7) справку об
открытых расчетных (текущих) счетах приобретателя в кредитных организациях,
выданную или подтвержденную налоговым органом;
8) справки об
отсутствии у приобретателя картотеки неоплаченных расчетных документов по всем
открытым расчетным (текущим) счетам приобретателя, выданные обслуживающими эти
счета кредитными организациями, а также справку об отсутствии у приобретателя
задолженности перед бюджетами всех уровней, выданную налоговыми органами;
9) сведения о
существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность
приобретателя, произошедших за период с последней отчетной даты до даты,
предшествующей дате направления документов в территориальное учреждение Банка
России:
10) расчет
стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату. Если с последней отчетной
даты прошло более одного месяца, расчет скорректированных чистых активов
представляется на последнюю отчетную месячную дату.
11) заключение о
финансовом положении приобретателя в целях оценки удовлетворительности
финансового положения приобретателя, подготовленное лицами, анализировавшими финансовое
положение приобретателя
Анализ финансового положения приобретателя в целях
определения удовлетворительности финансового положения может проводиться самим
приобретателем, кредитной организацией, привлекаемой приобретателем в этих
целях аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) или иным лицом
(консультантом).
Средства федерального бюджета и государственных
внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности,
находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут
быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.
Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов,
свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в
ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала
кредитной организации на основании соответствующего законодательного акта
субъекта РФ или решения органа местного самоуправления.
Приобретение и (или) получение в доверительное
управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или
физическим лицом либо группой юридических и (или0 физических лиц, связанных
между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или
зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной
организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов –
предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с
момента получения ходатайства сообщает заявителю о своем решении – согласии или
отказе.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на
приобретение более 20 процентов акций кредитной организации при установлении
неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций, нарушении
антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица,
приобретающего акции кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные
решения, установившие факты совершения лицом неправомерных действий при
банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других
случаях.
Банк России отказывает в даче согласия на
приобретение более 20 процентов акций кредитной организации, если ранее судом
бала установлена вина лица, приобретающего акции, в причинении убытков
какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета
директоров, единоличного исполнительного органа, его заместителя и/или члена
коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников
банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Порядок прохождения государственной регистрации,
получения лицензии и формирования уставного капитала банка регламентируется
рядом законов, законодательных актов и инструкций. К основным из них следует
отнести: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный
закон «О Центральном банке РФ (Банке России)», Федеральный закон «Об
акционерных обществах», Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2004г. №109-И «О порядке
принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных
организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Кредитная организация проходит государственную
регистрацию в Банке России, он же выдает лицензию, предоставляющую право на
осуществление банковских операций. Лицензия выдается без ограничения сроков ее
действия.
2. Требования Центрального Банка к вновь создаваемым кредитным
организациям по формированию уставного капитала.
Для осуществления контроля Банк России имеет право
запрашивать все документы и всю необходимую информацию. Жесткий контроль за
формированием уставного капитала вновь создаваемого банка обусловлен особым
положением банковского общества на рынке финансовых услуг. Поскольку банки
работают с привлеченными средствами, то уже на этапе создания банка необходимо
заботиться о положительной репутации банка.
В соответствии с Инструкцией Банка России от
14.09.2004г. №109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной
регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских
операций», юридические лица – учредители кредитной организации или банка должны
иметь:
- устойчивое финансовое положение;
- достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной
организации;
- действовать в течение последних трех лет;
- выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом
субъекта РФ и местным бюджетом за последние три года;
- кредитные организации – учредители должны быть финансово устойчивыми
в течение последних шести месяцев, предшествующих дате подачи документов
для государственной регистрации кредитной организации;
- юридические лица – учредители, не являющиеся кредитными
организациями, в течение последних шести месяцев, предшествующих дате
подачи документов для государственной регистрации кредитной организации и получения
лицензии на осуществление банковских операций, должны иметь прибыль и
своевременно выполнять обязательства перед кредиторами[1].
При этом юридические лица, имеющие задолженность перед федеральным
бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, независимо от имеющейся
отсрочки по ее уплате, не могут являться учредителями банков и иных кредитных
организаций.
Риск финансовой устойчивости вновь создаваемого банка
может быть разрешен на основе определения минимального размера его уставного
капитала, который может обеспечить обязательства банка по принимаемым на себя
рискам в ходе осуществления им активных операций.
