Новая власть считала необходимым полностью упразднить старую
судебную систему как составную часть аппарата угнетения и подавления трудящихся.
В Белоруссии, как и в центре России, на Украине и в других местах,
процесс революционного слома существовавшей судебной системы начался с первых дней
Октябрьской революции. На местах по инициативе трудящихся под руководством большевиков
стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской
судебной системы на новых пролетарских основах.
Исходным правовым документом Советской власти в области судебного
строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 1. Его значение заключалось
в том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел
организацию новых советских судов на таких демократических началах как выборность
судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность
процесса и др.
Сразу же после обнародования Декрета началось создание местных
судов и революционных трибуналов, предусмотренных указанным Декретом. Первые учреждались
для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных
преступлениях, вторые - для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных
для Советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными)
судами.
Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта
1918 г. были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие
подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные
суды и Верховный судебный контроль созданы не были.
В Беларуси, входившей до января 1919 г. в состав Российской Федерации, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации
общих судов и революционных трибуналов.
Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение)
о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., повсеместно учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя
и народный судья и шесть народных заседателей. В каждом из судебных округов для
рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов создавался
Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля.
Образование Белорусской ССР в области судебного строительства
было отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного комиссариата юстиции республики об организации народного суда. Оно подтвердило
упразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о создании
органов пролетарского правосудия.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают
широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований.
Неслучайно эти годы иногда называют годами “трибунальной юстиции”. Действовали следующие
основные виды этой юстиции:
1) губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным
трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК;
2) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным
трибуналом при Революционном военном совете республики;
3) революционные военные железнодорожные трибуналы - с Главным
военным железнодорожным трибуналом при народном комиссариате путей сообщения.
После образования БССР в январе 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные
трибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г. действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды республики.
Назначение революционных трибуналов заключалось в защите завоеваний
Октября, борьбе с контрреволюционерами, спекулянтами, дезертирами. Это были чрезвычайные,
исключительные суды, органы “классовой борьбы”, “классовой расправы” с политическими
противниками. Их появление было вызвано конкретными историческими условиями, которые
привели к гражданской братоубийственной войне с ее неисчислимыми бедами и человеческими
жертвами. Изучение истории, организации и деятельности революционных трибуналов
в Беларуси еще ждет своего исследователя.
Таким образом, для первого периода истории советского суда характерна
организационная раздвоенность судебной системы, которая включала наряду с общими
и чрезвычайные (исключительные) суды.
Второй период истории советского суда в Беларуси - это 1922-1935 г. г. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика
приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности и
развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое
значение.
1922 год был знаменательным годом в истории советской юстиции.
Была осуществлена первая кодификация права, учреждены прокуратура и адвокатура.
Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результате
которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационный
суд.
30 марта 1923 г. вторая сессия ЦИК БССР принял Положение о судоустройстве,
в котором обобщался опыт судебного строительства в республике с момента ее образования.
Оно восприняло основные принципы Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. и вместе с тем учитывало местные условия и особенности административно-территориального деления.
В БССР создается судебная система, которая в основных своих чертах
действовала затем многие десятилетия, а именно: народный суд, Высший суд (в последствие
реорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд. Наряду с системой
общих судов предусматривалось действие: военных трибуналов - по делам о преступлениях,
совершенных в армии; особых сессий народного суда - по трудовым делам; земельных
комиссий - по земельным делам; арбитражная комиссия - по спорам между социалистическими
предприятиями (организациями).
Основным законом судебной системы был народный суд. Народный
судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность
по отправлению правосудия в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией
для народных судов являлся Высший суд, действовавший также в качестве суда первой
инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля.
Верховный Суд являлся высшим судебным органом республики: осуществлял
надзор за судебной деятельностью всех нижестоящих судов, кроме военных трибуналов.
В 1924 и 1925 г. г. были приняты новые Положения о судоустройстве
БССР, которые в полном соответствии с Основами судоустройства СССР и союзных республик
от 29 октября 1924 г. - первым общесоюзным законом о судебной организации - сформулировали
задачи правосудия, определили организацию судебных учреждений. В связи с укрупнением
БССР и введением нового административно-территориального деления вместо Высшего
суда были организованы окружные суды, а также расширены полномочия Верховного суда
республики.
