В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает
и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и
неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по
обеспечению боевой и мобилизационной
готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной
защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает финансовыми средствами, материальными и другими
ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в
РФ; укрепляет в Вооруженных Силах
организованность и воинскую дисциплину.
Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования
военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ;
готовит Президенту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием
Вооруженных Сил и др.
7 СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5652.
Основными задачами
Министерства обороны являются:
1.
разработка
и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации,
целостности и неприкосновенности ее территории
2.
организация
и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной
готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил
Российской Федерации
3.
обеспечение
финансовыми средствами, материальными и
другими ресурсами Вооруженных Сил
4.
координация
деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной
власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны
5.
участие в
осуществлении военного строительства в Российской
Федерации
6.
совершенствование
правовой основы деятельности Вооруженных Сил
7.
разработка
мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение
и приумножение
патриотических традиций
8.
участие
в международном сотрудничестве по военным вопросам
9.
и
т. д.
Функциями Министерства обороны являются:
1.
контроль
состояния Вооруженных Сил и
2.
разработка
предложений по расходам на оборону
3. организация научных
исследований в целях обороны
4. заказ и
финансирование производства, закупки и ремонта вооружения и военной техники
5.
организация
эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в
Вооруженных Силах
6.
обеспечение
разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской
Федерации
7.
обеспечение
защиты государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и
подводной среде
8.
организация
прохождения военной службы военнослужащими
9.
участие
в разработке государственных стандартов в области обязательной подготовки граждан к
военной службе
10. участие в переговорах
по проблемам безопасности
11. оказание в
установленном порядке иностранным государствам услуг по подготовке национальных
военных
кадров и технического персонала
12.
организация работы по
созданию и ведению баз данных в области
обороны
13.
и
т. д.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации
является центральным органом военного управления и основным органом оперативного
управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности
органов военного управления, других 'войск и воинских формирований по
выполнению задач в области обороны.
В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" и Положением о Генеральном
штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11
ноября 1998 г.8,
Основные типы генерального штаба:
- Луи Бертье и его штаб при Наполеоне.
- Феномен «большого генерального штаба»
Мольткестаршего.
- Германский генштаб как «скрытый главнокомандующий».
-Магия «большого генерального штаба».
- Мольтке и Бисмарк как модель взаимоотношений между
высшим военным чином и государственным руководителем.
- Последствия чрезмерного усиления роли генштаба.
-Генштаб Гинденбурга и Людендорфа и поражение
Германии в Первой мировой войне.
На основе реального
исторического опыта и современной практики различных стран можно говорить о
нескольких типах генерального штаба.
Один тип — это орган анализа,
прогнозирования и планирования, подготовки проектов директив и приказов
Главнокомандующего (Верховного Главнокомандующего), а также контроля за
выполнением принимаемых Главнокомандующим решений.
Другой тип генштаба - это
орган прямого управления стратегическими действиями, операциями, с
самостоятельной отдачей соответствующих директив, приказов; такому органу
высшим политическим руководством страны делегируется весьма значительный объем
полномочий, которые являются полномочиями самого Верховного Главнокомандующего.
Еще один тип генштаба — это
своего рода канцелярия, административный орган при Верховном Главнокомандующем.
Генеральный штаб
осуществляет стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск,
воинских формирований и органов военного управления; проводит мероприятия,
связанные с
поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; осуществляет
координацию деятельности по проведению в РФ мероприятий по воинскому учету,
подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные
сборы; организует разведывательную работу в целях обороны; разрабатывает предложения
по основным вопросам, касающимся подготовки страны к обороне, военной доктрины РФ,
структуры, состава, численности, дислокации, задач Вооруженных Сил и т. д.
В организации обороны и управлении Вооруженными Силами значительное место отводится военным
советам, которые создаются Президентом
РФ. Они действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в
видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на
флотах, в армиях, на флотилиях. В процессе своей деятельности военные советы
разрабатывают рекомендации,
связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Вооруженных Сил, с выполнением мероприятий
по поддержанию боевой готовности войск, с организацией обеспечения правопорядка,
воинской дисциплины.
8 СЗ РФ. 1998
Военные советы тесно взаимодействуют с органами государственной власти по
вопросам обеспечения выполнения правовых актов в области обороны, социально-правовой
защиты военнослужащих, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и т. д.9
Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные
округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим
(оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем
стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов
осуществляют
оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями
видов и родов войск Вооруженных Сил, Других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением
Военно-Морского Флота Российской Федерации. Руководит военным округом
(флотом) командующий, который осуществляет
свою деятельность через соответствующие
штабы, управления, отделы округа (флота).
Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры
соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они
осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.
В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах
РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента
РФ от 15 октября 1999 г.10, они создаются Минобороны России и
являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных
комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных
округов
(управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности
перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.
На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов,
поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом;
обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу
и их
отправки в Вооруженные Силы и другие войска, а также планов отбора граждан
для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами
здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием
граждан, подлежащих
первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную
службу; содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и
добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского
учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и
т. д.
Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной
помощи уволенным из Вооруженных Сил офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей.
