на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Студенческие организации в Украине в 20-е годы

Реферат: Студенческие организации в Украине в 20-е годы

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный технический университет

Реферат на тему:

«Студенческие организации в Украине в 20-е годы»

Выполнила

Студентка группы ГС-10е

Саксогон Я. И.

Проверил

Липинский В.В.

Донецк 2010 год


План

1  Введение

2  Концепция и модель образования в Украине в 20-е годы ХХ века

3  Сеть специального (профессионального) образования

4  Кадры в системе образования

4.1  Кадровый состав в специальных (профессиональных) учреждениях

4.2  Материальное обеспечение и социальный статус педагогов

5  Студенческие организации в Украине в 20-е годы

5.1  Комплектация коллективов студентов

6  Вывод


1 Введение

Актуальность темы исследования. В обществе «развитого социализма» студенческие организации, выступая в качестве орудия поддержания господства правящей партийной олигархии (впрочем, как и вся система высшего образования в целом) и являясь государственными социальными институтами, в определенной степени способствовали решению основных задач высшей школы. При этом функции студенческих организаций изначально фиксировались «сверху» партийно-бюрократическим аппаратом, а самодеятельность таких организаций дозировалась. Тем не менее, именно в силу того, что студенческие организации осуществляли свою деятельность в качестве структурных элементов государственного аппарата, создавалась ничем не оправданная иллюзия их собственного веса и значимости. Постепенный, но практически полный отказ от государственного патронажа студенческих организаций предопределил исчезновение студенческих организаций в том виде, в котором они существовали в УССР.

Студенческие организации выполняли различные функции, причем их роль в реализации непосредственных задач высшей школы была то более, то менее значимой.

На современном этапе деятельность студенческих организаций в Украине стала настолько незаметной, что вопрос о необходимости их существования как таковых, о возможных направлениях их деятельности, а также, в частности, о том, должны ли (и могут ли) студенческие организации способствовать выполнению общих задач, стоящих перед высшей школой, выступая тем самым в качестве субъекта педагогической деятельности, приобрел особую остроту.

Объектом исследования является совокупность основных групп историографических источников по истории образования УССР 1920-х гг.

Предметом исследования является система образования Украины, к которой принадлежат: учебные заведения, научные, методические и научно-методические организации, научно-производственные предприятия, государственные и местные органы управления образованием и самоуправлением в отрасли образования [23].

Цель исследования - построение функционально-структурной модели студенческой организации педагогического вуза, способной оптимальным образом содействовать решению основных задач высшей педагогической школы, и выявление организационно-педагогических условий ее практической реализации.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

- изучить сеть специальных (профессиональных) учебных заведений, процессы и причины, которые влияли ни её изменение, исправить накопившиеся ошибки;

- выяснить и обосновать основные историографические периоды изучения истории становления и развития советского образования в Украине в 1920-е гг, показать их характерные особенности;

- выявить ведущие направления и основные тенденции исследования истории образования в УССР 1920-х гг, проанализировать существующие парадигмы по ее разработке, раскрыть динамику и особенности изучения отдельных ее аспектов, постигнуть весомость и значение исследовательских результатов и определить их зависимость от конкретно-исторических условий; - проследить влияние политической конъюнктуры тоталитарного режима на проблематику, содержание, уровень и объективность исследований по истории образования в УССР в 1920-е гг.;

- определить степень научности исторических концепций, эффективности методологических приемов и их значение для осмысления опыта прошлого;

- рассмотреть кадровый состав учреждений специального (профессионального) образования на протяжении 20-х годов, сделать комплексный анализ процессов и причин, которые влияли на его изменения;

- очертить исследованы, недостаточно изучены или сфальсифицированы аспекты проблемы, обобщить историографические уроки и обосновать перспективы исследования темы [22].

