В связи с необходимостью
повышения культуры земледелия и эффективности сельскохозяйственного
производства ряд республиканских гипроземов провели с 1980 по 1988 г. Землеустроительные работы, связанные с введением систем земледелия в колхозах и совхозах
(Росземпроект, 1984-1988 гг.), корректировкой нарушенных севооборотов и
проектирование в них комплекса агротехнических противоэрозионных мероприятий
(Молдгипрозем, Укрземпоект), укрупнением севооборотов (Росземпроект,
Казгипрозем и др.).
Землеустроительная служба
приняла непосредственное участие в проведении нескольких туров
земельно-оценочных работ и приступила к осуществлению внутрихозяйственной
оценки земель. Продолжали также осуществляться работы по составлению схем
землеустройства и межхозяйственному землеустройству.
В течение 1987 г. Землеустроительной службой выполнены следующие виды работ:
- почвенные и
геоботанические обследования, включая полевые работы, на площади 38,3 млн. га,
изготовление и выдача документации 2863 хозяйствам;
- разработка 102 схем
землеустройства районов в 1118 проектах внутрихозяйственного землеустройства,
изготовление и выдача документов по внутрихозяйственному землеустройству по
1014 хозяйствам;
- составление и выдача
проектно-сметной документации: на создание полезащитных лесополос на площади
28, 5 тыс. га, строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений,
террасирование склонов, коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, не
требующих осушения, рекультивацию земель.
Ряду хозяйств были выданы
акты на право пользование землей. Таким образом, к началу 1990 г. в стране сложилась определенная система землеустройства, способная выполнять задачи,
связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования
земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите
и повышению плодородия почв.
Вместе с тем в
использовании земель, организации производства и территории, землевладения и
землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие
экономики страны, что привело к необходимости земельной реформы и новому этапу
землеустройства.
С начала земельной
реформы в Российской Федерации и реформирования земельных отношений, т.е. с 1991 г., их землеустроительное обеспечение осуществлялось в соответствии с Республиканской программой
проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденной постановлением
Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г.
В разделе
«Землеустроительное обеспечение земельной реформы» акцент был сделан на
составлении схем землеустройства, включающих комплекс топографо-геодезических и
почвенно-геоботанических изысканий, проведении межхозяйственного
землеустройства, инвентаризации и перераспределения земель с целью создания
фонда для наделения ими крестьянских (фермерских) хозяйств. Намечались также
разработка и осуществление республиканской и региональных программ защиты
земель от деградации, консервация деградированных земель и их восстановление.
На первом этапе земельной
реформы (1991-1993 гг.) основное внимание было уделено созданию фонда
перераспределения земель, организации крестьянских (фермерских) хозяйств,
передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций, реорганизации
колхозов и совхозов (на ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств,
акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, сельскохозяйственные
товарищества и общества) и приватизации земель.
Основное место в
структуре землеустроительных работ заняли мероприятия по перераспределению
земель, удовлетворению потребностей граждан и юридических лиц в земельных
участках для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного
строительства.
На втором этапе земельной
реформы (1994-2000 гг.) землеустройство было направлено в основном на решение
текущих задач, связанных с выдачей документов на право собственности на землю,
поддержанием земельного оборота, дальнейшей инвентаризацией земель.
Главными результатами
земельной реформы были следующие:
- ликвидирована монополия
государственной собственности на землю, осуществлен переход к многообразным
формам земельной собственности, созданы условия для равноправного их развития,
проведено перераспределение земли в пользу граждан, всем собственникам выданы
соответствующие документы, введено платное землепользование;
- основная часть
сельскохозяйственных земель передана в частную собственность;
- земли лесного фонда,
природоохранные и другие наиболее ценные земли сохранены в государственной
собственности;
- выполнены значительные
объемы работ по инвентаризации земель;
-созданы объективные
условия для гражданского оборота земли.
За 1991-2000 гг.
подготовлены и приняты 32 федеральных закона, 52 указа Президента Российской
Федерации, 180 постановлений Правительства РФ и 242 ведомственных нормативных
правовых акта по земельным вопросам. На уровне субъектов Российской Федерации
принято около 13 тыс. соответствующих нормативных актов.
4. Главные средства
производства, непосредственно связанные с сельским, водным и лесным хозяйством
Общественное производство
исторически складывалось путем взаимодействия труда человека с землей и другими
природными ресурсами.
Наиболее полно полезность
земли для общества раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства
непосредственно связан с ее плодородием и продуктивностью. Человек, вооруженный
биологическими, химическими, техническими средствами, возделывает растения,
выращивает животных, используя при этом землю и связанные с ней другие
природные ресурсы и как предмет труда, и как орудие производства. Особое
положение земли в сельскохозяйственном производстве, а также в лесном хозяйстве
определяет ее предназначение как главного средства производства в этих
отраслях.
Земля, используемая в
сельском хозяйстве и некоторых других отраслях, связанных с получением
биологической продукции, занимает особое место в составе средств производства.
