Запрещается вооруженная
охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных
образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными
организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.[7]
Частная охранная
организация - организация, специально учрежденная
для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке
и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Лицензирование охранной
деятельности осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории
Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных
услуг, которые может оказывать лицензиат. Срок действия лицензии может быть
продлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому в лицензирующий орган
не позднее, чем за один месяц до истечения срока ее действия.
Для получения лицензии
соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1.
заявление
о предоставлении лицензии с указанием наименования, организационно-правовой
формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемой
деятельности;
2.
копии
учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации
соискателя лицензии в качестве юридического лица;
3.
копия
свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с
указанием идентификационного номера налогоплательщика;
4.
документ,
подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
5.
копии
документов, подтверждающих наличие у руководителя охранной организации
квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом Российской
Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации".
Копии документов, не
заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.[8]
Органы внутренних дел проводят проверку полноты и достоверности, представленных
в заявлении сведений, документов, приложений к ним, в соответствии с
требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации.[9]
Лицензирующий орган
принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в
срок, не превышающий 45 дней.[10]
Частная охранная
организация может быть создана только в форме общества с ограниченной
ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч
рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать)
услуги по вооруженной охране имущества и (или) иные услуги, уставный капитал не
может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. Предельный размер
имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной
организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не
могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации,
привлеченные денежные средства.
Внесение в уставный
капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами,
гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства,
лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также
организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные
граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными
договорами Российской Федерации.
Руководитель частной
охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти
повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций.
Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной
организации удостоверения частного охранника.
Руководитель частной
охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской
Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности
государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных
объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за
исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой
деятельности.[11]
Обязательным
требованием является наличие у работников частной охранной организации,
осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами
внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной
охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной
форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание
работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде
должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Частный охранник
- гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший
профессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавший
квалификационный экзамен, получивший в установленном законом порядке удостоверение
частного охранника (документ, дающий право частному охраннику работать по
трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной
непосредственно с оказанием охранных услуг) и работающий по трудовому договору
с охранной организацией.
Квалификационный
экзамен проводится, как правило, в образовательных учреждениях, реализующих
программы профессиональной подготовки частных охранников. К сдаче экзамена
допускаются лица, прошедшие обучение по программе профессиональной подготовки
частных охранников. Для организации приема экзамена в органах внутренних дел
создаются экзаменационные комиссии в порядке, установленном Министерством
внутренних дел Российской Федерации. Гражданин для сдачи экзамена представляет
представителю комиссии паспорт и медицинское заключение об отсутствии
заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по
форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации. Экзамен состоит из проверки теоретических знаний, получаемых
по программам профессиональной подготовки частных охранников, и практических
навыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия в
соответствии с получаемой гражданином квалификацией. Проверка теоретических
знаний осуществляется согласно программе профессиональной подготовки частных
охранников в зависимости от получаемой квалификации в соответствии с
положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий
рабочих по следующим основным дисциплинам:
1.
правовая
подготовка, в том числе по вопросам правового регулирования частной охранной
деятельности, оборота специальных средств, гражданского и служебного оружия, а
также уголовного, административного, трудового и иного законодательства
Российской Федерации;
2.
тактико-специальная
подготовка;
3.
использование
специальных средств;
4.
техническая
подготовка;
5.
медицинская
подготовка;
6.
огневая
подготовка (при необходимости получения соответствующей квалификации).
Порядок проведения
проверки практических навыков применения специальных средств, гражданского и
служебного оружия устанавливается Министерством внутренних дел Российской
Федерации.
Для граждан, не
прошедших проверку теоретических знаний либо практических навыков применения
специальных средств, гражданского и служебного оружия, решением комиссии
устанавливается время и место повторной проверки указанных знаний и навыков.
Результаты сдачи
квалификационного экзамена оформляются экзаменационным листом, форма бланка
которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Экзаменационный лист подписывается членами комиссии, принимавшими экзамен.
Комиссия в течение 5
рабочих дней принимает решение о присвоении гражданину квалификации охранника в
соответствии с положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ
и профессий рабочих, а также выдаче документа о присвоении квалификации
охранника.
Решение комиссии может
быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экзаменационные листы
хранятся в органах внутренних дел в течение 10 лет. Документ о присвоении
квалификации охранника выдается в течение 3 рабочих дней со дня принятия
комиссией соответствующего решения.
Документ о присвоении
квалификации охранника подписывается председателем (заместителем председателя)
комиссии и заверяется печатью комиссии. Форма документа устанавливается
Министерством внутренних дел Российской Федерации.[12]
Органы внутренних дел
выдают удостоверения (их дубликаты), продлевают срок их действия и принимают
решения об их аннулировании. Удостоверение выдается на 5 лет. Срок действия
удостоверения продлевается на 5 лет после повышения квалификации.
