на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Земельные правоотношения в Республике Саха (Якутия)

Переход от национализации земли к ее приватизации на основе проведения в России земельной реформы, ликвидация монополии государственной собственности на землю существенным образом изменили характер и содержание земельных отношений. В результате установ­ления множественности форм земельной собственности и включения земли как недвижимости в систему рыночного оборота путем совер­шения купли-продажи, залога, наследования, аренды и других сделок с землей отношения по поводу земли, оставаясь по существу земель­ными, приобрели имущественный характер.

3. Понятие, принципы и методы земельного права.

А. Понятие земельного права.

Наличие единства земли, при всей многогранности выполняемых ею функции, предполагает необходимость единого и взаимосвязанного правового регулирования всех отношений, складывающихся по поводу земли. Составляя отдельную отрасль национальной правовой системы в России, земельное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений.

При всех своих положительных моментах нормативный подход к пониманию права односторонен, так как при этом право представляет собой лишь внешнюю по отношению к субъекту систему правил, свод норм должного поведения. Чтобы понятие права было полным, оно должно охватывать его в действии, предполагая соединение нормативов с реальной деятельностью, поведением человека. Для этого право необ­ходимо рассматривать с точки зрения его функционирования и резуль­тативности, реализации его норм в реальной действительности, в единстве и взаимодействии всех форм его проявления.

Первой, первоначальной формой проявления права и каждой его отдельной отрасли служит идеология, решающая концептуальную за­дачу и объединяющая систему правовых норм, второй — нормы права, третьей — правоотношения как результат применения норм в реаль­ной действительности.

Применительно к земельному праву идеологией, объединяющей зе­мельно-правовые нормы в систему, служит концептуальная политика государства, направленная на обеспечение рационального использо­вания и охраны земель, выполняющих незаменимую роль в развитии национальной экономики, претворения в жизнь радикальных эко­номических преобразований в целях экономического и социального возрождения страны.

Закрепляя земельную политику государства в обязательных правилах поведения по отношению к земле, нормы земельного права обеспечивают правовую основу земельного строя России, организацию рационального использования и охраны земельных ресурсов и субъ­ективных прав на землю.

Механизмом материализации земельно-правовых норм в реальной действительности в виде земельных правоотношений служат государ­ственное управление землями путем контроля исполнения и охраны земель, привлечение к ответственности за нарушение земельного зако­нодательства и причинение вреда землям, стимулирование рациональ­ного использования и охраны земель.

Б. Принципы земельного права.

В основе содержания и структуры земельного права лежат опреде­ленные основополагающие понятия, составляющие его принципы и определяющие  его направленность.  Существующую систему принципов земельного права составляют общеправовые принципы, свойственные земельному праву как составной части правовой системы, и отраслевые, присущие земельному праву как отдельной отрасли этой системы.

Объективно обусловленные характером земельных отношений отраслевые принципы земельного права не являются постоянными и претерпевают существенные изменения в соответствии с преобразо­ваниями, происходящими в земельном строе России.

В условиях проведения экономической реформы 90-х годов огром­ным изменениям подвергся важнейший отраслевой принцип земельно­го права —принцип собственности на землю. Вместо господствовавшего ранее принципа исключительной государственной собственности на землю утвердился принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут на­ходиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Установление множества форм земельной собственности и признание права частной собственности граждан и их объединений с предоставлением последним права свободно распоряжаться землей при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36 Конституции РФ), обус­ловили возникновение принципа нахождения земли в гражданском обо­роте. Граждане и юридические лица — собственники земли — имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, то­вариществ, кооперативов .

Статус земли в обществе как всеобщего условия труда и средства производства и иной социальной деятельности объективно определяет такой принцип земельного права, как государственное управление зем­лями. Вытекая из территориального верховенства — неотъемлемого элемента государственного суверенитета, государственное управление землями распространяется как на неиспользуемые, так и на нахо­дящиеся в пользовании земли независимо от того, в чьей собственности и в чьем пользовании они находятся. В процессе управления землями уполномоченные органы государства осуществляют ведение государст­венного земельного кадастра и мониторинга земель, предоставление и изъятие земель, землеустройство, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешают земельные споры, привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

В связи с проведением аграрной реформы большие изменения произошли в принципах земельного права, касающегося пользования землей. В отличие от ранее действовавшего законодательства, допу­скавшего лишь одну форму пользования земли как производную и зависимую от государственной собственности на землю, нынешнее зе­мельное законодательство исходит из признания множественности форм использования земли. По действующему законодательству допу­скаются такие формы использования, как пользование земли на основе права частной, общей долевой, общей совместной собственности, аренды земельного участка.

Введение множественности форм использования земли сопровожда­ется установлением таких принципов земельного права, как право са­мостоятельно хозяйствовать на земле и равенство всех субъектов, осуществляющих использование земли, судебную защиту права на зе­мельный участок, возмещение вреда, причиненного нарушением тре­бований законодательства о земле, и убытков, причиненных изъятием земель для государственных и общественных нужд.

