гражданский
правовой договор информационная услуга
Интересным
представляется рассмотреть вопрос об услуге как правовой категории, тем более
что в правовой доктрине до сих пор существует некоторая несогласованность по
поводу того, какие критерии необходимо учитывать при изучении такого правового
явления как «услуга».
Из
истории цивилистики известно, что понятие «услуга», входило в качестве
неотъемлемой части в состав древнеримского частного права, и было известно как
договор найма. Это был особый договорной тип, включающий в себя три
разновидности договоров, в котором основным критерием выступало наличие или
отсутствие овеществленного результата (opus)[20].
Подобное понимание услуги перешло из римского права в современную юридическую
мысль и правотворчество.
В
то же время следует признать, что в ГК РФ отсутствует определение понятия
«услуга», а содержащиеся в ряде принятых позже законодательных актов, легальные
разъяснения соответствующей категории существенно различаются между собой. Так,
более узкий смысл придавал определению услугам ФЗ «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности» 1995г.,[21]
в соответствии с которым под услугами понималось «предпринимательская
деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц». В то
время как, новый ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности» уже не дает определения «услуга»[22]. Легальное
определение услуги приведено в ст. 38 НК РФ, где под услугой для целей
налогообложения признается «деятельность, результаты которой не имеют
материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления
этой деятельности»[23]. Из-за
отсутствия определений услуги как объекта гражданского права, как указывает
М.Н. Малеина, данное определение в НК РФ может быть использовано и при
применении гражданского законодательства[24].
Таким
образом, понятие «услуга» в российском праве имеет довольно размытые границы,
что порождает множество неясностей и практически по-разумному трактуется
учеными.
Устанавливая
научное значение «услуга», некоторые авторы признают главным признаком услуг –
отсутствие овеществленной формы (через выявление ее соотношения с работами,
выполняемых в рамках договорного порядка). В то же время наличие у услуги
экономической природы (стоимости и потребительской стоимости) позволяет
относить ее к преимущественной группе объектов гражданских прав, хотя услуга
имеет «результат» неовеществленного характера – удовлетворения культурных,
эстетических, информационных и иных потребностей.
Не
стоит забывать, что среди дореволюционных цивилистов сторонником разграничения
работ (подряда) и услуг выступал Г.Ф.Шершеневич, который подчеркивал
необходимость понимания подряда как «…исполнение работы как продукта приложения
рабочей силы». При этом вышеприведенный автор одновременно отмечал, что «…в подряде
мы имеем дело с «исполнением» работы»[25]. Соответственно
смысл подряда, в отличие от личного найма, он усматривал в «результате труда».
Более последовательно выступал за разграничение работ от услуг О.С.Иоффе,
который выделял наряду с подрядом группу договоров, объединенных вокруг
обязательства по оказанию услуг. К их числу им, в частности, отнесены договоры,
которые в отличие от подряда имеют в виду «деятельность таких видов, которые не
получают или не обязательно должны получить воплощение в материализованном, а
тем более в овеществленном результате»[26].
Правой
подход к понятию услуги, основой которого также послужило понимание услуги в
экономическом смысле, мы находим у Е.И.Свеженцевой, которая под «услугой»
подразумевает деятельность исполнителя, не оставляющую материального
результата, полезный эффект (результат), который используется гражданами-потребителями
для удовлетворения их личных, бытовых нужд, а также деятельность исполнителя по
заказу потребителя, выполняемая с привлечением третьих лиц[27].
Близкой к изложенной является позиция и А.А.Сироткиной, которая в специальном
монографическом исследовании, посвященном договору оказания медицинских услуг,
дает следующее определение услуги «…деятельность гражданина или организации,
потребляемая в процессе ее осуществления, продукт которой не имеет
овеществленного выражения»[28].