Образование Союза ССР 30 декабря 1922 г. положило начало созданию общесоюзных органов юстиции, первым из которых был Верховный Суд Союза
ССР. Он был учрежден 6 июля 1923 г. постановлением второй сессии ЦИК СССР в целях
объединения судебных систем союзных республик, обеспечения единства судебной практики
в масштабе страны. Высший судебный орган Союза ССР был наделен широкими полномочиями:
действовал в качестве суда первой инстанции по делам, имевшим исключительное значение,
затрагивавшим интересы двух или нескольких союзных республик, а также дела по обвинению
высших должностных лиц страны в преступлениях по должности; кассационной инстанции
в отношении военных трибуналов; надзорной инстанции в отношении Верховных судов
союзных республик; давал судам руководящие разъяснения и толкования общесоюзного
законодательства. С 1923 по 1933 годы осуществлял конституционный контроль за соответствием
Конституции Союза ССР постановлений ЦИК и СНК союзных республик, а также постановлений
Совета народных комиссаров СССР, центральных органов и отдельных общесоюзных наркоматов,
кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума. В последствие эта функция перешла
Прокуратуре СССР. В 1934 г. Верховный Суд СССР получил право отменять незаконные
акты правосудия Верховных судов союзных республик.
По первой инстанции Верховный Суд СССР рассмотрел за эти годы
много дел, имевших особое общественно-политическое значение: дело провокатора
Малиновского, дело об убийстве 26 бакинских комиссаров, дело
“Промпартии”, Шахтинское, право-троцкистского блока и др. Многие из этих процессов
были сфальсифицированы в целях расправы с политическими противниками, с оппозицией
сталинскому руководству.
В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г. было принято четвертое Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы:
народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено.
В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. В результате в стране
установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего
времени. Жизнь показала, что для нашей республики наиболее целесообразна именно
трехзвенная система судов общей юрисдикции.
В рассматриваемые годы в Беларуси функционировали национальные
камеры народных судов. Они были созданы в плане реализации постановления ЦИК БССР
от 15 июля 1924 г. “О практических мероприятиях по проведению национальной политики”,
которым намечался комплекс мер по развитию белорусского языка и национальной культуры,
выдвижению кадров из коренного населения.
Организацией этих камер ставилась задача обеспечить национальные
меньшинства, компактно проживающие на территории республики, реальной возможностью
участвовать в осуществлении правосудия, приблизить суд к местному населению, сделать
его максимально доступным и понятным для трудящихся. Поскольку в республике в то
время наиболее многочисленными компактными национальными меньшинствами были евреи,
поляки и латыши, для их обслуживания в сфере правосудия были созданы шесть еврейских,
три польских и одна латышская национальные камеры.31 марта 1934 г. они были упразднены, что было вызвано определенными достижениями в области национальной политики,
ростом культуры и образования, миграцией населения, обеспечением лиц, не владевших
языком судопроизводства, переводчиком и правом выступать в суде на родном языке.
В тридцатые годы были созданы и стали действовать транспортные
суды. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 ноября 1930 г. в Минске организуется линейный железнодорожный суд. Немного позже (в 1934 г.) - водный транспортный суд. Это способствовало усилению борьбы с преступностью на транспорте,
его нормальной работе. В 1933 г. линейный суд железнодорожного транспорта, а в 1936 г. - водного транспорта, как и все аналогичные суды в других союзных республиках, были переданы в
ведение Верховного Суда СССР, который стал для них кассационной и надзорной инстанцией.
Иначе говоря, транспортные суды стали общесоюзными судами и в судебную систему БССР,
как и остальных союзных республик, не входили. В годы Великой отечественной войны
они были реорганизованы в военно-транспортные трибуналы, а в послевоенный период
- в единые транспортные суды (линейные и окружные). В 1957 г. были упразднены, а дела, отнесенные к их подсудности, были переданы на рассмотрение судов общей
юрисдикции. Жизнь подтвердила правильность такого решения.
Третий период в истории советского суда в Беларуси - это 1936-1957 г. г., т.е. предвоенные, военные и первые послевоенные годы, связанные с ликвидацией последствий
культа личности Сталина.
Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, впервые в советское время на высшем юридическом
уровне закрепили принципы организации и деятельности суда; выборность судей и народных
заседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимость
судей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемого
на защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от Конституции
СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве.16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета СССР приняла закон “О судоустройстве СССР, союзных и автономных
республик”, на длительное время определивший задачи и организацию советского суда.
Союзные республики, в том числе БССР, в течение двадцати лет не имели право принимать
свои нормативные акты по судоустройству, так как проводилась жесткая централизация
по всем направлениям государственного строительства.
