Глава
3. Финансовое планирование и прогнозирование лизинговых платежей.
Лизинг в его современном понимании как альтернатива банковскому
инвестиционному кредитованию в России, начал развиваться совсем недавно - в
начале 90-х. Мировой опыт лизинговой деятельности имеет более чем сорокалетнюю
историю. Уровень развития лизинговых отношений,
как правило, является своеобразным показателем развитости всей экономики
страны. В настоящее время России удельный
вес лизинга в общем объеме инвестиции производство, по оценке различных
авторов, не превышает 1,5% , в т время как в ведущих и успешно развивающихся
странах этот показатель достигает 25-30%. *Лизинг
представляет собой эффективный и доступный финансовый механизм модернизации и
реструктуризации основных фондов российских производителей - залог развития
отечественной экономики Он создает дополнительную конкуренцию на рынке
финансовых услуг увеличивает объем капитальных вложений за счет нового механизм
приобретения и обновления основных средств
, открывает новые возможности сбыта для производителей оборудования, позволяет
исключить нецелевое использование денежных средств, а также имеет ряд других
преимуществ.В условиях отсутствия собственных средств у
предприятий-производителей, нехватки и сложности получения кредитных ресурсов,
отказа производителей оборудования продавать основные средства рассрочку,
ограниченности выбора иных финансовых инструментов, лизинг представляет реальную
возможность предприятиям-производителям приобретать и обновлять основные
средства, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции.
У предприятия-производителя есть три основных способа приобретения
необходимого оборудования:
1. Покупка оборудования за счет собственных средств предприятия,
2.
Приобретение оборудования с использованием банковского кредита или
покупка в рассрочку, что может быть рассмотрено как использование товарного
кредита,
*В.Д, Газман,
« Рынок лизинговых услуг». М.,
Правовая культура , 1999// с. 31
3. Приобретение права пользования
оборудованием посредством лизинга.
То, что лизинг – наиболее эффективный способ приобретения основных
средств, мы рассмотрели в предыдущей главе. Теперь хотелось бы показать,
насколько эффективна работа лизинговых компаний. Рассматриваться эффективность
будет на примере искусственно созданной лизинговой компании на примере десяти
лизингополучателей.
ЗАО «Лизинговая компания» было образовано в сентябре
2001 года.
В силу трудоемкости и большого объема работы в штат
было зачислено 11 человек:
1. Генеральный
директор – Иванов И. И.
2. Финансовый
директор – Петров П. П.
3. Главный
бухгалтер – Сидорова С. С.
4. Заместитель
главного бухгалтера – Смирнова С. С.
5. Бухгалтер-кассир
– Лукова Л. Л.
6. Специалист
по подготовке договоров – Федоров Ф. Ф.
7. Специалист
по управлению имуществом – Зайцев О. О.
8. Специалист
по работе с поставщиками – Орлов О. О.
9. Юрист
– Спицына Т. Т.
10. Секретарь – Абрамова А. А.
11. Водитель – Васечкин В. В.
С
зарплатой согласно графика :
1 |
Иванов И. И. |
4500 |
2 |
Петров П. П. |
4050 |
3 |
Сидорова С. С. |
4050 |
4 |
Васечкин В. В. |
4050 |
5 |
Федоров Ф. Ф. |
2850 |
6 |
Смирнова С. С. |
2850 |
7 |
Лукова Л. Л.. |
2925 |
8 |
Спицына Т. Т. |
2850 |
9 |
Зайцев О. О. |
2500 |
10 |
Орлов Д. Д. |
2250 |
11 |
Абрамова А. А. |
2250 |
|
Итого
|
35125
|
|
|
|
|
Итого заработная плата |
47275 |
|
|
|
|
Итого отчислений |
16972 |
В течение четырех месяцев работы было заключено 10
договоров лизинга на следующих условиях:
Лизингополучатель |
Вид объекта лизинга |
Срок лизинга |
Дата заключения договора |
№ договора |
Стоимость объекта лизинга |
Авансовый платеж |
Береза |
А/м МАЗ |
2 года |
01.09.01 |
1 |
650000 |
30% |
Тополь |
А/м ГАЗель |
2 года |
01.09.01 |
2 |
180000 |
30% |
Ясень |
Холодильное оборудование |
2 года |
01.09.01 |
3 |
300000 |
30% |
Дуб |
Шиномонтаж |
2 года |
01.10.01 |
4 |
150000 |
20% |
Вяз |
А/м ВАЗ |
2 года |
01.10.01 |
5 |
200000 |
35% |
Рябина |
А/м ПАЗ |
2 года |
01.10.01 |
6 |
220000 |
35% |
Калина |
А/м ГАЗель |
2 года |
01.11.01 |
7 |
200000 |
30% |
Ель |
А/м Ока |
2 года |
01.11.01 |
8 |
130000 |
35% |
Сосна |
А/м Камаз |
2 года |
01.11.01 |
9 |
550000 |
35% |
Осина |
А/м SCANIA |
2 года |
01.12.01 |
10 |
800000 |
30% |
К договорам лизинга были подготовлены графики
погашения лизинговых платежей (Таблицы 1 - 10).
