на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Римское право

Реферат: Римское право

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории частного права в Древнем Риме является на

мой взгляд, актуальнейшей задачей в деле подготовки будущих юрис­тов. Особенно остро стоит эта проблема перед Вузами России, ко­торая в течение уже 10 лет пытается стать на рельсы рыночной эконо­мики.

Почему я говорю о важности изучения исторического развития именно частного и, более того, именно вещного права Древнего Рима?

И почему я считаю столь значимым и необходимым заниматься этим се­годня в России?

Во-первых, потому что римское частное право, являясь предель­ным выражением индивидуализма и наибольшей свободы личности, сво­боды собственности, легло в качестве Фундамента для правового раз­вития всех народов Западной Европы. Оно явилось базисом, на кото­ром веками формировалась юридическая, мысль, правовой системой, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наи­более чистое от всяких случайных и национальных окрасок, выраже­ние, Римское частное право и его история изучаются повсеместно.

Отвечая на второй, поставленный мною вопрос, хочу процитировать следующие строки: "…Волею нашей исторической судьбы мы, русские были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, ос­тавались чужды ее культуре, и когда, наконец, отделявшие нас пере­городки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. От­стали мы и в области права» И„ если мы хотим в этом последнем от­ношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на. од­ном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основ­ным фундаментом общеевропейского права – с правом римским… то пер­вое с чего должно начинаться его изучение, есть, конечно, его ис­тория."  Так писал уже почти ТОО лет назад известнейший представи­тель русской школы романистики профессор И.А. Покровский словно бы о сегодняшнем состоянии России. Эти слова взяты мною из книги И. А. Покровского "История римского частного права”, изданной в по­следний раз (я имею ввиду дореволюционный период) в 1917 году.

После 1917 года в нашей стране происходило становление соци­алистического права, базировавшегося на совершенно иных принципах и не испытывавшего того интереса к наследию римской юриспруденции, который был естественен для общества, поставившего во главу угла принципы частноправового порядка. “…В настоящее время  в очередной раз рухнули перегородки”, разделявшие нас с цивилизованным ми­ром, и в очередной раз можно наблюдать ту пропасть, которая отде­ляет россию от развитых стран.

Для того, чтобы наша Родина заняла свое достойное место в ми­ре, нам так необходимо изучать историю частного римского права, особенно его раздел, касающийся прав вещных. Ведь именно в разде­ле вещных прав мы знакомимся  с институтом неограниченной частной собственности краеугольным камнем общеевропейского и мирового права. Я выбрал данную тему для своей курсовой работы именно пото­му, что считаю, что России сегодня нужны юристы, способные успеш­но и грамотно трудиться в условиях рыночной экономики. Для их под­готовки, по словам декана юридического факультета  Московского Государственного университета E.А.Суханова, " …в расширении нуждается изучение римского частного права - основы цивилистики.w

Римские юристы не оставили нам истерии своего права: практи­ческий интерес к праву оттеснил у них на задний план интерес юри­дический. Среди огромного количества юридической литературы древ­ности сочинений исторического характера почти не встречается. Вви­ду этого историю римского частного права приходилось воссоздавать на основании иных источников по крупицам. Многовековая разработка римского частного права имеет ряд серьезных достижений. Тщательно и критически проанализированы дошедшие до нас рукописи источников, выявлены и исследованы имеющиеся разночтения. Собраны и систематизированы все имеющиеся высказывания по отдельным вопросам, сохра­нившимся не только в юридических документах, надписях, в сочинениях историков, философов, поэтов. В ряде спорных вопросов созда­ны, на основе обширного материала, интересные теории и высказаны остроумные гипотезы. Вообще, все огромное правовое наследство Ри­ма приведено в ясность, проверено и систематизировано трудом ряда поколений ученых. Русская литература и иностранная литература в этой области -

необъятна. Разработка римского частного права в За­падной Европе велась, начиная с XII-XIII вв. В России, никогда не подпа­давшей римскому праву и сохранившей на всех этапах своего развития самобытность своей правовой системы, с конца XVIII в. началась истори­ческая разработка римского права, и труд русских ученых внес значительный вклад в это дело.


