Реферат: Спорное право на налоговые льготы
Право
налогоплательщиков и плательщиков сборов на применение льгот является одним из
важнейших методов осуществления налоговой политики1. Через налоговые льготы
реализуется поощрительная (стимулирующая) подфункция регулирующей функции
налогов.
В
соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются
предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов
предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими
налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать
налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний
срок.
Таким
образом, налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым
налогоплательщику при наличии определенных условий. Как правило, налогоплательщик
самостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться налоговой льготой или не
следует. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от ее
использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых
периодов.
1
Кучеров И.И. Налоговое право России. – М.: ЮрИнфоР, 2006. – С. 26.
Кроме
того, использование налоговых льгот – один из наиболее спорных вопросов
применения российского налогового права, так как налоговые льготы представляют
собой, в том числе, и основной канал законной оптимизации налогов и сборов.
На
практике вопросы применения налоговых льгот с момента создания современной
российской налоговой системы постоянно находятся в центре внимания как
налоговых органов, так и налогоплательщиков2.
2
Балабин В. Разрешение споров о применении налоговых льгот. Конституционные
принципы. Динамика законодательства. Практика ВАС РФ//Хозяйство и право. –
1998. – № 3, 4.
Вопросы
практики применения льгот являются не столь простыми, как это может показаться
на первый взгляд. Примером может служить судебная практика ВАС РФ, перед
которым в 2006 г. был поставлен вопрос о том, является ли механизм льготного
налогообложения (в деле предметом разбирательства было положение ст. 164 НК РФ
о налогообложении НДС по ставке 0% услуг по перевозке товаров, помещенных под
таможенный режим экспорта) правом или обязанностью налогоплательщика, однако
ВАС РФ не дал ответа на этот вопрос (решение ВАС РФ от 31.05.06 г. № 3894/06 и
постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.06 г. № 11253/06).
Данный
вывод подтверждается и динамикой обращений в Конституционный Суд Российской
Федерации, рассматривая заявления и разрешая дела из налоговых правоотношений, достаточно
часто в том или ином виде вынужден обращаться к вопросу о налоговых льготах.
Доля таких дел в «налоговой» практике Конституционного Суда Российской
Федерации довольно значительна – примерно каждое пятое обращение затрагивает
вопрос о налоговых льготах.
Анализ
решений Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать выводы, во-первых,
об отсутствии единого целостного подхода к рассмотрению споров о налоговых
льготах, а во-вторых, о наличии определенных противоречий в правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации в спорах о налоговых льготах. Так, на
наличие проблем в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации
обращает внимание, например, К.А. Сасов, который пишет, что Конституционному
Суду Российской Федерации не всегда удается выявить смысл налоговой льготы
адекватно3.
3
Сасов К.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по налогообложению / Под
ред. С.Г. Пепеляева. М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 100.
Насколько
острыми и сложными могут быть проблемы, связанные с порядком применения
налоговых льгот и разрешением арбитражных споров по этим вопросам, можно
увидеть, анализируя определение Конституционного Суда Российской Федерации от
3.04.07 г. № 337-О-О по вопросу о конституционно-правовом содержании п. 2 ст. 5
НК РФ или определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3.07.07 г.
№ 747-О-О по вопросу о конституционности абз. 3 ст. 21 Федерального закона от
24 июля 2002 г. № 110-ФЗ об обратной силе положений о порядке расчета налоговой
базы по налогу на прибыль, которые, по мнению заявителя, ухудшают положение
налогоплательщиков. В спорных ситуациях, вызвавших обращение в Конституционный
Суд Российской Федерации, фактически в одном случае требуется разрешение
вопроса об обратной силе судебных решений, а в другом – об обратной силе актов
законодательства о налогах и сборах.
Таким
образом, использование налоговых льгот выступает одним из основных способов
кратковременного (текущего) налогового планирования, порождающим многочисленные
споры, рассматриваемые арбитражными судами. Причина возникновения подобных
споров состоит в том, что налоговая льгота — это известное исключение в
разрешительном типе правового регулирования властных отношений по поводу
установления, введения и взимания налогов и, как всякое исключение, обладает
особым правовым режимом, выражающим специфическое сочетание правовых средств, предназначенных
для обеспечения наиболее полного удовлетворения социально-экономических
интересов налогоплательщика.
Далее
рассмотрим наиболее типичные спорные ситуации, возникающие в
правоприменительной практике, касающиеся использования налоговых льгот.
Начиная
с 2006 г. одним из приоритетных направлений работы налоговых органов являются
специальные «зарплатные комиссии», которые анализируют отчетность
налогоплательщиков по ЕСН и НДФЛ, определяют размер возможных доначислений.
Деятельность комиссий направлена на преодоление негативного
социально-экономического явления – теневой выплаты заработной платы. Поэтому
проверки налогоплательщиков, имеющих признаки ухода от налогообложения путем
выплаты «серой» зарплаты, были необходимы. Объектом контроля являются
организации, где уровень заработной платы находится в диапазоне от прожиточного
минимума до среднего по виду экономической деятельности.
В
2007 г. показатели «зарплатных» налогов увеличились: НДФЛ — на 36%, ЕСН и
страховых взносов в ПФР — на 28%. Достижению таких результатов в определенной
степени способствовала деятельность данных комиссий. Такие комиссии действуют в
налоговых органах и при администрациях субъектов Российской Федерации.
