на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа

Социальная групповая работа – это метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных групповых целей. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно- реабилитационные подходы [22].

2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Рекомендации, которые будут приведены ниже, помогут улучшить работу социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей- сирот.

Социальный педагог должен:

-  Знать историю личного дела ребенка.

-  Спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность.

-  Знать детали отношений ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями, старшими братьями, сестрами).

-  Заниматься поиском новой семьи.

-  Принимать все качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей.

-  Приобщать детей к участию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть в ситуации успеха, играя разные социальные роли.

-  Доверять детям, верить в их возможности. Разнообразие позитивного опыта поможет глубже раскрыть способности ребенка, поверить в свои силы, в способность обучаться разным видам деятельности, повышать самооценку.

-  Обговаривать с каждым ребенком его будущую взрослую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование. Установка только на позитив: ты будешь прекрасным мужем (женой); желанное количество детей; работа, которая нравится и приносит прибыль.

-  Воспитывать у детей-сирот уверенность в своих силах, в нужности их в этом мире; в способности реализовывать свои мечты, стать компетентной личностью в современном мире.

-  Формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом: «к людям», «для людей», «вместе с людьми»

-  Знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.

Профориентационная работа проводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. После обязательного диагностирования способностей с учетом психо - эмоциональной сферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда, наличие вакансий, предусматривать заработную плату.

-  Во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных чувств (радость, удивление, удовлетворение), связанных с деятельностью ребенка, с проявлением его личностных качеств. Главное условие для эффективной общей работы - искренность со стороны социального педагога. Ребенок откроется и будет согласен на сотрудничество, если почувствует, что его действительно любят.

-  В использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам. Детям легче выразить свой внутренний мир в творчестве, чем отвечать на вопросы. Социальному педагогу необходимо творчески подходить к тестированию детей. Использовать методы и способы физического, эстетического и морального воспитания, которые дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.

-  Анализируя поведение и поступки воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром, особое внимание нужно обратить на мотивы, внешние обстоятельства и состояние ребенка. Это поможет установить, что, например, замкнутость, пассивность и безразличность, могут быть последствиями угнетенной личности [3].

Выводы по второй главе

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал:

1. Среди основных методов работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.

2. Для эффективного взаимодействия социального педагога с детьми, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, необходимо учитывать следующие моменты: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знать детали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами. Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использовать методы и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которые дают возможность детям-сиротам реализовать свои потребности.


ВЫВОДЫ

Осуществленный теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показывает, что:

1. Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляет собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.

Общеобразовательная санаторная школа-интернат – это общеобразовательное учебное заведение 1-2,1-3 степеней с соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование.

Детский дом семейного типа - это отдельная семья, которая создаются по желанию супругов или отдельной личности, которая не состоит в браке.

Дом ребенка - детское учреждение для содержания и воспитания детей возрастом от 1 месяца до 3 лет, от которых отказались родители в родильном доме или покинули их на произвол судьбы.

Детский дом - государственное воспитательное учреждение для детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Школа интернат для детей- сирот - государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных семей, а также детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни родителей, потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могут воспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.

Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии - это общеобразовательное учебное заведение 1-2, 1-3 степеней с соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование.

Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью.

У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

2. Среди основных целей и задач социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа, выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений. Для решения означенных задач социальный педагог применяет соответствующие методы, среди которых можно выделить: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).

3. На основе изученной научно-методической литературы нами были разработаны рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога, с детьми в учреждениях интернатного типа. А именно: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знать детали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми- сиротами. Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использовать методы и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которые дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.


ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Украины «Об охране детства» // Голос Украины.-2001.– 6 июня, № 98 (2598).

2. Аблятипов А.С. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития интернатных учреждений Автономной Республики Крым // Проблеми сучасної педагогічної освiти: 3б. статей. Сер.: Педагогiка i психологiя. Вип.3. – К.: Педагогiчна пресса, 2001. – С.281-295.

3. Артюшкіна Л.М.Специфіка професійної діяльності соціального педагога загальноосвітньої школи-інтернату для дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування / Л.М.Артюшкіна, А.О Поляничко // Практична психологія та соціальна робота.– 2004.– № 2.– С.42-47

4. Беспалько О.В. Соцiальна педагогiка в схемах i таблицях: Навчальний посiбник.– К.: Центр навчальної літератури, 2003.– 134 с.

