Возглавляет систему органов внутренних дел МВД России, которое
несет ответственность за состояние работы органов внутренних дел по выполнению
возложенных на них задач и обязанностей. В своей деятельности оно подчиняется
Президенту Российской Федерации. Правовой статус министерства закреплен в
Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном
Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 года. Отдельные его
функции и полномочия закреплены также в иных нормативных актах.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, МВД
России осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в
сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка,
обеспечения общественной безопасности, непосредственно реализует основные
направления деятельности органов внутренних дел.
В соответствии с названным Положением основными задачами МВД
России являются: разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и
гражданина, объектов, независимо от форм собственности, обеспечению
общественного порядка и общественной безопасности; организация и проведение
мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений,
выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; обеспечение исполнения
уголовных наказаний; совершенствование нормативной правовой основы деятельности
органов внутренних дел и внутренних войск, а также обеспечение законности в их
деятельности и др.
В процессе своей деятельности МВД России определяет основные
направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите
прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм
собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, а
также принимает участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ
в сфере борьбы с преступностью. Оно осуществляет анализ состояния правопорядка
и преступности, разрабатывает прогнозы развития криминогенной ситуации, на
основе которых вносит в федеральные органы государственной власти и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по укреплению
законности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению
борьбы с преступностью.
На МВД России возложено
обеспечение выполнения органами внутренних дел и внутренними войсками законов,
указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации; организация и непосредственное осуществление
оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производства
дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к
ведению органов внутренних дел. Оно организует и осуществляет розыск лиц,
совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда,
уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без
вести пропавших и иных лиц, а также осуществляет меры по борьбе с
организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических
веществ, незаконными вооруженными формированиями.
МВД России принимает участие в обеспечении режима
чрезвычайного положения или военного положения в случае их введения на всей
территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивает выполнение правил паспортного
режима, правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через
территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
организует мероприятия разрешительно - регистрационной
системы по вопросам своей компетенции и т.д.
Свою деятельность МВД
России осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, общественными объединениями, а также координирует свою деятельность
с деятельностью министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что
позволяет ему более успешно решать стоящие перед ним задачи.
Для координации деятельности МВД России и ее органов с правоохранительными
органами иностранных государств по вопросам предупреждения, выявления,
пресечения и раскрытия преступлений на основании решения Правительства
Российской Федерации и договоренностей МВД России с компетентными органами
принимающих государств, в последние могут направляться представители МВД
России, задачи и функции которых определены в Положении о представителях
Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных странах,
утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995
года.
Задачи и функции министерств внутренних дел республик в основном
аналогичны задачам и функциям МВД России. Основное отличие состоит в том, что
их деятельность распространяется только на территорию соответствующей
республики; они непосредственно осуществляют руководство районными, городскими
органами внутренних дел.
Управления (главные управления) внутренних дел других субъектов
Российской Федерации, управления (отделы) городов, районов, районов в городах
непосредственно обеспечивают охрану общественного порядка, личности, прав и
законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от
противоправных действий на подведомственной территории; осуществляют контроль и
надзор за соблюдением правил паспортной системы; организуют и обеспечивают
безопасность дорожного движения, пожарную безопасность; разрабатывают и
проводят мероприятия по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений;
осуществляют оперативно-розыскные мероприятия; организуют работу по вопросам
разрешительно-регистрационной системы; осуществляют охрану собственности;
обеспечивают соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки боеприпасов,
взрывчатых веществ, оружия в пределах своей компетенции и т.д.
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению и охране
общественного порядка представляет собой совокупность организационно-правовых
форм, каждая из которых имеет свою специфику, определяемую ее назначением.
Таких форм можно выделить несколько:
а) административная;
б) оперативно-розыскная;
в) уголовно-процессуальная;
г) деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения
свободы.
Среди перечисленных видов деятельности органов внутренних
дел наиболее объемной и широкой является административная деятельность. Она,
как правило, является внешней по отношению к системе органов внутренних дел,
осуществляется за рамками данной системы.
Содержание этой деятельности состоит в создании условий для
реализации гражданами своих прав и законных интересов и выполнения возложенных
на них обязанностей, нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в
контроле и надзоре за соблюдением правил паспортной системы, общественного
порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в профилактике и пресечении
различных правонарушений; регистрационном учете граждан; в выдаче разрешения
(лицензии) на осуществление частной детективной и охранной деятельности и
контроль за ней, лицензий на продажу или приобретение и хранение оружия; в
осуществлении административного надзора; в охране собственности; в контроле за
соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц
без гражданства и т.п.