Следует признать, что, достаточно много историков задевали тему студенчества, в частности Украинского. А именно: В.Г.Афанасьев [1], А.В.Баранов [2], В. В Липинский [3], В.А.Ван [4], А.П.Ветошкин [5], И.П.Волков [6], В.Н.Глобова[7], А.Д.Глоточкин [8], Э.Б.Гусейнов [9], Н.П.Добронравов [10], Т.В.Живтова [11], В.С.Завьялова [12], О.В.Зиневич [13], С.Н.Иконникова [14], И.В.Колесникова [15], Ясницкий Г.И. [16], Тамм Е. [17],Быстров Н. А. [18], Гололобов В. М. [19], Гринько Г. Р.[20], Ряппо Я. П.[21]. Эти и другие историки написали множество книг, учебников, диссертаций.

Хронологические рамки исследования охватывают период 20-х годов ХХ века. Это был период, когда существовали существенные элементы партийного и государственного демократизма, одно из проявлений которого – наличие самостоятельной и оригинальной системы образования, которая строилась и развивалась по собственной концепции и модели.

Географические рамки исследования включают территорию УССР в исследуемый период, которая в начале 20-х годов состояла из 12 губерний [24].


2 Концепция и модель образования в Украине в 20-е годы ХХ века

Сначала нужно определить такие понятия как «концепция» и «модель».

Под понятием «концепция» следует подразумевать основную точку зрения, руководящую идею и мысль. Понятие «модель» в широком понимании означает какое-либо изображение, описание, схему, чертеж, график, план, карту какого-либо объекта, процесса или явления [25].

В 1919 году система образования в УССР строилась под руководством народного комиссара образования В. П. Затонского на основе заимствованных в РСФСР концепции и модели образования, которые опирались на «формальный» подход в подготовке специалистов, а так же на 2 документа: программу РКП (б), принятую в марте 1919 года [26], и Положения про единую школу РСФСР, утвержденные на заседании ВУЦК 30 сентября 1918года [27]. Заимствованные модель и концепция образования не учитывали социально-экономическую и национальную специфику Украины, были оторваны от реальных потребностей экономики в условиях хозяйственной разрухи.

Русская концепция образования, которая использовалась в Украине, была направлена на подготовку общеобразовательного человека, отделение общего образования от профессионального, получение специальности в достаточно позднему возрасте, начиная с 17-18 лет. Главной формой учебной, трудовой, воспитательной деятельности должна была стать единая трудовая школа, где бесплатно вместе учились дети 2-х полов до 17 лет. Предвиделось обучение на родном языке.

Над средней девятилетней школой строилась высшая, которая обеспечивала профессиональную подготовку и имела два вида учебных заведений – институты и университеты. Рядом с главной моделью образования строилась вспомогательная, которая состояла из школ фабрично-заводского ученичества. Дальше шли техникумы и другие средние профессиональные заведения.

В 1919 году руководство Украины вслед за Россией начало строить модель образования, которая опиралась на так называемый «формальный» подход, который предусматривал формирование гармонично развитой личности. В это же время эта модель и концепция образования представляли собой российский вариант, который не учитывал национальных и экономических особенностей Украины, был далеким от потребностей народного хозяйства.

Следует отметить, что реальные на то время социально-экономические условия в Украине, вызванные последствиями войны, были значительно хуже, чем в России. Украина была не в состоянии финансово обеспечить реализацию указанной российской концепции и модели образования. Поэтому Нарком Украины в начале 1920 года отказался от их реализации и начал разработку собственной концепции и модели образования. «Зруйнування господарства було таким великим, що саме на ціц основі виникла пртреба в перегляді освітньї політики, саме звідси виходить характерна в 1920 р.боротьба напрямків»,-писал нарком образования Гринько[28].

Первый общеукраинский совет по вопросам народного образования (март 1920г.), что в основу организации обучения детей надо положить на девятилетнюю общеобразовательную школу, а семилетнюю, после которой дети будут обучаться в профессионально-технических учреждениях, техникумах и академиях. 25 марта совет утвердил модель образования УССР, которая принципиально отличалась от модели образования в 1919г.[29]. По новой модели образования впервые вводилась ранняя профессиональная подготовка (начиная с 15-летнего возраста); совмещалось общее образование со специальным.