Проанализировав
вышеизложенное следует признать, что авторы, определяя услуг, обычно ссылаются
на те признаки, которые отличают ее от работ, главным образом – неразрывная
связь результата услуги с самой деятельностью по ее оказанию, а также
нематериальный (неовеществленный) и уже по этой причине неотделимый от самой
услуги результат[29].
Е.Г.
Шаблова, проводя анализ правовой природы услуг, дает следующее доктринальное
определение: «Услуга – способ удовлетворения индивидуальной потребности лица,
который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной
собственности и достигается в результате деятельности допускаемой действующим
правопорядком на возмездных началах»[30].
Нетрадиционной определение услуги как объекта гражданских прав приводит
Л.В.Санникова, что «услуга это действия услугодателя по сохранению или
изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации,
нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя»[31].
По нашему мнению, приведенные определения ученых имеют право на существование.
Первое определяет услугу применительно к гл. 39 ГК РФ, где автор вводит
квалифицирующий признак возмездности, который может быть свойственен только в
отношении возмездных услуг, например, договор доверительного управления
имуществом, поручения. Второе определяет услугу в широком контексте этого слова,
применительно ко всем договорам услуг, предоставляемых как на возмездной, так и
безвозмездной основе.
Вышеизложенное
свидетельствует, что спектр мнений в определении сущности услуги достаточно
широк и разнообразен. Очевидное различие формулировок отражает многолетнюю
дискуссию ученых в четких критериях для определения услуги. Выявленное еще
римскими юристами различие между работами и услугами не потеряло актуальности и
на сегодняшний день. При этом основным способом выявления специфики услуги как объекта
гражданских прав из предложенных определений авторов усматривается через ее
соотношение с работами, выполняемыми в рамках договора подряда. Отграничение
работ услуг путем указания на предоставления заказчику овеществленного
результата есть основополагающий критерий двух видов объектов гражданских прав
в цивилистической доктрине, нашедшей отражение и в ГК РФ.
Глава 2. Понятие,
элементы и содержание гражданско-правового договора на возмездное оказание
информационных услуг
2.1
Понятие и юридическая сущность гражданско-правового договора на возмездное
оказание информационных услуг
Экономическая
стабильность организации, эффективность ее деятельности и выживаемость в условиях рыночных
отношений неразрывно связаны с информацией, которая выступает составной частью
процесса товарного производства и становится важным его фактором. Информация в
системе маркетинга имеет и ключевое значение, поскольку любая маркетинговая
деятельность базируется на понимании конкретной ситуации, сложившихся на рынке
производства товаров.
Все
больше российских производителей товаров и услуг обращаются к маркетинговым
исследованиям. Британский институт маркетинга дает этим словам следующее
толкование – это целевой сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам,
касающимся обмена и продажи товаров и услуг потребителям[32].
Б.Е. Токарев определяет маркетинговые исследования как «информационный ресурс,
который может обеспечивать предприятие рыночной информацией»[33].
Поэтому маркетинговые исследования следует рассматривать как часть объективно
существующего и постоянно функционирующего информационного процесса.
Следует
отметить, что ни в ГК РФ, ни в других нормативных правовых актах не содержится
специальных норм, посвященных договору на проведение маркетинговых
исследований. В гражданском законодательстве отсутствует легальное определение
«маркетинговые услуги», о которых даже не упоминается в открытом перечне услуг
(п.2 ст.779 ГК РФ). Поэтому следует признать, что данный договор относится к
числу непоименованных договоров. Как указывает Измайлова, отсутствие данного
договора в ГК РФ рассматривается как существенный пробел[34].
Гражданское
законодательство содержит указания на существование непоименованных договоров в
п.1 ст. 8 и п.2 ст.421 ГК РФ, суть которых выражается в возможности для
субъектов гражданских правоотношений заключать договор, как предусмотренный,
так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. При появлении
непоименованного договора возникает вопрос о том, какими нормами он должен
регулироваться.