Несмотря
на то, что ЕСН нельзя назвать новым налогом, практика выездных налоговых
проверок и динамика рассмотрения споров, возникающих по их результатам
показывает, что проблемы, связанные с его начислением и уплатой, не редкость
для налогоплательщиков. Одни проблемы связаны с неоднозначной трактовкой тех
или иных положений главы 24 НК РФ, другие – с позицией финансового и налогового
ведомств, согласно которой налогоплательщики должны начислить и уплатить в
бюджет налог даже в том случае, когда, казалось бы, такой обязанности НК РФ не
предусматривает.
Налоговые
льготы по ЕСН регулируются ст. 239 НК РФ.
В
арбитражной практике нередки споры по вопросу о том, освобождаются ли
организации, перечисленные в ст. 239 НК РФ, от уплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование.
В
силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.08 г.)
правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное
пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их
уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,
если иное не предусмотрено указанным Законом.
В
соответствии с п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми
взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные
главой 24 НК РФ.
Согласно
п. 1 ст. 243 НК РФ, сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками
отдельно в федеральный бюджет и каждый внебюджетный фонд и определяется как
соответствующая процентная доля налоговой базы.
Страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование в силу ст. 3 Закона № 167-ФЗ
являются индивидуально-возмездными обязательными платежами, которые зачисляются
в бюджет ПФР и обеспечивают права граждан на получение трудовой пенсии в
размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на их индивидуальных
лицевых счетах.
В
соответствии с п. 1 ст. 23 Закона № 167-ФЗ страхователь ежемесячно уплачивает
авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между
суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых
взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный
период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период. Под
расчетным периодом понимается календарный год. Отчетными периодами признаются I
квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно
абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ, разница между суммами авансовых платежей, уплаченными
за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в
соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со
дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный)
период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или
возврату страхователю.
В
соответствии с п. 3 ст. 9 Закона № 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части
трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН (взноса), зачисляемых в
федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей
трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР. Таким образом, страховые взносы
на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в ПФР в виде
сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели
государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе ЕСН.
Следовательно,
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в ПФР, не
входят в состав ЕСН и не включены в налоговую систему Российской Федерации.
Указанные страховые взносы не относятся к числу налогов, не отвечают понятию
налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ.
Учитывая
изложенное, в практике применения льготы, предусмотренной п.п. 1 п. 1 ст. 239
НК РФ, возникает спор с налоговым органом. Так, в соответствии с п. 1 указанной
статьи НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых
организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не
превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо,
являющееся инвалидом I, II или III группы.
Таким
образом, в соответствии со ст. 239 НК РФ не начисляется ЕСН на суммы до 100 000
руб., выплачиваемые работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. Однако
как мы уже выяснили, Законом № 167-ФЗ не предусмотрено аналогичной льготы по
выплатам инвалидам.
Согласно
п. 2 ст. 243 НК РФ, сумма налогового вычета не может превышать сумму налога
(сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную
за тот же период.
Каким
образом в данном случае исчислять сумму ЕСН с учетом применения налоговых льгот
по работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп?
Ответ
на данный вопрос был сформулирован в письме Минфина России от 14.05.05 г. №
03-05-02-04/96.
Главное
финансовое ведомство страны указало, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243
НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в
федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за
тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на
обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных
исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ. При этом
сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового
платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот
же период. Минфин России сослался на решения ВАС РФ от 8.10.03 г. № 7307/03 и
от 4.06.04 г. № 4091/04, в которых указано, что на основании систематического
толкования ст. ст. 237, 239, 241 и 243 НК РФ определена последовательность
исчисления ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Вначале
исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета
льгот; далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы
вычитается сумма налога, льготируемая в соответствии со ст. 239 НК РФ (при этом
льготы, предусмотренные ст. 239 НК РФ, не распространяются на страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование); оставшаяся сумма подлежит уплате в
федеральный бюджет.
Аналогичные
по своей сути выводы содержат письмо Минфина России от 29.05.07 г. №
03-04-06-02/101 и письмо УФНС России по г. Москве от 15.10.07 г. № 21-18/867.
Еще
больше усложняется ситуация, если вознаграждение выплачивается по
гражданско-правовым договорам в пользу инвалидов I, II и III группы.
Рассмотрим
достаточно распространенный вариант схемы применяемой налогоплательщиками для
уменьшения сумм ЕСН, выражающийся в следующем. Организация заключает с
работниками – инвалидами I, II или III группы гражданско-правовые договоры
(договор подряда или договор возмездного оказания услуг), тогда как фактически
эти договоры имеют признаки трудового договора. В результате этого
налогоплательщиками занижается налогооблагаемая база по ЕСН в части, подлежащей
уплате в ФСС РФ.
В
ходе проведения контрольных мероприятий таких налогоплательщиков налоговый
орган анализирует содержание договоров гражданско-правового характера (договора
подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), по которым осуществлялись выплаты
работникам организации, на предмет их возможного отнесения к трудовым договорам,
а именно: наличие в договорах гражданско-правового характера существенных
условий трудового договора, удовлетворяющих требованиям ст. 11, 15, 16, 20 ТК
РФ.
Страницы: 1, 2
|