2.2. Органы местного
самоуправления и управление обороной
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления
наделены определенным комплексом полномочий в области
9 САПП РФ. 1993. № 36. Ст. 3390.
10 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5013.
управления обороной, которые реализуются ими в пределах
подведомственной территории и в тесном взаимодействии с органами военного
управления.
Деятельность органов местного самоуправления в этом направлении предполагает
прежде всего обеспечение ими на своей территории соблюдения и исполнения законодательных
и других правовых актов в области обороны.
Согласно
федеральным законам "Об обороне", "О воинской обязанности и военной
службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в
Российской Федерации", Положению о призыве на
военную службу граждан
Российской Федерации, утвержденному Правительством РФ 1 июня 1999 г.11,
Положению о воинском учете, утвержденному Правительством РФ 25 декабря 1998 г.12,
а также ряду
других нормативных актов на органы местного самоуправления возложена
организация воинского учета, подготовка молодежи к военной службе; организация призыва
граждан на военную службу, военные сборы, по мобилизации; осуществление
мероприятий по выполнению мобилизационных планов и заданий.
Совместно с органами военного управления органы местного самоуправления
принимают меры по подготовке своих территорий и коммуникаций в целях обороны. Они
обязаны оповещать граждан о вызовах военного комиссариата и обеспечивать им
возможность своевременной явки по вызовам; по запросам военного комиссара направлять ему
необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах,
поступающих на воинский учет либо состоящих на воинском учете; осуществлять
контроль за посещением гражданами, подлежащими призыву на военную службу, лечебно-профилактических
учреждений, в которые они направлены для медицинского обследования или
освидетельствования.
Органы местного самоуправления обязаны выявлять во взаимодействии с органами
внутренних дел граждан, постоянно или временно проживающих на их территории и
подлежащих постановке на воинский учет, а также разъяснять им их обязанности
по воинскому
учету и контролировать их выполнение.
Для первоначальной постановки граждан на воинский учет решением главы
муниципального образования утверждается комиссия по постановке граждан на воинский
учет, а для организации и проведения призыва граждан на военную службу им создается
призывная
комиссия.
Для работы призывных комиссий, проведения медицинского освидетельствования и
осмотров граждан, поступающих на военный учет, военную службу, призываемых на военные
сборы, а также для призыва граждан на военную службу органы местного самоуправления обеспечивают
предоставление и оборудование необходимых помещений и территорий, транспорта,
медикаментов, медицинского оборудования, иных материально-технических средств,
медицинского персонала и т.
п. Они руководят гражданской обороной на территории
муниципального образования; организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан совместно с
органами военного управления, а также
координируют и согласовывают с ними
свою деятельность в области обороны.
В целях совершенствования организации обороны органы местного
самоуправления вправе вносить в соответствующие органы государственной
власти предложения и рекомендации.
11 СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2857.
12 СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 192.
2.3.
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 59) защита Отечества является долгом и
обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение
действительной службы в Вооруженных Силах РФ.
Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными
законами: "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной
службе".
Установлено, что все мужчины — граждане РФ — обязаны проходить военную
службу в Вооруженных Силах РФ. В отдельных случаях, предусмотренных законом, вместо
военной службы граждане могут пройти альтернативную службу, правовые основы
организации
и прохождения которой, к сожалению, еще не получили достаточно полного
своего закрепления. На военную службу могут быть приняты граждане женского пола
на основе принципа добровольности (по контракту) и при наличии вакантных воинских
должностей,
подлежащих замещению военнослужащими женского пола.
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"
закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая
службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном
порядке (по контракту). На сегодняшний день Вооруженные Силы комплектуются в
основном за
счет призыва граждан на военную службу. Служба по контракту по ряду причин,
прежде всего экономических, еще не получила должного развития.
На действительную военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27
лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от
призыва на военную службу.
Для проведения организованного призыва в районах и городах образуются призывные
комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования
граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них
индивидуального решения.
Такими решениями могут быть:
а) о призыве гражданина на военную службу;
б) о направлении на альтернативную службу;
в) о предоставлении отсрочки от призыва;
г) об освобождении от воинской обязанности.
Комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или
других войск, в которые направляется признанный годным к военной службе гражданин.
Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его
обжаловать
в призывную комиссию субъекта РФ либо в суд.
Контрактная система комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное
заключение письменного контракта о прохождении военной службы между гражданином и
Минобороны России. Предварительно гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию;
проходит профессиональный психологический отбор.
Он также должен соответствовать требованиям, установленным в законе:
по общеобразовательному цензу;
по уровню профессиональной подготовки; по выполнению нормативов физической
подготовки
и др.
Только при соответствии предъявляемым требованиям к состоянию здоровья
гражданин может заключить контракт о прохождении военной службы.
Законом закреплены следующие виды контрактов:
1) о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил;
2) о прохождении военной службы в кадрах конкретной воинской части;
3) о прохождении военной службы на конкретной должности в конкретной воинской
части.
Успешное комплектование Вооруженных Сил в значительной мере зависит от
организации подготовки молодежи к военной службе. Эту подготовку граждане приобретают
на обязательной и добровольной основе в государственном, муниципальном или
негосударственном
образовательном учреждении (см. Федеральный закон "О воинской обязанности и
военной службе").
