на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Сравнительная характеристика систем местного самоуправления Дании и Норвегии

Реферат: Сравнительная характеристика систем местного самоуправления Дании и Норвегии

Содержание

Введение

Глава I Организация местного самоуправления в Норвегии

Глава II Организация местного самоуправления в Дании

Глава III Сравнительная характеристика систем местного самоуправления Дании и Норвегии

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Местное или муниципальное самоуправление – это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.[1]

Европейская Хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право и действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».[2]

Главная цель создания системы местного самоуправления — улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением.

Таким образом, можно сказать, что местное самоуправление – один из основных элементов, обеспечивающих благосостояние государства и общества.

Именно поэтому в странах Северное Европы вопросам местного самоуправления уделяется большое внимание.

Скандинавское местное самоуправление обладает специфическими чертами, которые позволяют выделить особую скандинавскую модель местного самоуправления.

Местное самоуправление в скандинавских странах имеет давние традиции. В Норвегии оно было введено в 1837 году после нескольких лет конфликта между норвежским парламентом и королем Швеции. В Дании законы, касающиеся местного самоуправления в городских муниципалитетах, действуют с 1837 года. В Швеции первые законы о местном самоуправлении появились в 1862 году, в Финляндии — в период с 1865 по 1873 год.[3] В каждой из упомянутых стран, кроме Норвегии, положения о местном самоуправлении внесены в конституции.

Во всех четырех странах структуры местного самоуправления могли опереться на традиции самоорганизации, прежде всего в сфере управления делами церковных общин. В связи с этим церковное административное деление стран на приходы было использовано в качестве основы для создания единиц местного самоуправления.

Актуальность данной работы объясняется исключительной важностью местного самоуправления в социально-политической системе, а также особенностью скандинавской системы местного самоуправления, которая являемся одним из ключевых звеньев для государств «всеобщего благоденствия».

Цель моей работы – изучить организацию местного самоуправления в Норвегии и Дании. Я выбрала эти страны ввиду свойственных им особенностей. Дания – наиболее европеизированная северная страна, на принципах организации датского местного самоуправления более всего сказывается опыт континентальной Европы и ЕС. Норвегия же страна, более отодвинутая на периферию Европы, она не является членом ЕС и придерживается более традиционных принципов организации местного самоуправления.

         В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить принципы организации местного самоуправления в Норвегии

2. Изучить принципы организации местного самоуправления в Дании

3. Сравнить принципы организации местного самоуправления в этих странах, выявить общескандинавские черты и национальные различия.

Следует отметить, что данная тема недостаточно широко освещена в литературе.

Общую информацию по организации местного самоуправления в зарубежных странах можно найти в работах В.Б. Евдокимова «Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты» и в учебнике «Конституционное право зарубежных стран» под редакцией М.В. Баглая и Л.М. Энтина.

Скандинавская модель местного самоуправления довольно подробно описана в книге М.А. Исаева «Политическая система стран Скандинавии и Финляндии».

Что же касается отдельных стран, Норвегии и Дании, то основная информация доступна из электронных источников, таких как официальный сайт Норвегии в России, сайт Ministry of Local Government and Regional Development (Министерство местного самоуправления и регионального развития Норвегии), информационная брошюра «The Danish Local Government System» («Датская система местного самоуправления») и др. Также информацию по странам можно найти в учебном пособии Е.Л. Болдыревой «Политическая система стран Северной Европы».

Вопрос датских самоуправляющихся территорий освещается в справочнике Дж. Д. Дербишайра «Политические системы мира».

Таким образом, в своей работе я постаралась дать комплексное представление о скандинавской системе местного самоуправления на примере Норвегии и Дании.


Глава I Организация местного самоуправления в Норвегии

Норвегия разделена на 19 округов (фюльке) и 430 муниципалитетов (коммун). [4] [Приложение 1]

Столица, Осло, классифицирована и как муниципалитет и как регион, и, соответственно, наделен правами и обязанностями того и другого уровня.

Нынешняя муниципальная система была установлена Актом о местном управлении от 1847 года, который был основательно пересмотрен в 1992 году. Базовым принципом этого Акта является то, что муниципалитеты могут делать все, что не запрещено законом. Данный закон не регулирует, какие обязанности возлагаются на местные органы власти, эти обязанности прописываются отдельными актами. При этом важно отметить, что в отличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии.

Норвегия имеет несколько фрагментарную муниципальную структуру, в том смысле, что имеются очень разные размеры территориальных единиц. Население их варьируется от 1000 человек до полумиллиона жителей. Большинство имеют население менее 5000 человек, и лишь 10 муниципалитетов обладают населением более 50 000. [5]

Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной администрации. Местное управление и самоуправление рассматриваются современным законодательством Норвегии как одно целое в отношении коммун и фюльке.

Коммуны несут ответственность за:

·  систему начального образования

·  социальные услуги

·  политика в области занятости

·  местное планирование

·  муниципальные дороги

·  водоснабжение и канализационную систему

В обязанности окружных властей входят:

·  среднее образование

·  некоторые технические службы

·  региональный транспорт

·  развитие малого и среднего бизнеса

·  региональная культура и спорт

Муниципалитеты и округа предоставляют две трети всех социальных услуг.

