Силовые ресурсы -
это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для
этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция),
спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами:
зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается
наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно
лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Различные ресурсы
власти применяются её субъектами обычно в комплексе, особенно крупными
политическими субъектами, например, государством, которое использует в большей
или меньшей степени все названные выше ресурсы.
Специфическим
ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это
универсальный, многофункциональный ресурс, который создаёт другие ресурсы.
Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и членов
партий (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и
информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает
ресурсом власти лишь в одном из многочисленных измерений - будучи использована
как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти,
но и её субъект и объект.
Таким образом, мы
рассмотрели: во первых, взгляды философов, социологов и политологов на генезис
власти; этот анализ позволяет нам сделать выводы о том, что на развитие учения
о власти и его представление влияют прежде всего объективные процессы
общественного развития, а затем субъективные представления авторов; во-вторых,
основные источники и элементы власти.
Способы и механизмы
функционирования власти.
Использование
ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её
процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмами
властвования.
Способы
властвования могут быть различными: демократическими (власть осуществляется при
участии исполнителей её решений), авторитарными (единоличное правление с
ограниченным контролем над подданными), тоталитарным (всеобъемлющий контроль
субъекта над объектом), конституционным (правление в рамках закона),
деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение
свободы личности, её фундаментальных прав) и другими.
Процесс
властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма
власти - системы организаций и норм, их устройства и деятельности.
Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом
власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.
Особенности
различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться
в качестве основания её типологии.
Существует
несколько классификаций власти в зависимости от того, что считается основанием:
область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим
правления и т.д.
1. По области
функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая,
юридическая, светская и духовная (религиозная);
2. по объёму
прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;
3. по объекту
власти: общественная, классовая, партийная, личная;
4. по режиму правления:
тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и
др.;
5. по социальному типу:
рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.
Одной из наиболее
содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с
ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную,
духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в
узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком,
собственном значении этого слова.
Экономическая
власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного
рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды
общественного развития, экономическая власть доминирует над другими видами
власти, поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из
областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это контроль
над средствами достижения наших целей».'
С экономической
властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает
распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в
социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные
государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус
широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для
многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это
возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной
власти.
Применительно к
власти на предприятиях это проявляется в лишении собственника права принимать и
увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы,
повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти
социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми
соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов,
государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых
других государственных и общественных учреждений.
Духовно-информационная
власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и
информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть
эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений,
так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их
лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через
институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а
также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не
только распространению объективных сведений о деятельности правительства,
положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах
обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а
нередко и воле.
Принудительная
власть определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает
контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко
отождествляется с властью политической. Безусловно, легальное использование
силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных
признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут
использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между
рабовладельцами рабами, между деспотом - главой семьи и её членами, между
главарём и членами преступной группировки и т.д.
В зависимости от
субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную,
семейную и т.п. По широте распространения выделяется мегауровень -международные
организации, макроуровень - центральные органы государства, мезоуровень -
подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и
микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна
классификация власти по функциям её органов: например, законодательная,
исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на
субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.д.
Особенно актуальна
проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властей
экономическую власть, власть собственников средства производства и других
общественных богатств. В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное
выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам.
Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги
выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической
власти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии -
прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных
западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией
между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим
государством и общественностью.
Политическая
власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно
самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В
определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть
информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей
победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе,
невзирая на неэффективность экономической и иной политики.
Во взаимодействии
различных властей в обществе имеет место так называемый куммулятивный эффект -
усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает
шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая
политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и
информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия
лидирующих политических позиций и повышения дохода.
Разделение властей
и разграничение их компетенции в различных странах имеют свою специфику. Однако
общим для всех демократических государств является правило, согласно которому
три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены
под единым началом.
Поэтому в рамках
единой целостности власти государства необходимо разграничение властей, чтобы
каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы
обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.
Обобщение фактов,
учёт имеющегося опыта позволяют охарактеризовать общее назначение и место
каждой ветви власти.
Законодательная
власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется
путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию,
определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает
госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для
всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной
власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека.
Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы
народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с
другими органами власти - судебными и исполнительными.
В демократических
государствах носителем законодательной власти выступает парламент,
эффективность деятельности которого во многом зависит от проверенных опытом государственного
строительства структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще
однопалатные. В ряде стран действует так называемая простая двухпалатная
парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых
выборов, а другая - на основе территориальной пропорциональности.
Исполнительно-распорядительная
власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом,
восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет
правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере
хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования,
обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в
том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт
нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.
Ещё одна
особенность этой власти проявляется в том, что при всём желании её функции
невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и
правоприменение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать
меры по своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она
осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми дверями». В силу
этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть
неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не
допустить этого нужны особые меры.
Исполнительно-распорядительная
власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеет
права присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо
обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается
посредством регулярной подотчётности и ответственности перед народным
представительством, которое имеет право контроля за деятельностью
исполнительной власти.
Судебная власть
включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру
государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в
обществе, направления её развития оказывают существенное воздействие на все
стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том,
что его обращение в к судебной власти будет завершено справедливым решением,
ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными
средствами -норма правового государства. В принципе, суд не является
репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая
правонарушения.
Судебная власть воздействует
на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется
через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью
Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только
подзаконных актов, но и самих законов.
Законность
(легитимность) власти. Власть - понятие правовое, означающее созидание и
распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное
право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать
принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление
правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ
с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные
условия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется
беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|