Одним из первостепенных принципов использования земель являет­ся принцип их рационального использования. Представляя собой единое эколого-экономическое понятие, рациональное использование земли связывает воедино достижение необходимого эффекта, получае­мого от хозяйственной эксплуатации земли при минимальных затра­тах, с одновременным сохранением и улучшением земли в процессе ее использования.

Принцип рационального использования земли самым тесным и неразрывным образом связан с такими принципами земельного права, как целевой характер использования земли и устойчивость права на зем­лю. Согласно законодательству, земельные участки должны использо­ваться собственниками, землепользователями и арендаторами только в строгом соответствии с целевым назначением. Использование земель­ного участка не в соответствии с его целевым назначением, определен­ным при оформлении права на участок, запрещено законом.

Что касается принципа устойчивости права землепользования, то, являясь необходимым условием рационального использования земли, он призван обеспечить заинтересованность землепользователей в бе­режном, хозяйском отношении к земле. Устойчивость землепользо­вания обеспечивается тем, что использование земельного участка, как правило, носит постоянный (бессрочный) характер и его принудитель­ное прекращение может быть только в особых случаях, предусмотрен­ных законом.

Принципом земельного права, обусловленным переходом к преиму­щественно экономическим методам управления земельными ресур­сами, является принцип платности использования земли. Господство­вавшая до принятия действующего законодательства бесплатность пользования землей отрицательно сказалась на качестве земель и явилась причиной их бесхозности и даже оставления без обработки. Введение платы за землю в форме земельного налога и арендной платы призвано стимулировать собственников земельных участков, земле­пользователей и арендаторов экономно использовать земельные пло­щади при одновременном повышении эффективности их использования благодаря различным почвозащитным мероприятиям, введению севооборотов и способов обработки земли, соответствующих структуре почв.

Охрана земель от негативного антропогенного воздействия в процессе использования, приводящего к уплотнению почв, нарушению их экологического баланса, потере почвенного плодородия и другим отрицательным последствиям, а также предупреждение ухудшения эко­логической обстановки на территории из-за загрязнения окружающей природной среды и причинения вреда другим природным объектам — водам, лесам, животному миру — в результате хозяйственной деятель­ности на земле тесно связаны с принципом экологизации земельного права.

Реализуемый путем внедрения экологических требований в земель­но-правовые нормы, принцип экологизации позволяет обеспечить применение природоохранных технологий производства, осуществ­ление комплексных мер по охране земель от таких вредных процессов на почве, как эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание, недо­пустимость размещения, строительства, эксплуатации объектов, отрицательно воздействующих на состояние земель, приводящих к их загрязнению химическими, радиоактивными, бактериальными и паразитарно-бактериальными веществами.

В. Метод земельного права.

Земельное право как самостоятельная отрасль правовой системы имеет присущий ему метод правового регулирования земельных отно­шений.

Метод земельного права представляет собой соответствующие ха­рактеру земельных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений. Он складывается из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении ими правовых норм. Устанавливая права и обязанности участников отношений в виде предоставления им возможности совер­шать определенные действия или запрета на их совершение, земельно-правовые нормы определяют тем самым модель поведения участников земельных отношений. В зависимости от содержания правовое регулирование отношений осуществляется либо на основе импе­ративного, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов, либо на основе диапозитивного воздействия посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установ­ленных пределов.

В тех случаях, когда нормы права участниками отношений добро­вольно не исполняются и нарушаются установленные ими права и обя­занности, применяется государственное принуждение к соблюдению норм путем привлечения виновных к правовой ответственности и приведения этих отношений в соответствие с правовыми требованиями. Меры государственного принуждения могут быть применены одной из сторон отношения, если она наделена по закону правом самостоятельно применять эти меры к другой стороне. Так, органы государственной власти и местного самоуправления в пределах предоставленной им ком­петенции вправе изъять земельный участок, используемый землеполь­зователем в случае нарушения его целевого назначения. Если ни одна из сторон отношений не наделена правом применять меры принуж­дения к другой стороне, государственное принуждение должно приме­няться судом, арбитражным судом или специально уполномоченным на то органом государства.

Многогранный характер земельных отношений, обусловленный положением земли, являющейся, с одной стороны, объектом собствен­ности, недвижимым имуществом, а с другой — частью природной сре­ды, предопределяет особенности метода земельного права как совокуп­ности комбинаций различных способов, образующих синтез методов регулирования, свойственных частному и публичному праву. Ре­гулирование земельных отношений, характеризующихся наличием элементов властвования, когда одна сторона отношений является носителем власти, а другая обязана выполнять се предписания, осуще­ствляется   на   основе   применения   императивного   способа регулирования, присущего публичному праву.

Императивный метод регулирования земельных отношений имеет место применительно к отношениям, складывающимся в сфере госу­дарственного управления землей (определение порядка реализации функций государственного управления, ведения государственного зе­мельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства), при уста­новлении порядка проведения земельных аукционов, конкурсов, а так­же ограничений по использованию земель (целевого характера исполь­зования, предельных размеров земельных участков), вызванных про­странственной ограниченностью земель, интересами компактной организации территории и застройки городских земель, экологической безопасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.