Реферат: Виды подряда
Содержание
Введение
Подряд
1.
Бытовой подряд
2.
Договор строительного подряда:
2.1.Общие положения
2.2.Понятие и
элементы договора строительного подряда
2.3.Порядок
заключения договора строительного подряда
2.4.Содержание
договора и ответственность по договору
3.
Договор на выполнение проектных
и изыскательских работ
4.
Подрядные работы для
государственных нужд
4.1.Общие
положения
4.2.
Понятие и основные особенности государственного контракта на выполнение
подрядных работ для государственных нужд
Заключение……………………………………………………….
Список используемой
литературы:
Введение
Гражданский
кодекс определяет подряд как такой договор, в силу которого одна сторона
(подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика)
определенную работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется
принять результат работы и оплатить его (ст.702ГК).
Подрядные
отношения были известны ещё римскому праву, в котором договор подряда (Locatio-conductio operis) рассматривался в качестве разновидности договора
найма (Locatio-condyctio) вещей, работ или услуг. Подробное объединение
договоров было обусловлено тем, что основным способом удовлетворения
потребностей в каких-либо работах или услугах являлись действия рабов. Для
выполнения работ нанимали раба, заключался договор найма вещи, а если
исполнителем являлся свободный римский гражданин – то договор подряда или найма
услуг. Отсюда и произошло выделение договоров найма и услуг и подряда. Различие
между последними заключалось в том, что по договору подряда всегда достигался
определенный экономический результат (Opus), которого не было в
договоре найма услуг.
1. Бытовой подряд
Договор
бытового подряда давно известен гражданскому законодательству. Ещё в ГК 1964г.
ему были посвящены отдельные нормы в главе о подряде. Однако его понятие,
прежде всего, опиралось на особенности правового регулирования плановой
экономики, в связи, с чем бытовой заказ рассматривался как один из договоров по
обслуживанию граждан. Его главными чертами являлись особенности субъектного
состава – в качестве заказчика выступал гражданин, а подрядчика –
специализированная организация сферы обслуживания, планово-регулируемый
характер договора; применение публичной оферты и закрепление отдельных видов
договоров бытового заказа в типовых договорах. С переходом к рыночной
экономике, упразднением непосредственного государственного управления сферой
обслуживания, казалось бы, должны были коренным образом измениться и нормы о
бытовом подряде. Однако большая часть норм воспроизводит уже известные ранее
правила правового регулирования договора бытового заказа. Это обстоятельство
объясняется причинами, которые не устраняются при переходе от плановой к
рыночной экономике, а лишь меняют мотивацию и формы воздействия на эти
отношения: во-первых, необходимостью выравнивания правового положения
гражданина, заказывающего выполнение различных работ для собственных нужд, по
сравнению с подрядчиками-предпринимателями; во-вторых, объективным процессом
развития в России законодательства о защите прав потребителей, в-третьих,
обособлением норм о правовом регулировании отношений в сфере обслуживания,
необходимостью их детальной регламентации типизации с учётом массового
характера их применения.
Развитие
законодательства о бытовом подряде в период 80-90-х годов в основном
осуществлялось по линии совершенствования не собственно гражданского
законодательства, а законодательства о защите прав потребителей. К моменту
принятия части второй ГК в законодательстве сложился достаточно
регламентированный институт защиты прав потребителей при выполнении работ и
оказания услуг, во многом воспроизводивший нормы и положения гражданского
законодательства. После принятия части второй ГК, в которой нормы о бытовом
подряде выделены в отдельный параграф главы о подряде, ранее принятые нормы
законодательства о защите прав потребителей сохранили свою силу. Пункт 3
ст.730ГК предусматривает, что законы о защите прав потребителей применяются к
отношениям, не урегулированным гражданским кодексом. Таким образом, источниками
правового регулирования бытового подряда являются, прежде всего, нормы,
содержащиеся в главе 37ГК, Закон о защите прав потребителей и принятые в
соответствии с ними правила о выполнении отдельных видов работ, утверждённые
правительством РФ. Правила бытового обслуживания населения в РФ, утверждённые
постановлением правительства РФ от 15августа 1997г.№1025, устанавливают общие
требования к организациям сферы обслуживания, порядку предоставления информации
об оказываемых работах, требования к содержанию и форме договора, порядку
выполнения работ, как пошив обуви другое. Кроме того, приняты Правила по
оказанию услуг общественного питания, предоставлению услуг по вывозу твёрдых и
жидких бытовых отходов, коммунальных услуг.
Наряду
с нормативными актами, регламентирующими отношения по бытовому подряду, важное
значение имеют разъяснения, содержащиеся в постановление Пленума Верховного
Суда РФ от 29 сентября 1994г №7 с последующими изменениями «О практике
рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» и Разъяснениях «О некоторых
вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации « О защите прав
потребителей», утверждённых приказом Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур от 20 мая 1998г№160.
Особенности договора бытового подряда. Договор бытового подряда – это такой вид договора
подряда, в котором одна сторона (подрядчик), осуществляющая предпринимательскую
деятельность в сфере оказания бытовых услуг, обязуется выполнить по заданию
гражданина (заказчика) определённую работу, предназначенную удовлетворять
бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и
оплатить работу (п. 1ст. 730ГК).
Легальное
определение бытового подряда выделяет, прежде всего, особенности субъектного
состава данного договора: заказчик – гражданин, заказывающий выполнение
работ для удовлетворения собственных бытовых или иных личных потребностей; подрядчик
– лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Выполнение работ
по договору подряда имеет всегда предпринимательский характер, однако не всегда
осуществляется предпринимателем в юридическом смысле – субъектом
предпринимательской деятельности. В договоре бытового подряда подрядчик должен являться
субъектом предпринимательской деятельности, т.е. либо
гражданином-предпринимателем, либо коммерческой организацией, либо
некоммерческой организацией, если ей предоставлено, право осуществлять
предпринимательскую деятельность. Кроме того, в легальном определение
подчёркивается, что подрядчик – это лицо, осуществляющее соответствующую
деятельность. В контексте нормы ГК можно сделать вывод, что речь идёт о
предпринимателях, деятельность которых направлена на выполнение работ по
заказам граждан, т.е. осуществляющих деятельность по обслуживанию населения.