5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– 2-е изд., испр – М.: Академия, 2004.– 160 с.

6. Вачков И.В. Основы группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.– М.: Издательство «Ось-89», 1999.– 176с.

7. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот // Социальный педагог.– 2003.– № 2.– С.64-72.

8. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 1991.

9. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности детей.– М., 1982.

10. Капська А.Й. Актуальні проблеми соціально-педагогічної роботи (модульний курс дистанційного навчання) / А.Й. Капська, О.В. Беспалько, Р.Х. Вайнола; Заг. ред. А.Й. Капської. – К., 2002.–164 с.

11. Макаренко С. Скрытое социальное сиротство // Воспитание школьников.– 2006.– № 7. – С.22-25.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.

13. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.– М.; Инфра-М, 2002.– 393 с.

14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш учеб. заведений: В 2 кн.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.– Кн.2: Процесс воспитания.– 256с.

15. Психолого-педагогічні основи роботи з «дітьми вулиці» / За ред. О.В. Безпалько.– К.,2000.

16. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой.– М.: Юрист, 2000.– 424 с.

17. Сорочинська В.Є. Організація роботи соціального педагога: Навчальний посібник.– К.: Кондор, 2005.–198с.

18. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.– М.: Гуммит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 416с.

19. Технології навчально-педагогічної роботи: Навч. посібник /За заг. ред. А.Й.Капської – К., 2000.– 372 с.

20. Шкуркіна В.М. Особливості соціально-педагогічної роботи з дітьми – сиротами в умовах інтернатного закладу // Практична психологія та соціальна робота.– 2004.– № 4.– С. 60-62.

21. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие / Т.И. Шульга, Н.Я Олифиренко, А.В. Быков.– М.: Изд-во УРАО, 2003.– 400с.

22. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г Студенов.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 432с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы[4].

Тип учреждения Возраст детей Количество детей
Дом ребенка 0- 3 100- 150
Дошкольный детский дом 3- 7 25- 250
Школа-интернат 7- 17 350- 450
Интернатное учреждение смешанного типа 3- 17 100- 400
Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии 7-17 100- 300
Приют 3- 17 25- 100

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Карта психологических особенностей и статуса воспитанников детских домов и школ интернатов[12]

Дошкольники Младшие школьники Подростки Все возрастные группы Статус детей

Эмоциональная глухота

Задержка делового общения со взрослыми

Неадекватное отношение к оценке взрослого

Пассивность во всех видах деятельности

Отсутствие способности к сопереживанию

Отклонения в развитии образа «Я»

Неосознаваемость поведения

Дисгармоничность интеллектуальной сферы

Недоразвитие наглядно образных форм

Несформированность внутреннего (идеального) плана мышления

Ситуативность мышления и поведения

Столкновение потребности общения со взрослыми с фрустрацией потребности в эмоционально- личностном общении

Несформированность внутренней позиции

Конфликтность системы требований

к мужественности и женственности

Ориентировка в отношении к себе на оценку окружающих

Размытость и неясность образа «Я»

Слабость интимно- личностных контактов со взрослыми

Малая избирательность в отношении со взрослыми

Слабая ориентация на будущее

Эмоциональная упрощенность и обесцененное содержание образа «Я»

Сниженная самооценка

Несформированность в избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру

Импульсивность, неосознанность и несамостоятея-тельность поведения

Дети-сироты

Дети, оставшиеся без попечения родителей

 

Дети, находящиеся под опекой

Дети одиноких матерей

Брошенные дети

Отказные дети

Подкидыши

Дети из бедных семей

Дети, родители которых находятся на длительном лечении


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Социально-педагогическая деятельность в интернатном учреждении

В таблице указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме[18].

Задачи социального педагога Функции социально-педагогической деятельности Методы и формы организации деятельности
1. Определение статуса ребёнка Диагностическая Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка
2. Составление индивидуальной программы развития воспитанника Прогностическая Анализ собранных данных о ребёнке, определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребёнка.
3. Адаптация, реабилитация, Интеграция ребёнка Коррекционно-реабилитационная Наблюдение, беседы, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с социальными службами и учреждениями.
4. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах Посредническая и патронирующая. Убеждения, беседы

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.