на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Римское государство в период республики. Органы государственного управления

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма­гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре­тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж­дан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи­сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст­вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу­лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо­вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь­мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез­вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об­стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез­ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три­буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа­ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вво­дились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка­ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магист­ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не  при­бегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.

      Падение республики и переход к империи

Во II—I вв. до н.э. развитие   рабовладельческого  общества     в   Риме      приводит     к     обострению     всех     его      классовых    и социальных  противоречий. Успешная   завоевательная    политика ,пре­вратившая     Средиземное      море     во     внутреннее     море  Римского    госу­дарства,  подчинившая   ему почти    всю  Западную Европу   до   Рейна,   поставила   перед   Римом    новые    сложные военные   и   политические    проблемы     подавления завоеванных  народов,  обеспечения   управле­ния   ими.                                                    В этих условиях    становится   все   более   очевидным , что старое политическое устройство уже бессильно справиться  с  возникшими  и обострившимися противоречиями.

   При   завоевании   Италии  в  V—IV вв. до н.э.  Рим  стремился прежде всего   к   конфискации   земель,  так    как   рост населения тре­бовал   расширения    земельных  владений. Рабство   приобре­тает  "классический",   античный    характер.   Значительная   масса   ра­бов   эксплуатируется   в    государственыных  и крупных частных      земле­владельческих латифундиях с крайне  тяжелыми   условиями   труда  и   существования  и  жестоким террористическим  режимом. Естест­венный    протест    рабов   выливается   в   ряд   все    более   широких  и мощ­ных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и  вслед  за  ними  вспыхива­ют    гражданские  и  союзнические    войны, вызванные борьбой  за  власть       между      группировками       господствующего      класса, противоречиями  между    низкими  производителями и   возросшей     (  до  300 000 )     массой      люмпен  -  пролетариев,     получавших     незначительную       мате­риальную       помощь  государства.    Рост числа люмпенов становится  убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое    и политическое    засилье      нобилей вызвало  во   II в.    До     н.э.    широкое      движение     протеста   неимущего населения, возглавляемое братьями  Тиберием  и Гаем   Гракхами.   Гракхи    стреми­лись    ограничить  крупное  землевладение    знати   и  за  счет   этого со­здать земельный фонд для  наделения  землей   мелких землевла­дельцев, а  также ослабить власть  оплота    знати  —  сената   и   восста­новить  потерявшую  былое  значение  власть народного  соб -рания  и  народного трибуна.

    Получив   должность   трибуна,   Тиберий   Гракх, опираясь на на­родное движение,  сумел,  несмотря  на   сопротивление  сената,    про­вести  в  133  году  до н. э.  через народное собрание  Аграрный  закон. Закон ограничил максимальный размер земли    получаемый    от     го­сударства.   За    счет    изымаемых   излишков    создавался земельный    фонд,  распределяемый между   безземельными   или малоземельными      гра­жданами.     Получаемые      ими      участки   становились неотчуждаемыми, что должно    было    предотвратить       обезземеливание  крестьянства.  Несмотря    на  то,   что   Тиберий  Гракх  в  том  же  году был  убит,  его  земельная   реформа начала   осуществляться,  и   несколько   десятков   тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую     деятельность    Тиберия      продолжил    его    брат  Гай  Гракх,    избранный     трибуном.  Им    были    проведены    законы, ослаблявшие    политическое     влияние  знати, - введение тайного    голосования   в   народном   собрании, право    народного    трибуна     избираться     на      следующий      срок.     Осуществляя   аграрную   реформу  своего   брата,  Гай вместе   с   тем   в   123 — 122  гг.  до  н. э. провел  законы  о  создании в провинциях  колоний   римских     граждан   с   наделением    их    землей    и  о     продаже  зерна  из  государственных складов  гражданам   по   очень  низким   ценам.    Последний     закон   ограничил  важное     право     сената —  распоряжаться     государственными       расходами,    так      как    финансиро­вание    продажи     зерна      переходило   к    народному  собранию,   роль   ко­торого значительно возросла.

    Гай   провел  и  военную  реформу.  Было  ограничено    число   обязательных      для      римских       граждан    военных     походов,  отменялась     во­енная    обязанность    для     граждан,   достигших    46-летнего     возраста,    воины     стали     получать   жалованье  и вооружение    от    государства    и   могли    обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

   Наряду  с  этими  мероприятиями  в  интересах   низших слоев римских граждан  Гай  Гракх  провел  и  мероприятия  в   интересах   всадников.  В  их  пользу   был  изменен   порядок откупа налогов  с провинций.

Наконец,  поскольку  Гай  Гракх  был  трибуном,  возросла  роль   этой     магистратуры,    оттеснившей    на     второй     план     даже консулов. Однако, удовлетворив интересы  большинст-ва   римских граждан,  Гай потерял их поддержку   в    попытке    распространить  права    римского    гражданства    на   свободных  жителей Италии. Сенатской  аристокра­тии  удалось   провалить  этот  непопулярный   среди    римских   граж­дан    законопроект, популярность Гая упала,   он был  вынужден  сло­жить  с  себя  полномочия  трибуна   и   в 122 году до н.э. был убит.

