра фи­нан­сов.  За­няв крес­ло на по­сту од­но­го из са­мых влия­тель­ных ми­ни­ст­ров, Вит­те по­ка­зал се­бя ре­аль­ным по­ли­ти­ком. Вче­раш­ний сла­вя­но­фил, убе­ж­ден­ный сто­рон­ник са­мо­быт­но­го раз­ви­тия Рос­сии в ко­рот­кий срок пре­вра­тил­ся в ин­ду­ст­риа­ли­за­то­ра ев­ро­пей­ско­го об­раз­ца, зая­вив­ше­го о сво­ей го­тов­но­сти в те­че­ние двух пя­ти­ле­тий вы­вес­ти Рос­сию в раз­ряд пе­ре­до­вых про­мыш­лен­ных дер­жав. 

В на­ча­ле 90-х го­дов Вит­те еще не из­ме­нил об­щин­ным идеа­лам, счи­тал рус­ское кре­сть­ян­ст­во кон­сер­ва­тив­ной си­лой и "глав­ной опо­рой по­ряд­ка". Ви­дя в об­щи­не оп­лот про­тив со­циа­лиз­ма, он сочувственно от­но­сил­ся к за­ко­но­да­тель­ным ме­рам кон­ца 1880-х - на­ча­ла 1890-х го­дов, на­прав­лен­ных на ее ук­ре­п­ле­ние.

Про­мыш­лен­ность, строи­тель­ст­во и же­лез­ные до­ро­ги в 90-х  го­дах ак­тив­но раз­ви­ва­лись. Это­му в ка­кой-то сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ло и об­ни­ща­ние кре­сть­ян и зем­ле­вла­дель­цев по­сле не­уро­жая 1891 г. и по­сле­до­вав­ше­го за ним го­ло­да. Имен­но этот упа­док в эко­но­ми­ке и при­вел об­ще­ст­вен­ность к осоз­на­нию не­об­хо­ди­мо­сти при­нять ме­ры для обуз­да­ния ре­ак­ци­он­ных дея­те­лей в пра­ви­тель­ст­ве, тол­кав­ших стра­ну на грань эко­но­ми­че­ско­го и ду­хов­но­го рас­па­да. В этой об­ста­нов­ке поя­вил­ся на по­ли­ти­че­ской  сце­не С.Ю. Вит­те. На это­го в выс­шей ме­ре та­лант­ли­во­го че­ло­ве­ка лег­ла за­да­ча пре­об­ра­зо­ва­ния эко­но­ми­че­ской жиз­ни стра­ны.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.