4 апреля 1920 г. Нарком Украины издал постановление «Про подготовку работников образования с обязательным изучением украинского языка», а 21 декабря 1920 г. Совнарком УССР принял постановление «О введении украинского языка во всех учебно-воспитательных учреждениях с неукраинским языком обучения» [30]. Для контроля по исполнению постановлений была создана специальная комиссия, в состав которой вошли так же Г. Гринько и В. Блакытный.

В 1921 г. Все украинские университеты были ликвидированы. На их базе создавались небольшие специализированные вузы. На наш взгляд, ликвидация университетов была ошибкой со стороны Г. Гринька, что привело к снижению теоретического уровня подготовки специалистов с высшим образованием и вызвало недовольство со стороны профессорско-преподавательского состава. Уже в конце 20-х годов украинская вузовская периодика печатала материалы с резкими осуждениями этой акции и призывала немедленно возродить университетскую систему, что было сделано только в начале 30-х годов.

Следует отметить, что до конца 20-х годов руководство Наркома Украины состояло в основном с приверженцев украинской концепции и модели образования Затонский, который занял должность Наркома после отстранения от должности Гринька, который направил свою деятельность на устранение недостатков этой модели образования. Активным последователем последней был Шумский. М. Скрыпник, который сменил Шумского в 1927 г., продолжал отстаивать и усовершенствовать украинскую модель образования.

Позитивный опыт, накопленный опытом работы совместно использовался Наркомом Украины и России. Во второй половине 20-х годов Нарком Украины пересмотрел своё концептуальное отношение к техникумам. Значительная их часть была превращена в институты. Был ликвидирован разрыв между сердим образованием и высшим. Срок обучения в профессиональных школах увеличился до 3-х лет, что дало возможность значительно расширить время на общеобразовательную подготовку.

В итоге, с момента создания союзных государств и до конца 20-х годов, Наркому Украины удалось отстоять и сохранить собственную модель и концепцию образования. При этом украинская сторона смогла их усовершенствовать. Частичное сближение концепции и модели образования осуществлялось на основе двупольного использования опыта.


3 Сеть специального (профессионального) образования

Специальное (профессиональное) образование – это процесс и результат овладения определенным уровнем знаний и навыков деятельности с конкретной специальности и профессии. Специальное образование базируется на общем и политехническом образовании. Система профессионального (специального) образования в 20-е годы включала разные виды школ ученичества, кустарно-промышленные школы, учебно-ремонтные мастерские, профессиональные школы, разные виды профессиональных курсов, вечерние рабочие техникумы, дневные техникумы и институты.

Украинская концепция и модель образования обуславливали создание системы профессиональных вертикалей, которые обеспечивали профессиональную последовательность обучения в разных типах учебных заведений. Первой ступенью в этой системе профессиональной подготовки были школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), горнопромышленного ученичества (ГПУ), школы ученичества на железной дороге, строительства и в сельском хозяйстве, которые строились на базе четырехлетней школы для подростков, которые работали на производстве.

Сеть школ ФЗУ не полностью удовлетворяла потребности промышленности в квалифицированных работниках. Относительная неразвитость сети этих школ отмечалась в августе 1925 года вторым Всеукраинским съездом рабочего образования, где указывалось на необходимость расширения школ ФЗУ как одного из основных источников пополнения производства квалифицированными кадрами рабочих. В 1929 году ФЗУ удовлетворяли потребности промышленности только на 40%.

К концу 1921 года на железных дорогах Украины была создана сеть профессионально-технических учебных заведений. Важное место в ней занимали школы ученичества, которые готовили квалифицированных рабочих для служб связи. Вопросы расширения сети школ ученичеств в 1921-1922 годах постоянно затрагивались на сборах станций Николаев, Дебальцево [31-32]. Вместе тем в начале 20-х годов сеть школ ученичества удовлетворяла потребности транспорта в квалифицированных работниках только на 25% [33]. В связи с этим ЦК КП(б)У в октябре 1922 года предложил создать дополнительное количество школ ученичества на дорогах Южной округи путей сообщения и расширить количество мест в уже действующих школ ученичества, а также создать на транспорте Украины ученические бригады [34].

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.