Как отмечено в ст.62 п.1 Закона «О Центральном банке
РФ (Банке России)», минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых
кредитных организаций устанавливается Банком России и равен 5млн. Евро в
рублевом эквиваленте. ЦБ РФ ежеквартально публикует рублевые эквиваленты
уставного капитала для вновь создаваемых банков. На третий квартал 2004 года
рублевый эквивалент равен 176 457 500руб.
В соответствии с положениями Инструкции №109-И от
14.09.2004г. уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов
(номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников). Вклады в уставный
капитал могут быть в виде:
- денежных средств в валюте РФ;
- материальных активов[2]
(банковского здания (помещения), в котором располагается кредитная
организация, за исключением незавершенного строительства).
Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной
организации в валюте РФ. Денежная оценка материальных активов, вносимых в
оплату части уставного капитала кредитной организации при ее создании,
утверждается общим собранием учредителей и независимым оценщиком. Денежная
оценка материальных активов, вносимых в оплату части уставного капитала
действующей в форме акционерного общества кредитной организации, производится
советом директоров.
В случае внесения в уставный капитал банка
материальных активов представляются документы, подтверждающие право учредителей
на их внесение в уставный капитал. В настоящее время предельный размер
(норматив) неденежной части уставного капитала создаваемого банка не
должен превышать 20%.
Для формирования уставного капитала банка не могут быть
использованы:
- средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- свободные денежные средства и иные объекты собственности,
находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
- привлеченные денежные средства;
- нематериальные активы (в том числе права аренды помещения) и ценные
бумаги.
Денежные средства и материальные активы, внесенные в уставный капитал
банка в установленном порядке, становятся его собственностью.
В результате перечисленных требований нормативных документов
к величине уставного капитала вновь создаваемой кредитной организации учтены
все возможные факторы, обеспечивающие снижение риска неплатежеспособности
«молодого» банка.
3. Документы,
представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной
организации.
При создании кредитной организации должны оформить учредительные
документы, представить их в лицензионный комитет ЦБ РФ, получить лицензию
на проведение банковских операций и пройти государственную регистрацию.
В Законе «О банках и банковской деятельности», ст.14, и в
Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2004 №109-И «О порядке принятия Банком России решения
о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на
осуществление банковских операций» указано, что для государственной регистрации
и получения лицензии на осуществление банковских операций в территориальное
учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения вместе с
сопроводительным письмом на имя руководителя данного подразделения ЦБ РФ
представляются след документы:
1)
заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной
организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя
руководителя Банка России;
2)
учредительный договор (в случае создания кредитной организации в
форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной
ответственностью двумя и более лицами), который должен содержать:
·
обязанность учредителей создать кредитную организацию;
·
порядок совместной деятельности по созданию кредитной
организации;
·
состав учредителей кредитной организации;
·
условия передачи учредителями (участниками) своего имущества
кредитной организации и их участия в ее деятельности;
·
условия и порядок распределения прибыли между учредителями
(участниками) кредитной организации;
·
порядок выхода учредителей (участников) из кредитной организации;
·
размер уставного капитала кредитной организации;
·
размер доли каждого учредителя кредитной организации в ее
уставном капитале;
размер и состав
вкладов;
·
порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал кредитной
организации при ее учреждении;
·
сведения о составе органов управления кредитной организации и их
компетенции, порядке принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по
которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);
·
иные сведения, предусмотренные федеральными законами;
Учредительный
договор подписывают все учредители.
3) устав
кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, который должен
содержать:
·
фирменное (полное официальное) и сокращенное наименования
кредитной организации на русском языке;
·
фирменное (полное официальное) и сокращенное наименования
кредитной организации на языках народов Российской Федерации и (или)
иностранных языках (в случае наличия таких наименований);
·
сведения о местонахождении (адресе) органов управления кредитной
организации и ее обособленных подразделений;
·
перечень осуществляемых кредитной организацией банковских
операций и сделок;
·
сведения о размере уставного капитала, о порядке его
формирования, а также (для кредитной организации в форме акционерного общества)
сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и
размере ежегодных отчислений для его формирования;
·
сведения о системе органов управления кредитной организации, в
том числе ее исполнительных органов, и органов внутреннего контроля кредитной
организации, о порядке их образования и их полномочиях;
·
положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов,
а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном
порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;
·
положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации
кредитной организации;
·
иные положения, предусмотренные федеральными законами.
4) бизнес-план
утвержденный общим собранием учредителей кредитной организации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|