Ее отличительные особенности отмечал, в частности С.А. Удачин
(Землеустроительное проектирование/ под ред. В.Д. Кирюхина. – М., Колос, 1976
С. 10-11). Самыми существенными из них являются:
- Земля как средство
производства используется в тесном взаимодействии с другими природными
ресурсами – водой, солнечной энергией, воздуха и т.д.
- Земля – незаменимое
средство.
- Земля характеризуется
постоянством местоположения (неперемещаема), поэтому ее пространственные формы
и многие свойства стабильны. Другие средства производства (например, различные
сельхозмашины) человек перемещает по поверхности земли в процессе
производственного использования, постройки и сооружения также могут быть
демонтированы и т.д. Все эти более или менее мобильные элементы производства
должны быть приспособлены к территориальным особенностям земельных массивов.
- Земля в отличие от
других средств производства в меньшей степени подвержена моральному и
физическому износу. Но в тоже время при нерациональном (в том числе чрезмерно
интенсивном) использовании земля утрачивает качество «вечного» средства
производства и довольно быстро теряет свою производительную способность.
Особенности земли,
проявляющиеся при ее использовании в сельском хозяйстве приводят к выделению
специальной категории средств производства, неразрывно связанных с землей, к
которым относятся:
- производственные
постройки – животноводческие фермы, мастерские, склады, электростанции,
предприятия по переработке продукции и т.п.;
- водохозяйственные и
мелиоративные сооружения – оросительные и осушительные каналы, пруды и
водохранилища, колодцы, водопроводные сети, водонапорные башни;
- противоэрозионные
сооружения;
- транспортные устройства
– дороги, мосты и другие дорожные сооружения;
- многолетние насаждения
– сады, виноградники, ягодники, защитные древесные и кустарниковые насаждения;
- Другие хозяйственные
устройства – ограждения, сети электроснабжения и связи и т.д.
Используются эти средства
производства там, где сооружены, вместе с земельными участками, на которых расположены.
После того как они созданы, перемещение их невозможно без полной или частичной
потери их пригодности к эксплуатации, а недостаточно обоснованное размещение
может вызвать большие экономические издержки.
Концентрация средств
производства, неразрывно связанных с землей, во многом определяет уровень
интенсификации сельского хозяйства. Чем лучше оборудована и оснащена территория
в инженерном отношении, тем выше производительность земледельческого труда и
меньше потери сельскохозяйственной продукции.
5. Основные
направления перспективного плана социального развития и его связь с
землеустройством
Землеустроительная
документация (в первую очередь схемы и проекты землеустройства) служит для
обоснования и планирования мероприятий по социальному и экономическому развитию
территорий, осуществляемых органами местного самоуправления и администрацией
сельскохозяйственных предприятий. Вместе с тем контрольные цифры по развитию
территории закладываются заказчиками землеустроительной документацией в схемы и
проекты землеустройства.
В настоящее время
полномочия органов местного самоуправления по земельным фондам существенно
расширились, приобрели остроту задачи планирования использования земель в
районе, экономического и социального развития территорий. В компетенцию
районных администраций теперь входят практически все вопросы использования
земель, затрагивающие интересы проживающего на них населения. К ним относятся:
- владения, использование
и распоряжение земельными и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной
собственности, контроль за использованием земель в границах района;
- комплексное
социально-экономическое развитие муниципального образования;
- регулирование
планировки, застройки, благоустройства и озеленения, использование водных
объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, дорожное
строительство и содержание дорог;
- охрана окружающей среды
и др.
Для планирования
мероприятий в этой сфере муниципальные власти могут использовать материалы схем
землеустройства.
Схема землеустройства
административного района, например, используется для планирования мероприятий
по сельскохозяйственному освоению, трансформации и улучшению земель;
обоснования выделения земель несельскохозяйственным пользователям; организации
землевладений крестьянских хозяйств, кооперативов, землепользований,
арендаторов и т.д.; осуществления противоэрозионных и природоохранных мер;
корректировки программ развития хозяйств и объединений с учетом качества и
местоположения закрепленных за ними земель; обоснования распределения средств,
поступающих за счет земельного налога.
Научно-исследовательские
учреждения рекомендуют широко использовать принципы научно обоснованного
планирования экономического и социального развития реформированным
сельскохозяйственным предприятиям и в настоящее время. Прежде всего это
разработка бизнес-планов предприятий, а также перспективных, планов развития
производства и социального развития, производственно-финансовых и оперативных
планов хозяйств и их производственных подразделений.
Бизнес-план
сельскохозяйственного предприятия (организации) – это инструмент обоснования
предпринимательской коммерческой деятельности, которая невозможна без учета
перспектив использования и охраны земельных ресурсов, развития хозяйств,
намечаемых в проектах землеустройства.
Перспективные планы
составляют на всех предприятиях (включая крестьянские хозяйства); они
определяют основные направления их экономического и социального развития на тот
или иной период и увязываются с имеющимися средствами. Без этого невозможно
рационально организовать работу, правильно распределить ресурсы, максимально
производительно использовать рабочее время.
