на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Защита прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания

Акционерное общество "Елизовское пассажирское предприятие" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации Елизовского района 1 983 580 тыс. рублей невозмещенной разницы между фактическими расходами по перевозке пассажиров автобусами по городским и пригородным маршрутам города Елизово и полученной выручкой от продажи билетов пассажирам в 1993 году и за 11 месяцев 1994 года.

Решением от 05.06.95 исковые требования удовлетворены частично в сумме 489 400 тыс. рублей, в остальной части иска отказано.[10]

Правам пассажиров соответствуют обязанности транспортных предприятий.

Они обязаны обеспечить безопасные условия при перевозках, заботиться о пассажирах, создавать для них максимум удобств.

Так, в силу ст. 106 ВК пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве воздушной перевозки по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке или полете.

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, оп­ределенные транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в ут­вержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств (полетов).

Транспортные предприятия должны обеспечивать своевременность перевозок, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах (судах), своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов, багажа и грузобагажа. Естественно что понятие качества является оценочным и поэтому ссылаться на качество работы перевозчика можно только в случае совершения им грубого нарушения, в частности, задержки отправления поезда на 3-4 часа.

 Транспортные предприятия обязаны предоставлять пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям) необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Указанная информация  должна располагаться на железнодорожных станциях (портах), на вокзалах, в поездах (судах) и в других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей багажа, грузобагажа, грузоотправителей, грузополучателей предоставляется на русском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.

Транспортные предприятия обязаны предоставлять по запросам пользователей услуг железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта для ознакомления правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа и правила перевозок грузов на соответствующем транспорте, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти.

Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии или крушении транспортного средства. Статья 132 ТУЖД устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. указанная норма носит отсылочный характер.

Статья 117 ВК предусматривает, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (как это может быть сделано в соответствии со ст. 123 ВК), а также международными договорами Российской Федерации.

КТМ более детально регулирует этот вопрос. Статья 190 КТМ гласит, что ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должна превышать 175 тысяч расчетных едениц в отношении перевозки в целом. В случае если вред возмещается в форме периодических платежей, общая сумма таких платежей не должна превышать указанный предел ответственности перевозчика. УВВТ и УАТ в разделе о перевозках пассажиров  этот вопрос не регулируют. Презюмируется, что если подобная ситуация возникла, то она должна регулироваться нормами гражданского законодательства, т.е. той же ст. 800 ГК РФ.[11]

По правилам внедоговорной ответственности за причинение вреда возмещается вред, причиненный имуществу пассажира, не сданному им в качестве багажа, а также вред, причиненный пассажиром транспортному предприятию порчей, повреждением оборудования и иного имущества перевозчика, когда транспортным законодательством такая ответственность не предусмотрена.

Забота о целости и сохранности ручной клади лежит на обязанности пассажира (ст. 128 ТУЖД, ч. 7 ст. 138 УАТ). ТУЖД, УВВТ, УАТ не предусматривают ответственности перевозчика за несохранность ручной клади пассажира. На морском транспорте перевозчик отвечает за утрату, недостачу, повреждение ручной клади, если пассажир докажет его вину (действует презумпция невиновности — ч. 2 ст. 176 КТМ).

Ответственность воздушного перевозчика за несохранность находившихся при пассажире вещей конструируется как ответственность по договору. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, порча, повреждение находившихся при пассажире вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира (п. 2 ст. 118 ВК РФ). Вина перевозчика презюмируется, при этом наличие вины самого пассажира в форме неосторожности не снимает с воздушного перевозчика ответственности за несохранность находящихся при пассажире вещей.

Формулируя изложенное правило, закон исходит из того, что у воздушного перевозчика имеются все возможности (при необходимости – применяется соответствующее воздействие к нарушителям правил полетов, авиационной безопасности), чтобы обеспечить безопасность полетов пассажиров, перевозок багажа, а также сохранность вещей, находящихся при пассажире.

За утрату, порчу, повреждение указанных вещей перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а при невозможности ее установления – в пределах десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 119 ВК).

Багаж – вещи пассажира, принимаемые к перевозке в багажном вагоне (багажном отделении судна, самолета, автомобиля) по проездному билету, которые по размерам и свойствам могут быть предметом перевозки, не причиняя вреда транспорту и багажу других пассажиров.

Из ст. 786 ГК РФ следует, что перевозчик обязан заключить с пассажиром договор о перевозке багажа. Документом, удостоверяющим заключение данного договора, является багажная квитанция. На городских видах транспорта в момент посадки пассажира с багажом в автобус, трамвай и проч. договор перевозки пассажира и его багажа считается заключенным, и перевозчик обязан перевезти пассажира и его багаж, а пассажир, помимо проезда, обязан оплатить и провоз багажа (кроме такси). Уплата за перевозку багажа подтверждается билетом на багаж.

