на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Проявления журналистского мастерства на радио с последующим выявлением их особенностей

Научный деятель Горохов В.М. разделяет работу над созданием творческого материала на этапы:

Первый этап (сознательная работа) – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).

Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т.д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы: формирование концепции, намерения; расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса); постановка цели; восприятие известной ситуации в совершенно новом свете и др.

Все эти этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической деятельности.

Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего, проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

Как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов», то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением».

2.1 Воображение в журналистском творчестве

В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов.

Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества – при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия.

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др.

Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач. А значит более осмысленно подходить к организации своего труда.

2.2 Творческое проявление в интервью

При всей, казалось бы, привычности такого метода как интервью, необходимо соблюдать определенные технологические приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение. Те или иные процедурные операции определяются как общими родовыми особенностями метода, так и видовыми различиями «внутри» него.

При общении происходит формирование идеологических взглядов. Люди совершают древний обряд обмена информацией, происходит взаимопознание – отношение, действие людей предстают как структурный элемент единого процесса общения. Общение журналиста функционально, служит средством получения необходимой информации. И вместе с тем оно «надфункционально», так как имеет дело с людьми, которые интересуют его как исполнитель социальной роли, и как индивидуальность.

Реализация поставленной перед журналистом задачи обуславливается разнообразием форм общения: личной беседы, телефонным разговором интервью и т.д.

Есть различия в технике проведения беседы. Стандартизированное или формализованное интервью. Здесь существует четкая структура, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. В неформализованном интервью, в силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т.д. как правило стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации. Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. Интервью - вечный, не умирающий жанр газетных страниц, радио- и телепрограмм, потому что диалог - самое естественное средство общения.

Самыми распространенными критериями творчества считаются: новизна, оригинальность, общественная полезность. Творчество – «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры»[1].

2.3 Выразительные языковые средства

В современной журналистике важно умение красиво складывать слова или же способность к оперативному освещению событий. По мнению В. Симонова, сегодня это происходит по причине «изменения самой профессии... Журналистика была ближе к литературе, к художественному творчеству. Сегодняшние профессионалы не обязаны писать лучше, красивее, ярче других… не обязаны думать глубже других. Их главная обязанность – успеть раньше, успеть в номер. Быть первыми. Они не хуже своих предшественников, они – другие»[2].

Выразительные средства языка в наше время активно эксплуатируются любыми средствами массовой информации для привлечения внимания. Для более эффективного воздействия на аудиторию журналист формирует яркий, четкий образ через систему изобразительно-выразительных средств языка.

Внедрение высоких информационных технологий открывает широкие возможности для совершения качества вещания, создания новых программ и яркого звукового дизайна. Радионовости становятся максимально доступными.

В современном мире влияние радио на аудиторию бесспорно. Еще древние греки знали, как повлиять на массовую аудиторию при помощи искусства слова.

Ораторское искусство определяет четкие требования, не каждый выступающий публично может быть признан оратором. Вероятно, по тому, что ораторское искусство требует не только навыков, школы, но и особого таланта. Ораторская речь отличается назначением, ее цель – увлечь, воздействовать на аудиторию.

Ораторская речь конкретна по темам, индивидуальна по способу изложения, исполнения, по степени эмоциональности и т.д. Ее задача - определить, какие средства в конкретной ситуации окажутся наиболее действенными.

Наряду с ораторской речью встречается красноречие (красная речь, красивая речь (арх.) или риторика), которое в свою очередь основывается на тезисности – мысль, которую надо доказать, аргументности, демонстративности, новизне.

Оратор должен быть заинтересован темой своей речи. Наиболее действенны выступления, в которых чувствуется, что проблема глубоко осмысленна говорящим. Эти и многие другие способности переняли в свое ремесло современные журналисты во все сферы и жанры СМИ.

Радиожурналист должен уметь стилистически правильно выражать свои мысли, активно пользоваться всеми возможностями русского языка при подготовке материалов и ведении радиопередачи в разных жанрах, знать особенности журналистского творчества на радио, иметь представление о месте и роли радиожурналистики в обществе, о правовых основах журналистики, о технике радиовещания.

Публицистический стиль, как активно развивающийся и меняющийся, чаще всего экспрессивней, поскольку имеет установку на преднамеренное воздействие (Ефремов А.И., Доценко Е.Л, Костомаров В.Г., Шаховский В.И., Ширяева Е.Н.). Наиболее часто используемый в радиопередачах публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка, и широко применятся в различных сферах общественной жизни. Представленный здесь текст — это "произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, литературно обработанное с применением ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку" (И.Р. Гальперин).

Выразительность речи (экспрессивность) - свойство определенной совокупности языковых единиц, обеспечивающее их способность передавать субъективное отношение говорящего к содержанию или адресату речи, а также совокупность качеств речи или текста, организованных на основе таких языковых единиц. Благодаря данному свойству речи можно "разбудить" логическую, эмоциональную, эстетическую область сознании человека (Л.Ю. Иванов).

"Тенденция к экспрессии означает стремление публицистики к яркости формы выражения, характерной для языка художественной литературы и разговорной речи". Ученые-лингвисты установили, что средствами массовой информации используется определенный набор средств речевой выразительности, в том числе и контекстуальная экспрессивность лексики.

Языковая выразительность медиа-текста напрямую связана с нормой языка (СИ. Виноградов, К.С. Горбачевич, СИ. Ожегов, A.M. Пешковский и др.). Нормой литературного языка обычно признается относительно устойчивый способ языкового выражения, отражающий внутренние закономерности развития языка, социально принятый и закрепленный в лучших образцах современной литературы. Понятие нормативности неотделимо от понятия стилистической окрашенности или нейтральности слова. Слово может быть стилистически нейтральным и нести только объективную информацию.

Особенно актуальна для радио проблема стилевых норм, которые касаются трех основных параметров стиля: отбора языковых средств, правил их сочетаемости между собой и соотношений межстилевых и собственно стилевых языковых явлений (М.Н. Кожина, Н.О. Кожевникова, Р.Г Пиотровский, Е.Н. Ширяев и др.).

Журналист должен ориентироваться и на восприятие текста адресатом, поэтому использование выразительных средств способствует удержанию и усилению внимания адресата, повышению рефлексии, возникновению эмоций и чувств. Лексические носители экспрессивности включают различные группы экспрессивной лексики, а также тропы - метафору, метонимию, аллегорию, антифразис и др. Синтаксические средства экспрессивности включают типизированные модификации строевых синтаксических единиц, обладающие экспрессивным значением. Это структурно-графические выделения, аллюзии, изменение порядка слов, параллельные синтаксические конструкции, синтаксические повторы и др.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что обращение к проблеме формирования у будущих журналистов навыков использования выразительных средств при создании письменного медиа-текста, и последующей его подачи в массы является своевременной и коммуникативно-значимой.

Проведенное нами исследование теории изучения средств речевой выразительности и проблемы использования их будущими журналистами при создании письменного медиа-текста позволило выявить некоторые противоречия. Например, между растущей значимостью специализированного учебного курса, посвященного использованию выразительных средств в письменной и устной речи, и недостаточностью его разработки с учетом норм, языковых особенностей, действующих в СМИ, а так же специфики профессии.


3. Анализ творческой деятельности журналиста в радиоинтервью

3.1 Применение средств выразительности в радиоинтервью

журналистский творчество радиовещание интервью

Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радиожурналистики. Успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он рассказывает о событии или об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя. Это касается всех видов журналистики – и прессы, и электронных СМИ, но для радиовещания является непременным условием его существования. В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, ибо, как мы уже говорили, звук побуждает активную деятельность человеческого воображения.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.