Суханов Е.А.(Предисловие к изданию) //Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996,С.5.


ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ   ВЛАДЕНИЯ.

Одну из основных задач гражданского права составляет распре­деление имущественных благ, то есть прежде всего вещей, находящих­ся в обладании данного общества между отдельными его членами. Средством такого распределения является предоставление этим последним субъективных вещных прав.

Уже к началу классического периода римской истории в римском праве выработалось понятие вещей в широком значении. Этим понятием охватывались вещи в обычном смысле материальных предметов внеш­него мира, а также юридические отношения и права:

“Rei appellatione et causae et jura continentur” /D.50.16.23/.-

"Названием вещи охватываются также юридические отношения и права”. ГАЙ /2.13.14./ так и делит вещи на телесные /corporales/, кото­рые можно осязать /quae tangi possunt/ и бестелесные /incorporales/,

которые осязать нельзя /quae tangi non possunt/.

     Согласно пояснениям профессора Б.И. Новицкого /Р.Ч.П.§49М. 1999г./ разделяя вещи на телесные и бестелесные. Гай подразумевает под последними именно права, а не вещи, в смысле предметов внешнего мира.

Деление вещей на движимые и недвижимые в древнем римском траве не имело особого значения. И те, и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам, тем не менее, это естественное деление играло некоторую характерную для рабовладельческого Рима роль. Недвижимо-стями считались не только земельные участки /praeda, fundi/ и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собс­твенника: постройки, насаждения. Все эти предметы, связанные с зе­млей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались

ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit

- сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Под res mancipi понималась мебель, домашняя утварь, рабы, животные.

При принципате деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер. В эпоху домината передача прав на недви­жимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок.

     Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res nec mancipi сохранилось до начала империи. “Все вещи счита­йся вещами манципия или неманпипия. Вещами манципия являются земельные  участки на италийской земле и притом как сельские, ка­ким считается поместье, так и городские, таков дом, также права се­льских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод, так­же рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются неманципальными”. /Ulp. Reg. 19.Р.Ч.П.стр.149/ Как видно из текста, круг res mancipi  был очерчен довольно узко. Он охватывал uger romanus а с конца республики, когда владычество римлян распространилось на всю Италию, земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и предиальные (земельные сервитуты, на рабов, вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевладельцев).

К числу res nec mancipi относились все вещи, не входящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движи­мые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель и т. д. Это де­ление определялось тем, что к res mancipi относились вещи, кото­рые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. C эконо­мическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения права, собственности на эти вещи. В то время, как для отчуждения вещей res nec mancipi было достаточно простой передачи/traditio/, для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов - mancipatoi или in jure cessio. В главе "История пра­ва собственности" этот вопрос будет рассмотрен подробнее.

Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то после­дствия этой сделки распространялись и на все части вещи. Принадлеж­ностью называлась вещь, не связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически (например: замок-ключ, дом-бревно).

Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных хо­зяйственным назначением целых имущественных комплексах. Самое ран­нее обозначение имущества гражданина дано в законах XII таблиц тер­мином familia pecuniaque - первоначально совокупность рабов и скота.

Позднее familia обозначала и всю совокупность имущества. В цивиль­ном праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки-patrimomium, переходящего с соответствующими культовыми обяза­нностями к наследникам. В преторском праве иногда употреблялся термин "отцовское добро". Но, конечно, понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному лицу. При жизни собственни­ка его добро-fono-гарантирует кредиторов в платеже долгов.

Что же касается истории прав на вещи, то раньше всех оформи­лось владение, за которым стоит право частной собственности. И то, и другое понималось юристами - классиками как непосредственное го­сподство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо по­средства-jus in re. Понятие владения возникло первоначально в от­ношении земли.  Старое цивильное право для выражения понятия вла­дения пользовалось термином usus-пользование, дополняя его извле­чением плодов-usufructus. Этот комплекс представлял реальное и почти полное  господство домовладыки над отведенной ему индивиду­ально во владение землей и своим манципие. В случаях самостоятель­ного осуществления им такого пользования, последнее приводило, по законам XII таблиц, по истечении двухлетнего срока, к признанию за ним права собственности по давности-usucapio.