Т. к. ЗАО «Лизинговая компания» является
плательщиком НДС, то поставщики, предоставляющие объекты лизинга также должны
являться плательщиками НДС. Также НДС учитывается в графике выплаты лизинговых
платежей. Также в графике учитываются лизинговый процент (»36%), компенсация налога на владельцев
автотранспортных средств (Таблица 11), страхование автомобилей (Таблица 15).
Для финансирования проектов был взят долгосрочный
кредит в банке «Лес».
Сумма займа была расчитана исходя из формулы:
Общая сумма займа = общая стоимость объектов лизинга
– общая сумма авансовых платежей.
№ |
Лизингополучатель |
Стоимость |
Авансовый
платеж |
Остаток |
1 |
Береза |
650000 |
195000 |
455000 |
2 |
Тополь |
180000 |
54000 |
126000 |
3 |
Ясень |
300000 |
90000 |
210000 |
4 |
Дуб |
150000 |
30000 |
120000 |
5 |
Вяз |
200000 |
70000 |
130000 |
6 |
Рябина |
220000 |
77000 |
143000 |
7 |
Калина |
200000 |
60000 |
140000 |
8 |
Ель |
130000 |
45500 |
84500 |
9 |
Сосна |
550000 |
192500 |
357500 |
10 |
Осина |
800000 |
243060 |
556940 |
Срок погашения кредита был определен исходя из срока
лизинга предполагаемых договоров – 2 года (Таблица 14). График погашения
кредита был составлен исходя из следующих данных:
·
Срок предоставления кредита – 24 месяца.
·
Сумма кредита – 2 322 940 руб.
·
Банковский процент – 13% годовых.
·
Платежи – ежемесячные.
Для того, чтобы наблюдать за движением денежных средств, была составлена
таблица «Доходы и расходы ЗАО «Лизинговая компания» (Таблица 16).
Для составления таблицы были использованы следующие данные:
Доходная часть:
1.
Выручка от реализации.
2.
Привлечение кредитов.
3.
Прочие поступления.
Расходная часть:
1.
Налоги.
2.
НДС.
3.
Налог на владельцев
автотранспортных средств.
4.
Расходы на оплату труда.
5.
Начисления на заработную
плату.
6.
Выплата по кредитам,
займам.
7.
Страховка.
8.
Административные
расходы, в т.ч.:
· Аренда офиса.
· Транспортные расходы, в т.ч. ГСМ.
· Услуги связи.
· Интернет.
· Страховка сотрудников.
· Хозяйственные расходы.
· Консультационные услуги.
Выручка от реализации
рассчитывается исходя из общей суммы лизинговых платежей (Таблица 12).
Расчет НДС производится
при учете поступившего вместе с лизинговыми платежами НДС (Таблица 13).
Налог на владельцев
автотранспортных средств рассчитывается индивидуально и учитывается при
построении графика погашения лизинговых платежей. Для таблицы «Доходы и
расходы ЗАО «Лизинговая компания» суммы налога сведены в единое целое в Таблице
11.
Расходы по выплате заработной платы и начислениям по ней рассчитываются в
штатном расписании.
Суммы выплат по кредиту представлены в Таблице 14.
Суммы по страхованию автотранспортных средств сгруппированы в Таблице 15.
Данная таблица показывает, что финансовая аренда (лизинг), выгодна не
только лизингополучателю, банку, поставщику, но и самой лизинговой компании.
На примере искусственно созданной лизинговой компании видно, что даже при
ограниченном числе лизингополучателей (в реальности эта цифра не
останавливается на показателе 10, а ежемесячно колеблется от 4 до 8), фирма
остается прибыльной, платежеспособной и кредитоспособной.
Заключение
В результате проведенного исследования в дипломной работе можно сделать
следующие выводы.
Лизинг привлекает лизингополучателей в силу эффективности, гибкости и
доступности этого механизма.
Основные преимущества лизинга:
·
Налоговые преимущества лизинга (ускоренная амортизация, включение
арендных платежей в производственные затраты).
·
Доступный способ финансирования приобретения основных средств.
·
Меньшие риски для продавцов оборудования, работающих в
нестабильных условиях российского рынка.
·
Модернизация производственных мощностей российских предприятий.
·
Доступный, но слаборазвитый вид предпринимательской деятельности.
При ряде преимуществ (прибыльность, непереполненность российского рынка)
количество российских лизинговых компаний мало.
·
Отменено обязательное лицензирование лизинговой деятельности, что
упрощает процедуру регистрации лизинговых компаний.