На воздушном транспорте провоз багажа оплачивается по весу, если он превышает установленные перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа (п. 1 ст. 103 ВК РФ).

Перевозчик обязан доставить багаж в срок, который определяется временем движения поезда, теплохода, автомобиля до пункта назначения. По истечении 10 суток с момента, когда багаж должен прибыть к пункту назначения, пассажир вправе считать его утраченным и требовать возмещения стоимости (ст. 101 ТУЖД, ст. 139 УАТ). За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере от 10 до 50% провозной платы (ст. 138 УАТ). На воздушном транспорте размер штрафа аналогичен штрафу за просрочку доставки груза, на железнодорожном – взимаются пени в размере трех процентов за каждые сутки просрочки, но в пределах платы за проезд (ст. 127 ТУЖД).

Ответственность за несохранность багажа, как и за несохранность груза, ограничена его стоимостью.

Размер ответственности перевозчика за утрату и недостачу багажа зависит от того, была ли объявлена его ценность. Транспортное предприятие возмещает убытки в размере объявленной ценности багажа (ст. 796 ГК РФ, ст. 126 ТУЖД, ст. 177 КТМ, ст. 138 УАТ). Если же ценность не была объявлена, ущерб возмещается в размере, соответствующем его действительной стоимости. За перевозку с объявленной ценностью на воздушном транспорте взимается дополнительная плата.

Соответственно, стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца, а при отсутствии счета продавца – исходя из рыночной цены аналогичного товара (ст. 126 ТУЖД).

Кроме стоимости утраченного багажа, перевозчик возвращает пассажиру плату, полученную за перевозку не доставленного в пункт назначения багажа. В случае порчи, повреждения багажа убытки возмещаются в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

За задержку отправления транспорта, перевозящего пассажира, за опоздание к месту назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодексами (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении). Вина перевозчика в таком нарушении презюмируется (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

Такая ответственность предусмотрена и ст. 120 ВК: за каждый час просрочки перевозчик платит штраф в размере 25% минимальной оплаты труда, но не более 50% провозной платы (этот штраф по размеру одинаков с суммой, взимаемой с перевозчика, виновного в просрочке доставки груза и багажа).

Законодательство устанавливает ряд обстоятельств, при наличии которых перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажира к месту назначения. Такая ситуация возникает, если просрочка имела место:

• вследствие непреодолимой силы;

• из-за устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни или здоровью пассажира;

• из-за иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Доказательство наличия таких обстоятельств возлагается на перевозчика.[12]

4 Содержание договора перевозки пассажиров

Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора. Существенными условиями любого договора являются его предмет; те условия, которые являются обязательными в силу закона, а так же те условия, которые признаны обязательными по соглашению сторон. Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласованно хотя бы одно из его существенных условий. Поэтому важно четко определить, какие условия для данного договора являются существенными.[13]

Существенными условиями договора перевозки пассажира являются: провозная плата; провоз багажа (если он перевозится); пункт отправления и назначения; время начала и окончания поездки; льготы при поездке; иные условия, предусмотренные транспортными кодексами.[14]

Документом, оформляющим договор пассажирской перевозки, является проездной билет. Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром проездной платы.

В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира: цена, время отправления, срок годности и т. п. Билеты на всех видах транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, выдаются без указания имени пассажира. Однако это обстоятельство не дает права считать билет ценной бумагой на предъявителя, т. е. бумагой, обладание которой  дает право требования того, что составляет ее содержание.

Предмет договора перевозки – перевозка пассажира, его багажа и ручной клади туда, куда хочет пассажир и куда есть возможность доставить его у перевозчика.

Существенным условием договора перевозки пассажиров и багажа является так же его срок, поскольку проездной билет, на основании которого удостоверяются права пассажира является срочным документом. Пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным.

Цена договора так же будет являться существенным условием, поскольку без уплаты проездной цены договор не будет считаться заключенным.

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользо­вания определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением сто­рон (ст. 790 ГК). Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и ме­стными (для городского и пригородного транспорта) органами исполнитель­ной власти. Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа) перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места. Суще­ствуют общие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В установлен­ных законом случаях пассажир вообще может быть освобожден от внесения провозной платы (пенсионеры в городском транспорте и др.). Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Провозная плата вносится при заклю­чении договора. Исключение составляют перевозки в немаршрутных таксо­моторах, расчеты за перевозку в которых производятся после ее завершения.

В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в определенное место, а пассажир обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Это два основных условия заключаемого договора. Вместе с тем следует отметить, что есть еще одно важное условие, которое следовало бы включить в определение понятия договора перевозки пассажира. Это срок доставки пассажира к месту назначения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.