Создан 22 декабря 1990
года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Типичная ставка взносов в
Пенсионный фонд составляет 14 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются
на страховую часть и накопительную часть пенсии.
Взносы в ПФ учитываются
как составная часть единого социального налога.
ПФ РФ используется на
выплату:
пенсий по возрасту,
по инвалидности,
по потере кормильца,
за выслугу лет,
пенсий военнослужащим,
пособий на детей в
возрасте от 1,5 до 6 лет,
пособий, одиноким
матерям,
пособий на детей,
инфицированных вирусом иммунодефицита,
пособий пострадавшим на
Чернобыльской АЭС,
материальной помощи
престарелым и инвалидам.
ПФ РФ финансирует
различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей.
Средства фонда также идут на финансирование административной деятельности
фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги для
«роста» в условиях инфляции.
Средства ПФ РФ
формируются за счет:
• единого социального
налога, взимаемого с работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий
работающих граждан;
• ассигнований из
республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий
военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их
семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на
индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части
пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской
катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
• средств, возмещаемых ПФ
РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением
досрочных пенсий безработным;
• средств, взыскиваемых с
работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
• добровольных взносов (в
том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от
капитализации средств ПФ РФ и других поступлений.
Пенсионный фонд
осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
учет страховых средств,
поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
назначение и выплата
пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю
потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии
военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет
средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
назначение и реализация
социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам
вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации
и т.д.
персонифицированный учет
участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются
страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
взаимодействие с
работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о
гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн.
юридических лиц;
выдачу сертификатов на
получение материнского (семейного) капитала;
управление средствами
пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое
осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и
частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);
реализацию Программы
государственного софинансирования пенсии. По состоянию на март 2009 года в
Программу вступили свыше 1 160 000 россиян.
Доходы Пенсионного фонда
России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73
трлн. рублей.
В настоящее время
трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей:
базовой (гарантируется
государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной
суммы),
страховой
(дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека)
накопительной (образуется
только у граждан 1967 года рождения и моложе).
С 1 марта 2009 года базовая
часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет
увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой
пенсии составит 2 562 рубля.
Кроме того, с 1 апреля
2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А 1 августа
2009 года будет проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии
на 7,5%.
Таким образом, в 2009
году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30
млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет
составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины
прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.
Фонд социального
страхования (ФСС РФ) создан в целях обеспечения государственных гарантий в
системе социального страхования и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС РФ является
самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные
средства Фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не
подлежат. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии
общероссийских объединений профсоюзов.
Положение о ФСС РФ
утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Фонд осуществляет
свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим
Положением. Этот документ регламентирует организацию и функционирование ФСС.
Средства ФСС образуются
за счет:
• единого социального
налога, взимаемого с работодателей (администраций предприятий, организаций,
учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности) и
граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также
осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на
обеспечение по государственному социальному страхованию;
• доходов от
инвестирования части временно свободных средств ФСС РФ в ликвидные
государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств,
предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
• добровольных взносов
физических и юридических лиц;
• ассигнований из
республиканского бюджета РФ;
• прочих доходов.
Средства ФСС РФ
направляются на:
• выплату пособий по
временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по
уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
• санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели
государственного социального страхования, предусмотренные законодательством
(частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных
лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование
мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения,
отдыха и др.);
• создание резерва для
обеспечения финансовой устойчивости ФСС РФ на всех уровнях;
• обеспечение текущей
деятельности, содержание аппарата управления ФСС РФ;
• проведение
научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны
труда;
• осуществление иных
мероприятий в соответствии с задачами ФСС РФ.
Структурно в Фонд
социального страхования Российской Федерации входят региональные и центральные
отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального страхования
Российской Федерации), управляющие соответственно средствами государственного
социального страхования на территории субъектов Российской Федерации и в отдельных
отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального
страхования Российской Федерации обладают правами юридического лица. Управление
Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством
Российской Федерации, а также правление Фонда социального страхования
Российской Федерации как коллегиальный орган.
Контроль за полнотой и
своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом
социального страхования Российской Федерации совместно с Государственной
налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным
расходованием этих средств на предприятиях - совместно с участием
профессиональных союзов.
Президент Российской
Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в
Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
Закон предусматривает
изменение бюджета Фонда социального страхования РФ на 2009 год с учетом оценки
влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие
страны, а также в связи с поручением Президента России Дмитрия Медведева
повысить размеры социальных выплат.
Заключение
В заключение можно
обобщить вышеизложенный материал и сказать, что финансы граждан объективно
необходимы как инструмент разрешения противоречий между возможностью получения
доходов в различные периоды жизни гражданина, случайным характером
экономических результатов в период активной деятельности и потребностью в
создании семьи, воспитании детей, в обеспечении стабильности, в улучшении
социального положения. На каждом из этапов жизни гражданин и семья имеют
различные возможности для получения доходов. Одновременно на каждом из этапов
они имеют свои потребности, решают соответствующие этим этапам задачи,
удовлетворяют свои потребности.
Доход и уровень
потребления основной части взрослого населения (рабочих и служащих), служит еще
и базой для формирования доходов значительной части неработающего населения
(пенсионеров, временно неработающих по причине болезни, безработных) через
механизмы социального страхования.
Таким образом, богатство
государства определяется уровнем благосостояния основной массы населения и
прирастает за счет сбережений в секторе домашних хозяйств. Поэтому основой
антикризисной программы должно являться поддержание в первую очередь
хозяйствующих субъектов формирующих финансы граждан, в том числе частное
предпринимательство и малый бизнес путём предоставления налоговых и других
льгот, а также прямым инвестированием.
Итак, доходы, т.е. сумма
денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние
хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за
результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а
также безденежные доходы. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и
средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине
далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума
заработной платы до очень высоких значений.
Как известно, заработная
плата является основным источником доходов населения. Определяя доход и уровень
потребления основной части взрослого населения (рабочих и служащих), она служит
еще и базой для формирования доходов значительной части неработающего населения
(пенсионеров, временно неработающих по причине болезни, безработных) через
механизмы социального страхования. Минимальный размер заработной платы не может
не корреспондироваться с минимальными размерами пенсий, пособиями по болезни,
по безработице. Уровень минимальной заработной платы принимается внимание при
назначении стипендий студентам, определении размеров выделяемой материальной
помощи. Уровень минимальных гарантий по заработной плате влияет и на характер
отношений работодателя государства. В частности, чем выше минимальная зарплата,
тем меньшую долю доходов работодатель будет выдавать работникам в теневой форме
и тем большую часть - начислять в открытой форме. Тогда и сумма ЕСН увеличится,
и размеры поступлений государству в виде налога на доходы физических лиц тоже
вырастут.
Очень важно с учётом
инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников
бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от
состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.
Наиболее радикальная мера
воздействия на доходы – увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо
увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм
стимулирования отечественного производства, доступность кредитов,
государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация
общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как
кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких
инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую,
промысловую, бытовую, кредитную кооперацию. Возможности расширения оплачиваемой
занятости требуют приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет
мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо
использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность
которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство,
дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т.д. Кризисное
состояние вызывает необходимость оценить значение социальной ответственности
государства, для чего требуется ревизовать социальные гарантии, льготы и
выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи,
предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи. Однако в
России ситуация с адресной социальной помощью в настоящий момент выглядит
неоднозначно. Государство не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная
помощь превращается в гроши и имеет скорее идеологическое значение «сохранения
лица» в условиях кризисной экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|