Правительство России пытается ограничить, взять под
контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в ка--нализируемый,
контролируемый вывоз капитала.
Контроль за движением валютных средств — это, в первую
очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их
переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах:
наличной и безналичной. Первая форма — это компетенция таможенных органов,
вторая — преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства
российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских
банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит),
то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.
Следует иметь в виду, что любая система контроля и
регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не
образовать новых прорех и дыр для утечки капитала.
В рамках создания комплексной системы по
предотвращению
или значительному сокращению «бегства капитала»
предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного
регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее
прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы.
Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский
регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна
определяться общегосударственными интересами.
Приоритет должен отдаваться развитию
внутреннего российского производства.
Ограничение процесса «бегства капитала» может
осуществляться путем применения следующих конкретных мер:
1) единого таможенно-валютного контроля за
репатриацией выручки от'экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля
за бартерными операциями;
2)
лицензирования вывоза капитала;
3) инвентаризации российских инвестиций за
рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных
вложений.
Значение административных мер нельзя
преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за
рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и
характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства
капитала» за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в
России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских
капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических
зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус»,
территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства,
создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных
свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной
экономической зоны Ту-манган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке
границ России, Китая и КНДР (см. рис. 10). Проект рассчитанна 20 лет, его
стоимость на первом этапе — 90-110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает
участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической
зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с
использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет
поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели,
организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот.
Предусматривается, что зона будет иметь гибкие границы, к участию в совместном
освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.
Рис. 10. Зона международного сотрудничества «Туманган» (обозначена
пунктирной линией)
Отработка деловых контактов не на межгосударственном,
а на региональном уровне привела к появлению так называемых «еврорегионов» как
формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион
представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных
государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации
внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны,
осуществляющей свою деятельность в еврорегио-не, делегируют данной области
полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных
связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия,
Венгрия, а также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы
«Карпаты», «Буг», «Помера-ния».
В 1994 г. подписано соглашение о создании
российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города
Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных
экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья,
особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области,
может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных
совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и
производственных мощностей обеих сторон, прежде всего, российской. В 90-е годы
возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины,
Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из
этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы
является Москва — в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и
специалистов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских
строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский
и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек).
Подавляющее большинство — 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности
задействованы в отраслях материального производства.
Основными причинами привлечения иностранных работников
на российские предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий и
специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую
работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства,
но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства,
сельского хозяйства.
К числу других причин использования иностранных работников
относится необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это
касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей
промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов
проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за
счет привлечения работников по оргнабору (главным образом, с Украины).
Одна из основных причин использования иностранной рабочей
силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах — ее экономическая
выгодность.
Система экономических связей, возникающих между государствами
в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов,
включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и
компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Конкретный эффект для страны,
принимающей рабочую силу:
— повышение конкурентоспособности ее товаров
вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой
иностранной рабочей силы;
— иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос
, на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость
в стране пребывания;
— при импорте квалифицированной рабочей силы
принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную
подготовку;
—
иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в
случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены;
— иностранные
работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного
рода социальных программ.
Россия на
международном рынке труда
Вхождение России как равноправного партнера в мировое
экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким
многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия
с запозданием включилась в международные процессы миграции населения.
Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об
экспорте своей рабочей силы.
С
принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено
юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек
может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные
агентства, либо сам, найдя работу за границей.
По
прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000
г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей
российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели
ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.
Цифры
реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг.
среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это
число не включены выезжающие на временную работу, часто без
соответствующегооформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам».
Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только прогноз и
предположения.
Экономическая миграция из России определяется следующими
факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых
странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых,
ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих
стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в
Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем
образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная
и мобильная часть населения.
Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж
(хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих
этот процесс, относят следующие:
— снижение давления на внутренний рынок труда;
— минимизация существующих в его структуре
дисбалансов;
— уменьшение безработицы;
— финансовые поступления от мигрантов;
—
повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для
упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты
наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены
межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей,
Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашение государств
— участников СНГ.
Практически
все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в
соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс.
россиян.
Выход
России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего,
неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией
со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики
квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и
другие барьеры.
Так,
по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи с созданием
единого внутреннего рынка ЕС
страны этого блока будут неохотно привлекать
работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в
Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в
оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства
европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее
предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование
труда женщин.
Но,
несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка,
Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод
определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная
эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная
эффективность товарного экспорта.
Для
планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна
единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов
для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около
10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1—1,5 млн. человек,
получая ежегодно 10—20 млрд. долл.
Экономические отношения
России с региональными интеграционными группировками
В 90-е годы Россия сделала существенные шаги в налаживании
контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным
направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением
российской внешней политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде
всего, страны
Существуют две основные точки зрения на отношения России
с ЕС. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на всемерное
сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в тесный экономический
союз. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. «О» Маастрихтского договора
любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском Союзе.
Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет
означать для него «гибель, потерю управляемости, растворение».
Думается, что в ближайшей перспективе вопрос о
возможности присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более насущны
вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и
ЕС, подписанного в середине 1994 г. и ратифицированного в конце 1996 г.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный
на основе международного права, режим экономического взаимодействия,
охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС,
трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и
деятельность компаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|