Римские юристы классики /Лабеон, Павел/ этимологически про­изводили слово владение- possesio от sedare- сидеть, оседать, а самое владение описывали, как positio - поселение (на земле):

"…Владение было названо, как говорит и Лабеон, от оседании…" /Deod.41.2.1.Р.Ч.С. стр.157/ В этом же тексте владение представлено с исторической точки зрения, как отношение, предшествовавшее собственности и породившее ее. "…Нерва-сын говорит, что и собственность на вещи произошла от естественного владения…" /D.4.1.2.Р.Ч.П. стр.158/  Из сказанно­го следует, что владение есть прежде всего реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического отношения лица к предмету владения.  Профессор И.А.Покровский определяет владение /possessio/ как "…фактическое обладание лица вещью, взятое независимо от вопроса о способах его приобретения /causa possessiones/"./И.Р.П. стр.341 С.-П.1999г./  Владение, как внешнематериальное отношение господства лица над вещью, представляет наглядное проявление права собственности. И в этих случаях оно вы­ступает, как соединенное с собственностью, владеющий собственник, осуществляющий свои права и полномочия, является типичной фигурой оборота, охраняемого правом. Владение является образующим признаком возникновения, осуществления, прекращения и защиты права собственности, почему иногда на практике оба понятия смешиваются, что, ко­нечно, не допустимо с юридической точки зрения.

Владение может появиться вне всякой связи с правом собствен­ности и быть даже его нарушением. Римские юристы говорили даже, что собственность не имеет ничего общего с владением-ninil commune habet proprietas cum possessione",-говорит Ульпиан/D.12.1,41.2.Р.Ч.П. стр.159/

Конечно, собственник может оказаться и владельцем (так, быть мо­жет, в большинстве случаев и бывает), но он будет тогда посессором не как собственник, а как лицо, имеющее фактическую власть над ве­щью. Лицо, приобретшее каким-либо образом  чужую вещь, будет отве­чать перед собственником, как владеющий несобственник.

Итак, вещи принадлежат кому-нибудь на праве собственности, но далеко не всегда они находятся в руках собственников: часто они оказываются в обладании других лиц  причем это обладание может покоиться на каком-либо юридическом основании (вещь отдана внаймы, на сохранение, и т.д.), но может быть и лишено такого основания (вещь куплена у лица несобственника) и может стоять в противоре­чии с правом (вещь украдена). Тем не менее, римское право охраня­ет и владение само по себе и не допускает произвольных его наруше­ний независимо от оснований его возникновения. Этого требовало спо­койствие гражданской жизни - гражданский мир, а вследствие этого - интересы самих собственников.

 В истории этот культурный принцип охраны владения появляется не сразу. В Риме этот принцип был провозглашен только претором, причем  далеко не во всей своей полноте и ясности. Классическая юрис­пруденция много поработала над его развитием, но и при всем том римская охрана владения отнюдь не является "законченным зданием". Но самая постановка вопросам его принципиальное разрешение состав­ляет одну из крупнейших заслуг римского и именно преторского пра­ва.  Идея гражданского мира в области вещных отношений должна была привести претора к необходимости охранять факт владения от вся­ких покушений на самоуправство. Так возникли посессорные интерди­кты.  Они уже упоминаются у Плавта, то есть примерно за 200 лет до Р.Х.   Посессорные интердикты делятся на две категории: одни имеют своей целью охрану наличного владения от посягательств-interdicta retinendae possessionis, другие- восстановление уже нарушенного, отнятого владения-interdicta recuperandae possessionis.  Интердикты, направленные на получение владения вновь (на­пример, наследства) –interdicta adiplscenae possessionis – не принадлежат уже к посессорным средствам, так как истец здесь опи­рается не на факт владения, а на такое или иное (хотя и преторское право).  К interdicta retinendae possessionis относятся:

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.