Принятый общесоюзный закон о судоустройстве нельзя оценивать
однозначно. С одной стороны, он проводил демократизацию судебной системы на основе
развития конституционных принципов, а, с другой стороны, - ограничивал полномочия
судов союзных республик. В частности, Верховный суд БССР, как и верховные суды других
союзных республик, лишался права законодательной инициативы, права давать руководящие
разъяснения по применению республиканского законодательства, сужались надзорные
полномочия вышестоящих судов.
По Закону о судоустройстве 1938 г. действовали два вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного и
железнодорожного транспорта) и суды союзных республик. К последним были отнесены
Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые,
областные, городские суды (на правах областных), суды автономных областей и автономных
округов, народные суды. Соответственно в БССР действовали: Верховный Суд БССР, областные
и народные суды. Высшим судебным органом страны, в том числе БССР, являлся Верховный
Суд Союза ССР, права которого были этим законом существенно расширены. Он был наделен
неограниченными полномочиями по пересмотру любых судебных решений, вынесенных любым
судом страны. По-прежнему был наделен правом давать руководящие разъяснения по спорным
вопросам судебной практики, выполнял функции кассационной инстанции в отношении
специальных судов, рассматривал дела по первой инстанции.
Вместе с тем следует отметить, что 20-50 годы в Беларуси, как
и по всей стране, были годами массовых политических репрессий. Была репрессирована
лучшая, передовая часть нашей белорусской интеллигенции, тысячи ни в чем не повинных
рядовых граждан. Произвол и беззаконие продолжались в течение нескольких десятилетий.
Лишь после смерти Сталина были приняты меры к ликвидации последствий культа личности
“вождя”, восстановлению прав всех жертв политических репрессий. В попрании прав
человека принимали участие правоохранительные органы и суды. Это позорная страница
в истории советской юстиции. Об этом следует помнить, чтобы подобное никогда не
повторилось в нашей стране. Преодоление и недопущение политических преступлений
на почве злоупотребления властью необходимо всему обществу, вставшему на путь морального
возрождения, демократии и законности.
Четвертый период истории развития суда в БССР - это 1958-1976 г. г. В эти годы в соответствии с законом “Об отнесении к ведению союзных республик законодательства
об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных
кодексов” от 11 февраля 1957 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве
СССР, союзных и автономных республик. Положение о военных трибуналах 25 декабря
1958 г. На основе общесоюзного закона о судебной организации союзные республики,
в том числе и БССР, приняли свои законодательные акты по судоустройству. В частности,20
ноября 1959 г. Верховный Совет БССР - закон о судоустройстве БССР, а затем и другие
акты нормативного характера. Следует отметить, что указанные законодательные акты
характеризовались большей демократичностью по сравнению с предыдущими. Особенно
это касалось полномочий судов союзных республик, а полномочия Верховного Суда Союза
ССР, наоборот, существенно сужались. Это соответствовало взятой установке на расширение
суверенных прав союзных республик. Высший судебный орган страны, возглавляя по-прежнему
всю систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядке
надзора решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, если
они противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных
республик.
Верховный Суд БССР, как и Верховные суды других союзных республик,
был вновь наделен правом законодательной инициативы и правом давать судам республики
разъяснения по вопросам применения законодательства Белорусской ССР при рассмотрении
гражданских и уголовных дел. Совершенствование организационных форм судебной системы
выразилось в организации районных (городских) народных судов вместо ранее действовавших
участковых.
Одним из важных направлений деятельности вышестоящих судов в
это время являлось реабилитация жертв политических репрессий, восстановлении их
прав и возмещение ущерба.
Новый рубеж в развитии суда, как и всех правоохранительных органов,
знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели впервые специальные статьи, посвященные
адвокатуре и государственному арбитражу. Было обновлено и приведено в соответствие
с конституционными актами все ранее действовавшее законодательство о судоустройстве
и судопроизводстве, прокурорском надзоре, адвокатуре и др.
30 ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о Верховном
Суде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и о государственном арбитраже,
а летом 1980 г. - Закон о внесении изменений и дополнений, вытекающих из Конституции
СССР, в Основы законодательства о судоустройстве и Положение о военных трибуналах.
На основе названных общесоюзных законов 8 ноября 1981 г. в БССР были приняты Закон о судоустройстве, Закон о выборах районных (городских) народных судов,
Закон о порядке отзыва народных судей и народных заседателей народных судов.
Следующий этап в развитии суда в БССР охватывает 1986-1991 годы,
когда в условиях взятого партией курса на перестройку, расширения демократии и гласности,
создания правового государства начался процесс проведения в стране правовой реформы,
повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельности
всей системы юстиции.