Оперативно-розыскная
деятельность заключается в проведении органами внутренних дел
оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья,
прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от
преступных посягательств. Она предполагает также предупреждение, выявление,
пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц,
пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных
условиях является борьба с организованной преступностью.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел
осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 июля 1995
года «Об оперативно-розыскной деятельности».
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел
состоит в производстве дознания и предварительного следствия. Действующее
законодательство возложило эту функцию на довольно широкий круг подразделений
и служб органов внутренних дел (криминальную милицию и милицию общественной
безопасности, службу по борьбе с организованной преступностью. Государственную
автомобильную инспекцию, Государственную противопожарную службу, руководителей
учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, командиров
воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России).
Деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения
свободы предполагает функционирование уголовно-исполнительной системы, в
которую входят учреждения и органы, ее осуществляющие. Названная деятельность
заключается в исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы;
обеспечении законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих уголовные
наказания, а также безопасности осужденных и персонала, работающего в них;
привлечении осужденных к труду и обеспечении охраны их здоровья; исполнении и
соблюдении норм уголовно-исполнительного законодательства и др. Задачи и
полномочия органов внутренних дел в этом
направлении закреплены в Законе Российской Федерации от 21
июля
1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы», в Уголовно-исполнительном кодексе
Российской Федерации.
В процессе осуществления своей деятельности органы
внутренних дел широко взаимодействуют с органами государственной власти,
органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми
коллективами и гражданами.
Полномочия органов местного самоуправления в области
внутренних дел.
Задачи и полномочия органов местного самоуправления в
области внутренних дел основаны на конституционном положении, в соответствии с
которыми они осуществляют на подведомственной территории охрану общественного
порядка (ст. 132 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с действующим законодательством местная администрация
в пределах своей компетенции осуществляет руководство органами внутренних дел и
с их помощью обеспечивает охрану общественного порядка на подведомственной
территории.
Охрана общественного порядка обеспечивается местной администрацией
с использованием сил милиции общественной безопасности (местной милиции).
Местная милиция входит в систему МВД России и действует на местном уровне как
самостоятельное подразделение соответствующего органа внутренних дел. В своей
деятельности она подчиняется соответствующему органу внутренних дел, а также
органам местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 августа
1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» в ведение органов местного самоуправления входит организация и
содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и осуществление
контроля за их деятельностью; обеспечение противопожарной безопасности в
муниципальном образовании, а также организация муниципальной пожарной службы.
Органам
местного самоуправления представлены значительные
полномочия, позволяющие им влиять на деятельность органов и
учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля
1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы» и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации
органы местного самоуправления:
а) входят с предложениями или дают согласие на создание и
ликвидацию названных учреждений, о назначении на должность и освобождении от
нее начальников соответствующих территориальных органов управления
уголовно-исполнительной системы;
б) оказывают содействие в комплектовании квалифицированными
кадрами персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания;
в) создают условия для этих учреждений и привлечения осужденных
к труду;
г) в необходимых случаях, с уведомлением соответствующих
территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, они вправе
привлекать персонал учреждений для ликвидации последствий стихийных бедствий,
катастроф и т.п.
Создаваемая при местной администрации наблюдательная комиссия
осуществляет контроль за обеспечением законности в учреждениях, исполняющих
уголовные наказания. Глава местного самоуправления, на территории которого
находится такое учреждение, вправе посещать его без специального разрешения.
Обеспечивая охрану общественного порядка, местная администрация
принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением
собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, зрелищных и других
массовых общественных мероприятий, а также в случае его массового нарушения.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня
1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» органы местного
самоуправления осуществляют регистрационный учет граждан в населенных пунктах,
за исключением городов, поселков, сельских населенных пунктов, закрытых
военных городов, а также населенных пунктов, расположенных в пограничной полосе
или закрытых административно-территориальных образований, в которых имеются
органы внутренних дел.
В процессе своей деятельности органы местного самоуправления
оказывают содействие и помощь органам внутренних дел и их сотрудникам
(выделение служебных помещений, жилья для сотрудников, установка телефонов,
материальная и финансовая поддержка, установление местных льгот и т.п.)
Страницы: 1, 2, 3
|