План развития
производства, как правило, включает следующие основные разделы:
- специализация и размер
хозяйства;
- сочетание отраслей
растениеводства и животноводства (с учетом межхозяйственной кооперации);
- развитие
вспомогательных и подсобных производств, комбинирование сельскохозяйственной
промышленной деятельности;
- механизация и
электрификация производства;
- организация и оплата
труда, баланс трудовых ресурсов и т.д.
В плане социального
развития решаются следующие вопросы:
- улучшение условий
труда;
- совершенствование
системы расселения, жилищных и культурно-бытовых условий;
- повышение квалификации
работников предприятий и др.
Разработка плана
заканчивается расчетами финансового обеспечения производственной и социальной
программ.
На основании заданий
плана, уточняемых при внутрихозяйственном землеустройстве с учетом качества
земель, территориальных особенностей землевладений или землепользования, а
также после определения очередности мероприятий по рациональному использованию
земли и ее охране, составляют текущие производственно-финансовые планы
хозяйства (товарищества, кооператива, акционерного общества и т.д.). В этих
планах реализуются намеченные на перспективу предложения, включая разработку
рабочих проектов осуществления отдельных землеустроительных мероприятий
(улучшению угодий, строительство орошаемых культурных пастбищ, рекультивация
земель и т.д.), которые обеспечиваются соответствующими ресурсами и принимаются
к исполнению. Производственно-финансовые планы составляют ежегодно. Кроме того,
в хозяйствах разрабатывают более детальные оперативные планы на отдельные
периоды работ (посев, уборка и д.р.).
Развитие сельскохозяйственного
производства, появление новых форм землевладения и землепользования,
организации и оплаты труда, интенсификация нередко требуют освоения новых
земель, дополнительных мер по мелиорации, защите почв от эрозии и охране
природы, переустройству территории, поскольку решения, принятые при ранее
проведенном землеустройстве не всегда соответствует новым направлениям
деятельности предприятия.
В последние годы
произошли глубокие изменения в экономических отношениях и методах управления
народным хозяйством, в том числе в агропромышленном комплексе. Структура
производства, объемы продажи продукции, другие производственные и экономические
показатели теперь определяются предприятиями самостоятельно, исходя из спроса
потребителей, необходимости увеличения доходов работников, прибыли и
рентабельности, достижения полной самоокупаемости и самофинансирования. Тем
самым резко повышается их ответственность за разработку эффективных планов
развития, в том числе по использованию земельных ресурсов.
При внутрихозяйственном
землеустройстве в первую очередь необходимо:
- оценить
биоклиматический потенциал земель хозяйства и его обеспеченность
производственными ресурсами; определить какую продукцию и в каком объеме
наиболее выгодно ему производить;
- составить реальную производственную
и социальную программу, которая будет сбалансирована по ресурсам, обеспечит
расширенное воспроизводство, получение прибыли в требуемых размерах, неуклонное
повышение плодородия почв и максимальную экономическую эффективность
производства;
- рационально
организовать территорию хозяйства с учетом принятой производственной программы.
В процессе
землеустройства сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств
материалы перспективного, текущего и оперативного планирования могут
уточняться. Это связано с проведением детальных почвенных, почвенно-эрозионных,
геоботанических, дорожных, водохозяйственных обследований, а при рабочем
проектировании – и других инженерных обследований и изысканий. При этом
учитываются особенности каждого земельного участка – его конфигурация, площадь,
удаленность от хозяйственного центра, технологические свойства (длина гона,
наличие препятствий, культурно-техническое состояние).
Содержащаяся в проектах
внутрихозяйственного землеустройства информация может быть использована также
для разработки производственных хозрасчетных заданий бригадам, арендным
коллективам, кооперативам. Для этого данные о земельном налоге, арендной плате
за землю. Урожайности сельскохозяйственных культур, нормах внесения удобрений,
расхода топлива и др. дифференцируют с учетом качества закрепленных за
подразделением участков. Согласованная организация производства, труда и
использования земли во многом определяет эффективность принимаемых
землеустроительных решений.
Заключение
Земельные отношения
характеризуются условиями владения и пользования землей, правами и
обязанностями землепользователей по отношению к государству, а также основными
формами организации сельскохозяйственного производства. От характера земельных
отношений во многом зависит распределение земельных ресурсов между отраслями и
сферами деятельности общества, соотношение укладов землепользования, условия
купли, продажи и платы за пользование землей.
В решении проблем
рационального использования земли видное место занимает теория и практика
землеустройства, развивающиеся в тесном взаимодействии. Их общая задача состоит
в изучении объективных закономерностей функционирования земли как средства
производства и природного ресурса, в разработке и осуществлении на практике
эффективных методов организации территории в соответствии с потребностями
общества и законами природопользования, в регулировании земельных отношений.
Список литературы
1. Волков С.Н. Землеустройство.
Теоретические основы землеустройства. – М., 2001.
2. Сулин М.А. Землеустройство. –
СПб., 2005.
3. Троицкий В.П., Волков С.Н.,
Гендельман М.А. Научные основы землеустройства. – М., 1995.
|