Для получения
удостоверения гражданин представляет в орган внутренних дел по месту жительства
либо по месту нахождения охранной организации, следующие документы:
1.
заявление
о выдаче удостоверения;
2.
документ
об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения;
3.
копия
паспорта гражданина Российской Федерации;
4.
медицинское
заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей
частного охранника, по форме, установленной Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации;
5.
копия
свидетельства о прохождении профессиональной подготовки частного охранника;
6.
документ
о присвоении квалификации охранника.
Кроме документов,
предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, гражданином представляются 2
фотографии (4 x 6 см) и заполняется анкета, форма которой утверждается
Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В случае если гражданин
работает в охранной организации и получает удостоверение по месту ее
нахождения, то дополнительно представляется выписка из трудовой книжки,
заверенная подписью должностного лица и печатью организации. Указанные
документы подаются в орган внутренних дел лично гражданином либо руководителем
или уполномоченным представителем охранной организации.
Необходимые документы
принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема вручается гражданину
(представителю охранной организации). Заявление о выдаче удостоверения подлежит
обязательной регистрации в установленном порядке. Копии документов
представляются с предъявлением оригинала.
Решение о выдаче (об
отказе в выдаче) удостоверения принимается не позднее 20 рабочих дней со дня
регистрации заявления о выдаче удостоверения. В случае необходимости проведения
дополнительных проверочных мероприятий указанный срок может быть увеличен, но
не более чем на 10 рабочих дней.
Решение об отказе в
выдаче удостоверения оформляется в письменной форме с указанием причин,
послуживших основанием для отказа.
Удостоверение не
выдается гражданам, которые:
1.
не
представили необходимые документы, либо представили документы, содержащие
неполную или недостоверную информацию;
2.
не
вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника
в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]
Право на приобретение правового статуса частного
охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку
и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного
охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения
частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный
охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его
трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим
Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется
предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой
функции в качестве работника частной охранной организации.
Не вправе претендовать на приобретение правового
статуса частного охранника лица:
1.
не
являющиеся гражданами Российской Федерации;
2.
не
достигшие восемнадцати лет;
3.
признанные
решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4.
имеющие
заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника.
Перечень таких заболеваний устанавливается постановлением правительством
Российской Федерации от 19 мая 2007 №300 «Об утверждении перечня заболеваний,
препятствующих исполнению обязанностей частного охранника»;
5.
имеющие
судимость за совершение умышленного преступления;
6.
которым
предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их
виновности в установленном законом порядке);
7.
не
прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;
8.
в
отношении, которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с
законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности
допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной
опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной
безопасности;
9.
досрочно
прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с
государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов
прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного
проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением
проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему,
если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения
прошло менее трех лет;
10.
у
которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям,
указанным в законе, если после принятия решения об аннулировании прошло менее
года;
11.
не
прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частный охранник
наделяется правом задержать лицо, совершившее противоправное посягательство на
охраняемую собственность, на месте правонарушения и незамедлительно передать
его в орган внутренних дел.
В целях охраны
разрешается предоставление следующих видов услуг:
1.
защита
жизни и здоровья граждан;
2.
охрана
объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в
собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном
управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или)
имущества, предусмотренных законом;
3.
охрана
объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по
проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств
охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской
Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их
сигнальную информацию;
4.
консультирование
и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от
противоправных посягательств;
5.
обеспечение
порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6.
обеспечение
внутриобъектового и пропускного режимов (порядок, устанавливаемый
клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской
Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и
обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность
бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса
(выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)) на
объектах, за исключением объектов, предусмотренных законом;
7.
охрана
объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного
режимов на объектах, которые имеют особое значение для обеспечения
жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых
утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим
частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать
правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам
предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении
и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных
правонарушений.
Физическим и
юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного
охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги
связанные с частной охранной деятельностью.
Контроль за частной
детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации
осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства
Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения.
Контроль за частной
детективной и охранной деятельностью в системе МВД России возлагается на
начальников соответствующих подразделений МВД России, МВД республик, управлений
(главных управлений) внутренних дел краев и областей, Москвы, Санкт-Петербурга
и Ленинградской области, автономных образований в составе Российской Федерации,
руководителей горрайорганов внутренних дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время
частная детективная и охранная деятельность переживает «период
нормативно-правового многообразия». Одновременно действуют Федеральный Закон «О
частной детективной и охранной деятельности», Федеральный Закон «Об оружии»,
Гражданский и Уголовный кодексы РФ, ряд Постановлений правительства РФ и соответствующих
ведомственных нормативно-правовых актов. Существенные изменения в правовую базу
внес Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии,
с которым были приняты новые нормативно-правовые акты и внесены изменения в
старые.