Цивилистическая
литература продолжает обсуждаться вопрос относительно правовой природы
рассматриваемого договора[35]. Выявить
правовую природу (или, иными словами, - юридическую сущность) исследуемого нами
договора – значит определить, к какому роду юридических явлений относится
маркетинговый договор, и какое место он занимает среди других
гражданско-правовых договоров данного рода. Даже при традиционном понимании
услуги как определенных действий или деятельности вопрос о месте маркетингового
договора остается нерешенным.
В
юридической литературе существует точка зрения, согласно которой договор на
проведение маркетинговых исследований относится к договору возмездного оказания
услуг. В обоснование приведенной позиции авторы ссылаются на то, что основу
маркетинговых исследований составляет информация, именно данное обстоятельство
является критерием для отнесения маркетинговых услуг к сфере деятельности информации,
и, как следствие применение норм гл. 39 ГК РФ при формировании договорных
условий. Проводя анализ маркетингового договора, П.Г. Лахно пришел к выводу,
что «…правовое регулирование отношений по предоставлению маркетинговых работ
осуществляется по средствам договоров на оказание маркетинговых услуг»[36].
Указанный автор одновременно оперирует категориями и «работа», и «услуга». На
наш взгляд, это противоречие рассматриваемого нами отношения. По всей
видимости, под работой он предполагал деятельность маркетинговых фирм, а
передачу результатов клиенту – вид оказания услуги. В связи с этим представляет
интерес следующее высказывание Л.В. Санниковой: «…для всех информационных услуг
одним из основных требований к качеству необходимо признать достоверность
информации. В рамках этого типа могут быть урегулированы и наиболее значимые
разновидности информационных услуг, к которым можно отнести, прежде всего, маркетинговые
услуги»[37]. Такой
подход автора позволяет признать, что маркетинговые услуги напрямую являются
одной из разновидностей информационных услуг.
Согласно
Международному кодексу деятельности по маркетинговым исследованиям[38]
сущность и процесс маркетинговых исследований заключается в объективном сборе и
анализе добровольно полученной информацией в отношении рынков потребителей,
производителей товаров и услуг. Обычно предметом таких исследований является
изучение состояния и тенденций развития локального товарного рынка, результат
которого, как правило, оформляется в виде отчета. Потребителю предоставляется
информация, качественно отличающая от той, которая является результатом
оказания информационных услуг. Если в результате оказания информационных услуг
пользователю предоставляется оперативная информация (пусть даже в обработанном
виде) о рынке сбыта, потребляемая в течение непродолжительного периода времени,
необходимая, например, для распродажи определенной партии товара или
приобретения определенных производственных ресурсов, которая будет полностью
потреблена в процессе реализации товара, и ценность такой информации для
будущих периодов, как отмечает С.Ю. Матвеев, «…близка к нулю»[39],
то информация, полученная в результате маркетинговых исследований, используется
длительное время, обеспечивая стабильный процесс производства и сбыта, т.е.
приносящая пользу в течение длительного периода времени.
Практически
любое маркетинговое исследование имеет свое информационное отражение в виде
каких-либо цифровых сочетаний и соотношений. Понятие маркетинговой информации
системно и детально описано И.К. Беляевским, считающим: «Маркетинговая
информация – это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные,
необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности»[40].
При этом цифры понимаются как форма отображения количественной информации;
факты – как простейший вид информации в виде наблюдаемых событий; сведения –
как факты, представленные в обобщенном и систематизированном виде; слухи – как
непроверенные факты; оценки – как информация, основывающаяся на умозаключениях.
Если учесть вышеизложенное, то маркетинговая информация представляет собой
сведения, увеличивающие определенность в действиях хозяйствующего субъекта.
Безусловно, в соответствии с данным критерием к маркетинговой информации
следует относить только те сведения, которые сопутствуют и способствуют
достижению рыночных целей хозяйствующего субъекта через уменьшение неопределенности
условий хозяйствования. Именно создание такой маркетинговой информационной
системы (далее – МИС) способствует формированию единой точки зрения на рынок и
выработке терминологического поля в маркетинге.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|