Укреплению судейской независимости способствовало внесение изменений
и дополнений в Конституцию СССР и Конституцию БССР, которые предусматривали избрание
судей судов первого и второго звена судебной системы вышестоящими Советами народных
депутатов, более продолжительный срок их полномочий (вместо пяти десять лет), отмену
подотчетности судей избирателям и органам, их избравшим.
Существенный вклад в развитие судебной системы внесли принятые
в 1989 г. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважение
к суду, а также Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве
и ряд других нормативных актов, касающихся судебной организации. В соответствии
с ними в БССР в1990 г. были утверждены Положение о квалификационной аттестации судей,
о квалификационных коллегиях судей, о дисциплинарной ответственности судей, отзыве
и досрочном освобождении судей и народных заседателей, о принесении ими присяги
и др.
В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР и в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды.
Как особый период в развитии суда в Беларуси следует рассматривать
годы после обретения республикой государственной независимости, подлинной самостоятельности.
Начался процесс интенсивного государственного строительства, национального возрождения,
трудный путь замены институтов и норм политической власти административно-командной
системы государственно-правовыми формами и предписаниями, соответствующими новым
потребностям общественного развития. С распадом Союза ССР и провозглашением Республикой
Беларусь суверенитета начались изменения и в судебной системе. Многие десятилетия,
являясь составной частью административно-командной системы, она проводила в правосудии
политические решения партии, обеспечивала репрессивную направленность в своей деятельности,
оказывала на граждан одностороннее идеологическое влияние. На территории республики,
как и в стране в целом, действовала единая, жестко централизованная, привязанная
к административно-территориальному делению судебная организация.
С середины 30-х годов и вплоть до распада Союза ССР в БССР действовала
трехзвенная система общих судов: народные суды, областные и Минский городской (с
1978 г.) суды, Верховный Суд БССР. Надзор за деятельностью судов республики, как
и всей страны, осуществлял до января 1992 г. Верховный Суд СССР. Военные трибуналы, как общесоюзные суды, в судебную систему БССР не входили, хотя и действовали
на ее территории. Однако положение изменилось, когда не стало союзного государства.
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, функционировавшие на ее территории, были включены в республиканскую систему
судов. В составе Верховного Суда республики появилась Военная коллегия. В мае 1993 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды. Однако этого было недостаточно. Ощущалась
острая необходимость в модернизации судебной системы, ее обновлении и реформировании
с тем, чтобы она отвечала новым реалиям жизни, не тормозила, а способствовала решению
новых задач развития общества, социальному прогрессу.
Чтобы сделать судебную систему эффективной, способной надежно
защищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие,
Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь предложила реформировать
судебную систему на следующих исходных началах:
1. децентрализация за счет функционального
разделения организационных форм судебной власти;
2. максимальное приближение суда к населению,
экстерриториальность основного звена судебной организации;
3. обеспечение компетентности и профессионализма
в судебной деятельности;
4. сочетание единоличного и коллегиального
порядка рассмотрения дел;
5. участие народа в отправлении правосудия
в качестве присяжных заседателей;
6. образование специализированных судов
и судебных коллегий;
7. учреждение избираемого народом мирового
суда как низшего звена судебной системы;
8. восстановление апелляционного суда
при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.
Не все эти идеи были восприняты законодателем. В частности, о
создании мировых и окружных судов, о введении апелляционного порядка пересмотра
дел и некоторые другие. Однако даже частичное их воплощение в Законе о судоустройстве
и статусе судей 1995 г. является шагом вперед в совершенствовании организационных
форм судебной деятельности, в повышении правового и социального статуса судей, укреплении
их независимости, обеспечении права граждан на судебную защиту. Процесс реформирования
суда, как и формирования новой правовой системы в целом, не завершен. В этом направлении
сделаны лишь первые шаги. Потребуются годы напряженного труда и немалые финансовые
затраты, чтобы сполна реализовать новеллы Закона о судоустройстве и статусе судей
и предусмотренные им подзаконные акты по судебной организации, сделать высокоэффективной
всю систему правосудия, способную стать реальным противовесом законодательной и
исполнительной властям, обеспечить свободу личности квалифицированной и беспристрастной
судебной защитой.
Историческое значение для укрепления и развития национальной
судебной системы имели решения первого съезда судей Республики Беларусь, в частности
его резолюция. В ней намечена система мер по совершенствованию деятельности судов
по осуществлению правосудия, законодательному и кадровому ее обеспечению, укреплению
судебной системы, а также отражены новые подходы к процессу дальнейшего реформирования
отечественного судоустройства и судопроизводства. Многие из этих мер уже претворены
в жизнь, некоторые из них - еще ждут своей реализации.
|