Изменения в ФЗ РФ «О
частной детективной и охранной деятельности» носят весьма значимый характер.
Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и
аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким
образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном
порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями
частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты
ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в
результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к
охранникам, аналогичные требованиям к детективам. В то же время в статье 16
часть 3 осталась норма, связывающая обязанность проходить периодическую
проверку частных детективов и охранников, обладающих лицензией, на пригодность
к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и
огнестрельного оружия.
Осуществление службами
безопасности «охранно-сыскной деятельности» можно трактовать двояко. Либо это
синоним охранной и сыскной деятельности, требующий получения двух лицензия,
либо особый вид деятельности, формально под лицензирование не подпадающий.
Трактовка зависит от ангажированности комментатора. Требования в отношении деятельности
служб безопасности одно – согласование устава. Однако правовой статус
работников служб безопасности приравнен к работникам частных охранных
предприятий и в связи с этим необходимо наличие соответствующей квалификации и
получение удостоверений охранников.
Анализ
вышеперечисленных нормативных документов неизбежно приводит к выводу об
острейшей необходимости принятия новой редакции закона «О частной детективной и
охранной деятельности» поскольку реальная практика негосударственной охранной и
сыскной деятельности настолько ушла вперед, что по ряду позиций следовать букве
закона невозможно, что приводит к достаточно вольному толкованию закона в
подзаконных актах, поскольку иначе работать было бы затруднительно. Хотя
поправки, внесенные в Закон «О частной детективной и охранной деятельности», не
столько ликвидировали пробелы в праве, сколько породили новые, работать частным
детективам и охранникам приходиться сейчас и руководствоваться необходимо
нынешней нормативно-правовой базой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция
РФ. // www.consultant.ru
2.
ФЗ
от 10 июля 1992 №3266-1 «Об образовании». // www.consultant.ru
3.
ФЗ
от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». //
www.consultant.ru
4.
ФЗ
от 11 марта 1992 РФ №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации». // www.consultant.ru
5.
ФЗ
от 13 декабря 1996 №150-ФЗ «Об оружии». // www.consultant.ru
6.
ФЗ
от 30 ноября 1994 №51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ». // www.consultant.ru
7.
Постановление
правительства РФ от 26 января 2006 №45 «Об организации лицензирования отдельных
видов деятельности». // www.consultant.ru
8.
Постановление
правительства РФ от 11 апреля 2006 №208 «Об утверждении формы документа,
подтверждающего наличие лицензии». // www.consultant.ru
9.
Постановление
правительства РФ от 14 августа 2002 №600 «Об утверждении положения о
лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о
лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности». //
www.consultant.ru
10.
Постановление
правительства РФ от 21 июля 1998 №814 «О мерах по регулированию оборота
гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ». //
www.consultant.ru
11.
постановление
правительства РФ от 14 августа 2002 №587 «Вопросы негосударственной (частной)
охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности». //
www.consultant.ru
12.
Постановление
правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 №300 «Об утверждении перечня
заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника». //
www.consultant.ru
13.
Определение
Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 №32-О. // www.consultant.ru
14.
Приказ
МВД РФ от 19 июня 2006 №447 «О мерах по совершенствованию деятельности органов
внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной
детективной и охранной деятельностью на территории РФ». // www.consultant.ru
15.
Правоохранительные
органы. Учебник - 6-е изд. // под ред. Петухов Н.А., Загорский Г.И
[1] ФЗ РФ от 11 марта 1992 года
№2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
[2]п.4 ст.1.1 ФЗ РФ от 11 марта 1992
года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации».
[3] Постановление правительства РФ
от 14 августа 2002 №600 «Об утверждении положения о лицензировании
негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании
негосударственной (частной) сыскной деятельности».
[4] Пункт 5 ст.6 ФЗ РФ от 11 марта
1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации».
[5] Определение Конституционного
Суда РФ от 14 января 2003 г. N 32-О
[6] Правоохранительные органы.
Учебник - 6-е изд. / под ред. Петухов Н.А., Загорский Г.И.
[7] ФЗ РФ от 11 марта 1992 года
№2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
[8] Постановление правительства РФ
от 14 августа 2002 №600 «Об утверждении положения о лицензировании
негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании
негосударственной (частной) сыскной деятельности».
[9] Приказ МВД РФ от 19 июня 2006 г.
N 447
[10] пункт 2 статьи 9 ФЗ от 8 августа
2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
[11] Ст.15.1 ФЗ РФ от 11 марта 1992
года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации».
[12] Постановление правительства
Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587
[13] Постановление правительства
Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587
|