Каждый из этих уровней власти финансируется посредством местного налогообложения, пошлин и местных предпринимателей, а также частично за счет поступлений из центральных органов власти и других государственных институтов или займов.

Округа представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен средневековья, когда местные окружные советы обладали значительной властью. Эта средневековая система постепенно разрушалась после того, как Норвегия стала единым государством, а при вступлении в унию с Данией стала централизованной. Вновь местное управление в муниципалитетах было восстановлено только в 1837 году.[6] После реформы по слиянию коммун в 1967 году, число муниципалитетов колеблется от 420 до 440, решение о размежевании коммун принимается королем исходя из соображений экономической целесообразности. 18 окружных администраций Норвегии (Осло традиционно не является округом) были основаны в 1975 году с целью обеспечения административного уровня власти между государством и муниципалитетами.

Округа и муниципалитеты управляются выборными советами. Центральное правительство в фюльке представлено губернатором, который назначается королем. Выборы проходят раз в четыре года одновременно с общенациональными выборами в Стортинг. Депутатские мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства, и их число варьируется от 13 (в муниципальных советах) и 25 (в окружных советах) до 85. Муниципальный совет является высшим органом муниципалитета. Муниципальный совет избирает исполнительный комитет, состоящий как минимум из пяти членов и включающий в себя представителей всех партий соответствующего совета и мэра. Исполнительный комитет рассматривает предложения о создании четырехлетнего экономического плана, финансовые, бюджетные и налоговые вопросы. Другие обязанности Исполнительного комитета определяются муниципальным советом. Совет может создавать комитеты для рассмотрения муниципальным обязанностей. Совет может также предоставить полномочия по принятию решений этим комитетам. Например, в городском совете Бергена действуют 4 комитета: 1) по финансам, культуре и развитию предпринимательства; 2) по здравоохранению и социальной работе; 3) по защите окружающей среды и городскому развитию; 4) по образованию и спорту.[7] Также могут назначаться особые органы управления для мелких территориальных подразделений коммун. К полномочиям исполнительного комитета относится административная деятельность в пределах муниципалитета, исполнение решений, принятых Советом.

Совещания в выборных органах должны быть открытыми для общественности. Тем не менее, отдельные вопросы могут быть обсуждены за закрытыми дверями, когда, например, дело касается неприкосновенности частной жизни.

Как и в других странах Северной Европы, в Норвегии в 1988 году был принят закон о культурной автономии саамов, согласно которому ими избирается национальный представительный орган Саметинг, состоящий из 39 депутатов.[8] Выборы в него проводятся на пропорциональной основе сроком на 4 года. Принять же участие в выборах в Саметинг могут только этнические саамы.

Основные задачи Саметинга - обеспечение государственных гарантий саамскому языку: возможность обучения на родном языке, обращение в органы государственной власти и проведение церковных служб на саамском языке.

В отличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии, и таким образом не имеет конституционной защиты. Акт от 1847 года включает в себя часть специального законодательства, и может быть в любой момент изменен голосованием в Стортинге. Это дает центральным властям большое влияние.

Ввиду довольно значительной самостоятельности муниципалитетов, больное значение приобретает контроль их деятельности. В рамках самоконтроля муниципальный совет осуществляет надзор за деятельностью муниципалитета. Муниципальный совет имеет право запрашивать отчеты и имеет решающее слово во всех вопросах. Он также избирает специальный наблюдательный комитет для наблюдения за деятельностью муниципалитетов и осуществления строгий контроль бухгалтерских систем.

Государство сохраняет за собой прерогативу по контролю за органами местного самоуправления в лице коммунального департамента, который может отменять решения этих органов на основании допущенной ошибки при принятии решения; постановление об отмене также может быть принято по собственной инициативе в порядке общего надзора за законностью[9].

Физическое лицо также может обратиться с жалобой в муниципальный совет или в специальный комитет по рассмотрению жалоб назначаемый муниципальным советом, а так же к омбудсману.

Глава II Организация местного самоуправления в Дании

В административно территориальном отношении Дания поделена на 273 коммуны и 5 крупных административных областей (Столичная область, Зеландия, Северная Ютландия, Центральная Ютландия, Южная Дания), исключая Фарерские острова и Гренландию, которые являются самоуправляющимися территориями. [Приложение 2] До 1 января 2007 года вся территория была поделена на 14 административных единиц - амтов, но муниципальная реформа 2007 г. реорганизовала амты в 5 крупных административных региона.

Города Копенгаген и Фредериксберг выделяются в самостоятельные административные единицы, но имеют меньшие права, чем области.[10]

В части VIII п. 82 Конституции Дании закреплено право муниципалитетов самостоятельно осуществлять под контролем государства ведение местных дел.

Правовой основой местного управления в стране является Конституция 1953 года, Закон о местном управлении 1970 года, и законы, касающиеся организации деятельности публичной власти в той или иной сфере. В Дании отсутствует практика принятия специальных законов, регулирующих отдельные аспекты деятельности местной власти. [11]

Принцип самоуправления местных сообществ закреплен в Конституции, а центральные органы власти имеют право принимать решения, затрагивающие функционирование местного самоуправления, лишь при наличии закона, предусматривающего подобные меры.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.