Так, договор, заключённый гражданином с АО «Кировский завод» на изготовление
металлоконструкций для строительства дачи, не может рассматриваться как бытовой
подряд, поскольку данное предприятие не занимается оказанием услуг населению.
Следовательно, подрядчик в договоре бытового подряда – это лицо, имеющее статус
предпринимателя (или приравненный к нему), основным направлением деятельности
которого является выполнение работ по заказам граждан. Подтверждением
последнего обстоятельства является признание бытового подряда публичным
договором (п.2 ст.730ГК).
Учитывая
публичность договора и требования законодательства о защите потребителей, на
подрядчика возлагается обязанность по предоставлению заказчикам до заключения
договора информации о себе, правилах выполнения работ, правах заказчиков. В
соответствии со ст.732 обязательно предоставление информации о предлагаемой
работе, её видах и особенностях, о цене, форме оплаты, а также об иных
сведениях, относящихся к договору, в частности, указание на конкретное лицо,
которое будет выполнять работу. Если предоставленная информация окажется
неполной либо недостоверной, что привело к заключению договора на выполнение
работы, не отвечающей требованиям заказчика, последний вправе расторгнуть
договор и потребовать возмещения убытков.
Закон
не содержит специальных правил о форме договора бытового подряда, что
предполагает возможность его заключения и в устной и в письменной формах в
соответствии с общими нормами гражданского законодательства, однако и в
Правилах бытового обслуживания населения, и в ряде других документов говорится
о том, что заказ гражданина должен быть квитанцией (договором). При этом
допускается ещё более упрощённый вариант оформления договорных отношений –
выдача жетона или кассового чека. В п.4 Правил бытового обслуживания населения
установлены требования к порядку оформления договора бытового подряда: заказ на
оказание услуги (выполнение работы) оформляется договором (квитанцией) или иным
документом установленной формы, в котором заполняются все указанные в нём
реквизиты: юридический адрес исполнителя, фамилия и инициалы заказчика, его
телефон или адрес; дата приёма заказа, сроки начала и окончания исполнения
заказа, сумма аванса (полная сумма), подписи принявшего и сдавшего заказ, вид
услуги, полное наименование материалов исполнителя и потребителя, их стоимость
и количество, сдаваемого в ремонт изделия; другие реквизиты.
Приём
заказов на изготовление изделий производится по журналам мод или образцам, а
также по эскизам потребителя. По его желанию, подтверждённому подписью, могут
быть сделаны согласованные с исполнителем отступления от образцов и технологии
изготовления изделия, если они не угрожают безопасности, жизни и здоровью
потребителя, окружающей среде, а также не причинят вреда имуществу потребителя.
Предметом
договора бытового подряда является
результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные
потребности граждан. Закон связывает потребительский характер не с результатом,
а с самой работой, которую выполняет подрядчик. Так, не будет бытовым подрядом
договор, заключённый гражданином с промышленным предприятием на изготовление
хозяйственных сумок. Хотя результат работы имеет потребительский характер,
однако, сама работа и возникающие при этом отношения бытового подряда ввиду
отсутствия потребительского характера самой работы.
В
практике предприятий сферы обслуживания нередки случаи навязывания гражданам
дополнительных работ и услуг. Например, гражданин хотел бы заказать пошив
пиджака, а ему предлагается пошив только костюма в целом и т.п. В качестве
гарантии защиты интересов заказчиков в п.1 ст.731 ГК установлено, что подрядчик
не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда
дополнительной работы или услуги, а заказчик вправе отказаться от оплаты работы
или услуги, не предусмотренной договором.
Работа может выполняться из материала, как
подрядчика, так и заказчика. Наряду с общими требованиями, предусмотренными
нормами о подряде, в бытовом подряде особо устанавливаются правила оценки и
расчётов за материалы. Так, при выполнении работ из материала заказчика
обязательно указание в квитанции или ином документе, выдаваемом подрядчиком
заказчику, точного наименования, описания и цены материала. Цена материала заказчика
должна быть определена соглашением сторон, однако в практике часты случаи,
когда приёмщик настаивает на заниженной цене материала и заказчик вынужден
согласиться с этим. В таком случае закон предоставляет право заказчику оспорить
произведённую оценку материала в суде (ст.734 ГК). Разумеется, обращение в суд
последует только в случае нарушения договора подрядчиком, когда встанет вопрос
о компенсации стоимости материала или его замене аналогичным. Кроме того, ст.35
Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность подрядчика в
случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от
заказчика, в трёхдневный срок заменить его однородным материалом (вещью)
аналогичного качества и по желанию заказчика изготовить изделие из однородного
материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи)
аналогичного качества – возместить потребителю двукратную цену утраченного
(повреждённого) материала (вещи), а также расходы, понесённые заказчиком. Так,
п.33 правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспортных средств предусматривает, что в случае утраты, порчи,
повреждения принятого у потребителя автотранспортного средства (запасных
частей, материалов) исполнитель обязан известить об этом потребителя и в
3-дневный срок передать в собственность потребителю безвозмездно
автотранспортное средство (запасные части, материалы) аналогичного качества
либо возместить двукратную цену утраченного (повреждённого) автотранспортного
средства (запасных частей, материалов), а также расходы, понесённые
потребителем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|