2.4. Военная служба
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определяет
военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой
гражданами в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях, а
также в соответствующих
органах. Порядок организации и прохождения военной службы в Вооруженных Силах
закрепляется не только упомянутым законом, но и Законом "Об обороне",
Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и другими нормативными
актами органов государственной власти.
Военную службу могут проходить лишь граждане РФ. Она подразделяется на
действительную службу и службу в запасе.
Действительная военная служба — это служба в Вооруженных Силах, в других
войсках, воинских формированиях и органах. Граждане, проходящие действительную
военную службу, являются военнослужащими, правовое положение которых определяется
Федеральным
законом "О статусе военнослужащих", а также другими законами и подзаконными
актами.
Прохождение действительной военной службы предполагает исполнение
военнослужащими воинских обязанностей, к которым
относятся: участие в
боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого
дежурства (боевой службы); участие в походах и учениях; выполнение приказов и
распоряжений командиров и начальников; нахождение на территории воинской части в
течение установленного распорядком дня служебного времени и т. п.
Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу или не проходивший
военной службы и впервые призванный на военные сборы, принимает Военную присягу на
верность Российской Федерации.
Все военнослужащие делятся на составы: солдаты и матросы, сержанты и старшины;
прапорщики и мичманы; офицеры (младшие, старшие, высшие).
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для
военнослужащих определены сроки военной службы:
Для проходящих военную службу по призыву — 24 месяца;
имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев;
имеющих воинское звание офицера — 24 месяца;
проходящих военную службу по контракту, — на срок, указанный в
контракте.
Названный закон освобождает от призыва на военную службу отдельные категории
граждан: признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по
состоянию здоровья; имеющие ученую степень кандидата или доктора наук;
проходящие или прошедшие альтернативную службу и др. Не подлежат призыву граждане, отбывающие
наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы,
ареста или лишения свободы;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления и др.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным
временно негодными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до 1 года;
имеющим ребенка, воспитываемого без матери, и др.
По окончании срока службы и достижении установленного законом предельного
возраста военнослужащие увольняются с действительной военной службы и зачисляются в
запас, получая правовой статус военнообязанного запаса.
Военнообязанные, находящиеся в запасе и достигшие предельного возраста
пребывания в запасе либо признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья,
переводятся в отставку и снимаются с воинского учета.
Приложение к управлению обороной:
У К А
З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О
некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в области
обороны и безопасности
В целях совершенствования государственного управления в области обороны и
безопасности, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации,
постановляю:
1. Упразднить:
Совет обороны Российской Федерации;
комиссии, образованные в составе Совета обороны Российской Федерации и при этом
Совете;
аппарат Совета обороны Российской Федерации.
2. Объединить аппарат Совета Безопасности Российской Федерации с
Государственной военной инспекцией Президента Российской Федерации и
сформировать на их базе аппарат Совета Безопасности Российской Федерации,
обеспечивающий в том числе реализацию функций Государственной военной инспекции
Президента Российской Федерации.
3. Председателю Правительства Российской Федерации и Секретарю Совета
Безопасности Российской Федерации в месячный срок представить предложения по
разработке и реализации мер, направленных на осуществление военного
строительства и реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов.
4. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации в месячный срок
разработать и представить на утверждение проект положения об аппарате Совета
Безопасности Российской Федерации, а также его структуру и штатное расписание.
5. Освободить Клименко Владимира Николаевича от должности руководителя
аппарата Совета обороны Российской Федерации.
6. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации провести
необходимые организационно-штатные мероприятия в соответствии с настоящим
Указом.
7. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по
перечню согласно приложению.
8. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской
Федерации в 2-недельный срок представить предложения о приведении актов
Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.
9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
3 марта 1998 года
№ 220
Заключение
В
ходе курсового проекта я изучил тему «Управление в области обороны», в процессе
изучения темы были рассмотрены законы, принципы, функции и методы управления,
управленческие решения, организационно-правовые формы управления обороной,
структура органов местного самоуправления, комплектование вооруженных сил.
После изучения данной темы я могу сделать вывод, что эта тема в России для
нашего времени актуальна, но слабо исследована.
Для совершенствования изучения
данной проблемы необходимо усовершенствовать действующее законодательство,
которое призвано защищать, разрабатывать
и принимать меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее
территории; организовывать
и осуществлять мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и
мобилизационной подготовки Вооруженных Сил
в целях предотвращения и отражения
агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и
неприкосновенности территории РФ; обеспечивать финансовыми средствами, материальными и другими
ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвовать в осуществлении военного строительства
в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах
организованность и воинскую дисциплину.
Список используемой литературы:
1.
В.П. Иванова
«Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом»
Москва «Известие» 2003 г.
2.
А.П. Алехин
«Административное право Российской Федерации» Москва «Зерцало-М» 2002 г.
3.
А.А. Кокошин
«Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ,
задачи для России» Москва «РОССПЭН» 2003 г.
4.
Бахрах
«Административное право Российской Федерации» Москва 2000 г.
5.
«Конституция
Российской Федерации» Новосибирск «Сибирское университетское издательство»
2004 г.
|