Возможности лизинга:
·
Экономический кризис в России привел к увеличению спроса на
отечественные товары, в силу чего у российских производителей увеличилась
потребность в приобретении основных средств.
·
Поставщики оборудования ищут пути продажи своего оборудования на
рынке.
·
Постоянный рост в секторе малых и средних предприятий увеличивает
спрос на лизинговые услуги.
·
Количество лизинговых компаний не отвечает существующему спросу.
·
Российский рынок финансовой аренды (лизинг) на данный момент
нуждается в конкуренции.
Перспективы лизинга.
Все показатели говорят о том,
что в настоящий момент идет лишь зарождение рынка финансовой аренды (лизинга) в
России. Эта ниша на данный момент занята в основном банками и незначительным
числом лизинговых компаний. Например, на территории Нижегородской области на
данный момент работаю пять лизинговых компаний:
-
ЗАО «Волго-Вятский межрегиональный лизинговый центр».
-
ОАО «Нижегородская лизинговая компания».
-
«Приволжская лизинговая компания»
-
«КМБ - лизинг»
-
«Дельта-лизинг»
Последнее является филиалом московского офиса и специализируется лишь на
международном и валютном лизинге.
Таким образом, можно сделать вывод, что для предпринимателей, желающих
заниматься серьезным бизнесом, в данный момент открыты все перспективы для
формирования рынка финансовой аренды на территории Российской Федерации.
Список литературы.
1.
Гражданский кодекс РФ
2.
Закон РФ от 29.10.98 г. №164 «О лизинге»
3.
Налоговый кодекс РФ
4.
www.baltlease.ru, 2002 г
5.
«Финансовая аренда (лизинг) в России, обзор рынка 1998-1999», М. 1999г
6.
«Технологии лизинга и инвестиций», №1, 1999 г
7.
www.mylib.hotbox.ru, 2002 г.
8.
«Финансовая аренда (лизинг) в России,обзор нормативно-правовой базы»,
М.2000 г.
9.
www.baltlease.ru,
2001 г.
10. www.leasing.ru,
2002 г.
11. КонсультантПлюс,
АНДРЮКИН Ю.
12. Выступление
А. Г. Аксакова «Новое и готовящееся законодательство, влияющее на лизинг в
России», Международная практическая конференция «Лизинг в России и СНГ 2001».
13. Собрание
законодательства РФ, 2001, №33 (часть I), ст. 3413
14. Собрание
постановлений Правительства РФ, 1990, №30, ст. 140.
15. Газман В.
Лизинг в Налоговом кодексе, Хозяйство и право, 2002, №2.
16. В. Д. Газман,
«Рынок лизинговых услуг», М. Правовая культура, 1999.
17. www.lease.spb.ru, 2002 год
18. www.businesspress.ru
, 2002 год
19. www.ifc.ru ,
2002 год
20. Али-Аскяри
С.А. Лизинг как средство
экономического развития предприятия. -Новосибирск, 1999.
21. Вахитов Д.Р.,
Тазиев И.В., Тимирясов В.Г. Лизинг:
зарубежный опыт и российская практика -Казань: Таглимат,
2000. -82 с.
22. Иванов А. А. Договор финансовой аренды (лизинга).
Учебно-практическое пособие - Проспект, 2001, 60 с.
23. Самохвалова. Лизинг в России. - Современная экономика и
право, 1999.
24. Симонова М.Н. Аренда.
Лизинг. Прокат -М.: Издат.-консультац.компания "Статус-Кво", 2001.
-200 с.
25. Суюмбаева
Р.А. Лизинг как форма инвестиций в
переходной экономике -М.: Макс-Пресс, 2000. -16 стр.
26. Лизинг в регионах//газета
Бизнес для всех №1'2001
27. Как открыть собственное
предприятие//газета Бизнес для всех №3'2001
28. Медведев А.Н. Практика
применения второй части Налогового кодекса РФ: типичные ошибки. - М.:
Бератор-Пресс, 2001 г.
29. Костина Н.И., Алексеев А.А.
Финансовое прогнозирование в экономических системах. М.: ЮНИТИ, 2002. 255 с.
*
www.baltlease.ru,
2002 г.
* «Финансовая аренда (лизинг) в
России, обзор рынка 1998-1999», М. 1999г.// с. 74
** www.baltlease.ru, 2002 г.
*** «Технологии лизинга и инвестиций», №1, 1999 г// с. 49
*
В. Д. Газман, «Рынок лизинговых
услуг», М. Правовая культура, 1999.// с. 16
* www.leasing.ru, 2002 год
*
www.lease.spb.ru,
2002 год
*
www.baltlease.ru,
2001 г.
*
«Финансовая аренда (лизинг) в России, обзор рынка 1998-1999», М. 1999 г. // с.
7
*
*«Технологии
лизинга и инвестиций», №1, 1999 г.// с. 20
|