    Провал   законопроекта   о   предоставлении    прав    римских  граж­дан  свободным   жителям Италии,  считавшимся   союзниками    Рима,  вызвал   крайнее   недовольство    союзников ,   вылившееся в I в. До н.э. в  союзнические   войны,   существенно   осложнившие   положение   Рима    в   условиях    массовых   восстаний   рабов    и    длившихся    десятилетиями  завоевательных   войн  в провинциях.

В  результате   Союзнической   войны 91—88 гг. до н.э.  жителям   Италии   удалось   уравняться   в  правах с римскими   гражданами.  Но   это    не    ослабил    политическое     напряжение     в  Риме —   обострились    противоречия      между      возникшими     в     среде    свободных     граждан    группировками     оптиматов,  опиравшихся  на сенат, и популяров, боров­шихся  против сенатской     олигархии.   И   те и  другие    использовали подкупаемых   люмпенов.     Борьба  между  ними  привела   в  I в. до н.э. к гражданским войнам.

   Крайнее     обострение     политической    ситуации    в     Риме,  вызван­ное      восстаниями       рабов,     недовольством        мелких   землевладельцев,   чьи     хозяйства     приходили     в   упадок,   не выдерживая      конкуренции      с     крупными      латифундиями     в  результате    участия     хозяев     в  бесконеч­ных  военных походах,  союзнических   и   гражданских   войнах,    потре­бовали     усиления   центральной     государственной   власти.    Все   более   очевидной становится неспособность      старых       политических  учреж­дений      справиться    с    осложнившейся     ситуацией.    Предпринимаются   попытки    приспособить   их    к   новым    историческим   условиям.   Наибо­лее  важная  из  них  была предпринята  в период  диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заста­вил  сенат  назначить   его   диктатором    на  неопределенное   время.   Он  приказал    составить     проскрипции  -  списки     своих    противников,    которые    подлежали   смерти,    а    их    имущество  — конфискации.   Уве­личив   число   сенаторов,   упразднив   долж-ность    цензора,  он   попол­нил   сенат    своими    сторонниками   и расширил   его  компетенцию. Огра­ничена    была   власть  трибуна — его    предложения       должны    предва­рительно     обсуждаться  сенатом, —  а  также     и     компетенция     народ­ного   собрания — из  нее  были     изъяты     судебные    полномочия   и     кон­троль за финансами, возвращенный сенату.

     Установление  пожизненной  диктатуры выявило  стремление    нобилей и верхушки  всадников    выйти   из кризисной       ситуации       пу­тем     установления    сильной единоличной    власти.    Оно    же    показало,  что     попытки приспособить    старую   государственную   форму  к  но­вым  историческим  условиям   обречены   на   неудачу   (реформы     Сул­лы    был    и    отменены    Помпеем   и   Крассом).  После Союзнической   вой­ны  91 — 88  гг.   до н.э. жители    Италии  получили  права  римских  гра­ждан.    Если   до  нее этими правами   пользовались    около   400  000  человек,  то   теперь     их     число    возросло  до  двух  миллионов.  Включе­ние союзников   в   римские трибуны привело  к тому, что комиции перестали  быть      органами        римского        народа.      Их       законодательная         деятельность   приостанавливается,     право      избрания       должностных      лиц     утрачивается.   Успешные     завоевательные     войны  превратили    Рим    из  небольшого  государства - города   в   столицу  огромного  государст­ва,   к   управлению    которым    старая   государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.                                                                                 Необходимость  выйти  из      острого      политического       кризиса,   неприспособленность      старой       государственной      формы     к   новым   историческим    условиям   и   переход   к  наемной    армии    были    основными  причинами падения полисно- республиканского   строя   в   Риме   и установления  военно  - диктаторского   режима.

        Через   короткий   промежуток  времени после диктатуры  Сул­лы   власть  захватывает   первый      триумвират   (Помпеи,  Красе,  Це­зарь).    После      него     устанавливается      диктатура  Цезаря,  получившего   в    45   году    до н. э.  титул   императора  (до   этого   дававшийся   иногда  как  награда  полководцу).  Затем  образуется  второй триумвират Анто­ний, Лепид,Октавиан с     неограниченными       полномочиями   "  для      уст­роения  государства".  После   распада   триумвирата и победы над Антонием  Октавиан  получает     звание     императора   и    пожизненные   права   народного  трибуна,  а  в 27 году   до  н .э. —  полномочия    на    управление    государством    и    почетное     наименование      Август ,     ранее      употреблявшееся     как   обращение   к  богам.  Эта  дата  и считается  началом  нового  периода  истории  Римского  государства  -  периода империи.

Заключение

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала дли­тельная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре­зультате побед последних в нем утвердились демокра­тические порядки: равноправие всех свободных граж­дан, возможность каждого быть одновременно земле­владельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре­чия, повлекшие создание мощной государственной ма­шины и переход от республики к империи.

                                                                       


Литература

1.  История государства и права зарубежных стран. Часть1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

2.  История государства и права зарубежных стран. Часть2.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

3.  Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина»,1995.

4.  История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000.

5.  Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997.

6.  Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995.

7.  Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: - «Юристъ», 1996



Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.