на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ

Комитеты и комиссии Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты — постоянно действующие органы палаты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, другими правовыми актами.

Комитеты призваны решать следующие задачи:

осуществлять подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

разрабатывать и предварительно рассматривать законопроекты и проекты иных правовых актов;

организовывать проведение парламентских слушаний;

решать вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты;

рассматривать в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации.

Комитеты образуются из числа членов палаты. Это означает, что все члены Совета Федерации входят в состав комитетов Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

Комитеты избирают председателя и заместителей председателя. Председатель комитета утверждается Советом Федерации, что оформляется соответствующим постановлением. Регламент Совета Федерации устанавливает правило, согласно которому председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Комитетам Совета Федерации предоставлено право по основным направлениям своей деятельности в случаях необходимости образовывать подкомитеты.

Совет Федерации вправе принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов.

Основные сферы деятельности комитетов и комиссий, круг их полномочий и порядок работы закреплены в Регламенте Совета Федерации.

Внутренними рабочими органами Совета Федерации являются также постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии функционируют в течение всего срока полномочий Совета Федерации.

Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. Кроме того, в состав временных комиссий могут быть включены Председатель Совета Федерации, его заместители. Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временных комиссий определяются постановлением Совета Федерации.

В Совете Федерации второго созыва образована одна постоянная комиссия — Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Как и комитеты, она является постоянно действующим органом палаты. Основное назначение комиссии состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Федерации.

В числе других ее полномочий — анализ и обобщение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент, поступающих от комитетов, комиссий, членов Совета Федерации; консультации членов Совета Федерации, руководителей структурных подразделений, должностных лиц по практическому применению конкретных положений Регламента; проведение аналитической работы по проблемам совершенствования парламентских процедур и т.п.

К числу временных комиссий относятся: Мандатная, Счетная, Редакционная комиссии, Временная комиссия по регламенту, образуемые в процессе проведения заседаний Совета Федерации, а также многочисленные комиссии, создаваемые для решения конкретных задач, например, Комиссия по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству, Комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя и др.

К временно функционирующим органам следует отнести и рабочие группы, создаваемые комитетами и комиссиями для разрешения определенных вопросов, организации парламентских слушаний.

К их работе помимо членов Совета Федерации привлекаются представители министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений

Кроме этого, комитетам и комиссиям предоставлено право создавать на общественных началах экспертные советы, привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, назначать независимую экспертизу законопроектов.

В процессе своей деятельности комитеты и комиссии вправе обращаться к государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам с просьбой о предоставлении необходимой документации. В этом случае должностные лица и организации обязаны предоставлять запрашиваемые материалы.

В обязанности комитетов и комиссий входит представление отчетов о своей деятельности, которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Очередные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания вправе созывать председатель комитета, комиссии по своему усмотрению, либо по поручению Председателя Совета Федерации или его заместителя, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комитеты и комиссии Совета Федерации вправе также проводить совместные заседания. Заседания комитетов Совета Федерации могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации.

Другой немаловажной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, эксперты, представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и т.д.

Аппарат Совета Федерации. К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации.

 

2.4 Эволюция Совета Федерации

За свою историю Совет Федерации Федерального Собрания РФ – палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования. Конституция РФ 1993 г. (ст. 95) запретила общий принцип, согласно которому в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от субъекта федерации – по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции.

Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г. регулировалось тем, что жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов Совета Федерации от субъекта; причем выборы в первый Совет Федерации проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно, ни законодательно.

В период с 1995 по 2000 гг. на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.12.95 № 192-ФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили глава субъекта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т.д.) и глава представительного органа субъекта РФ (областной Думы, Законодательного Собрания и др.)

Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губернаторов" — редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации — работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость очередного реформирования Совета Федерации, осуществленного в 2000 г.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:

- упразднен принцип членства в Совете Федерации по должности и совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;

- Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;

- одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого — избирает представительный (законодательный) орган.

Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002.

Главный результат реформы Совета Федерации — разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.

В то же время, установленный с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:

- не известны избирателям;

- не имеют:

-   политического опыта;

-   отношения к региону, который они представляют (не проживают в нем, не работают и т. д.);

- реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом.

Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т.ч. и в прямом смысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).

Особенно явственно недостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г:, когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанностям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.

В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.Ф

 

2.5 Порядок формирования Государственной Думы

Согласно ст. 95 Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Госдума представляет все население РФ. Состоит из 450 депутатов, которые избираются непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Выборы всех 450 депутатов Государственной Думы (с 2007 года) осуществляется по пропорциональной системе (по партийным спискам).

Базовый документ, регулирующий порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ – Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18.05.2005 № 51 ФЗ (ред. От 25.07.2006), вступивший в силу с 07.12.2006 года, ", многие положения которого повторяют или конкретизируют нормы более общего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется исключительно политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Новое избирательное законодательство устанавливает повышенный (по сравнению с прошлыми выборами) 7 %-ый заградительный барьер. На основании этого в Думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.

Это большое преимущество для крупных сложившихся парламентских партий, которые уже не один созыв в Государственной Думе. Таких, как "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР.

В то же время данный заградительный барьер может быть снижен, если:

- данный барьер преодолеет только 1 партия (и при этом набирает более 60 % голосов избирателей). В этом случае в Думу обязательно проходит партия, занявшая второе место (независимо от количества набранных голосов);

- партии, преодолевшие барьер, в сумме наберут менее 60 % голосов избирателей. В этом случае в думу последовательно пройдут и другие партии до тех пор, пока общее число голосов избирателей, поданных за прошедшие в Думу партии, не составит 60 %.

Эти ограничения должны предотвратить ситуацию, когда в Думе:

- была бы представлена только 1 партия;

- партии, преодолевшие 7 %-ый барьер, не представляли бы большинства избирателей.

В выборах смогут участвовать только политические партии, каждая самостоятельно. Блоки партий закон не допускает.

Мелкие, малоизвестные партии не только не смогут преодолеть 7 %-ый барьер, но и объединять свои усилия, объединяться в блоки. Каждая партия теперь должна будет добиваться избрания в парламент исключительно своими силами.

2.6 Особенности выдвижения кандидатов Госдумы. Порядок включения кандидатур в список

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.