Социальная
групповая работа – это метод интерперсональной помощи при работе в малых
группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных групповых
целей. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно- реабилитационные подходы [22].
2.2
Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с
детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Рекомендации,
которые будут приведены ниже, помогут улучшить работу социального педагога в
учреждениях интернатного типа для детей- сирот.
Социальный
педагог должен:
-
Знать историю
личного дела ребенка.
-
Спокойно
обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность.
-
Знать детали
отношений ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями,
старшими братьями, сестрами).
-
Заниматься
поиском новой семьи.
-
Принимать все
качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных
чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей.
-
Приобщать детей к
участию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть в
ситуации успеха, играя разные социальные роли.
-
Доверять детям,
верить в их возможности. Разнообразие позитивного опыта поможет глубже раскрыть
способности ребенка, поверить в свои силы, в способность обучаться разным видам
деятельности, повышать самооценку.
-
Обговаривать с
каждым ребенком его будущую взрослую жизнь, корректировать его негативное
прогнозирование. Установка только на позитив: ты будешь прекрасным мужем
(женой); желанное количество детей; работа, которая нравится и приносит
прибыль.
-
Воспитывать у
детей-сирот уверенность в своих силах, в нужности их в этом мире; в способности
реализовывать свои мечты, стать компетентной личностью в современном мире.
-
Формировать
поэтапные установки взаимодействия с обществом: «к
людям», «для людей», «вместе с людьми»
-
Знать
особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.
Профориентационная работа
проводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. После
обязательного диагностирования способностей с учетом психо - эмоциональной
сферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда,
наличие вакансий, предусматривать заработную плату.
- Во время бесед с ребенком
необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных чувств (радость,
удивление, удовлетворение), связанных с деятельностью ребенка, с проявлением
его личностных качеств. Главное условие для эффективной общей работы -
искренность со стороны социального педагога. Ребенок откроется и будет согласен
на сотрудничество, если почувствует, что его действительно любят.
- В использовании
диагностического материала уделять особое внимание проективным методам. Детям
легче выразить свой внутренний мир в творчестве, чем отвечать на вопросы.
Социальному педагогу необходимо творчески подходить к тестированию детей. Использовать
методы и способы физического, эстетического и морального воспитания, которые
дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.
- Анализируя поведение и
поступки воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром, особое внимание
нужно обратить на мотивы, внешние обстоятельства и состояние ребенка. Это
поможет установить, что, например, замкнутость, пассивность и безразличность,
могут быть последствиями угнетенной личности [3].
Выводы по второй главе
Анализ научно-методической литературы
по проблеме исследования показал:
1. Среди основных методов работы социального педагога с
детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: наблюдение, беседа,
анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод
социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа
проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.
2. Для эффективного взаимодействия социального педагога с
детьми, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, необходимо учитывать
следующие моменты: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговаривать
прошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знать
детали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальных
способностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять
детям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую
жизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей-
сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействия
с обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.
Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с
общежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать его
на подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком
необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в
использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным
методам; использовать методы и способы физического, эстетического, и морального
воспитания, которые дают возможность детям-сиротам реализовать свои
потребности.
ВЫВОДЫ
Осуществленный
теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы
по исследуемой проблеме показывает, что:
1. Государственная
система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляет
собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные
детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа,
специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.
Общеобразовательная
санаторная школа-интернат – это общеобразовательное учебное заведение 1-2,1-3
степеней с соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает
реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и
реабилитации, на общее среднее образование.
Детский дом семейного
типа - это отдельная
семья, которая создаются по желанию супругов или отдельной личности,
которая не состоит в браке.
Дом ребенка - детское учреждение
для содержания и воспитания детей возрастом от 1 месяца до 3 лет, от которых
отказались родители в родильном доме или покинули их на произвол судьбы.
Детский дом - государственное воспитательное
учреждение для детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Школа интернат для детей- сирот - государственное
воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных семей, а также
детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни родителей,
потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могут
воспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.
Специальная
школа-интернат для детей с отклонениями в развитии -
это общеобразовательное учебное заведение 1-2, 1-3 степеней с соответствующим
медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которые
требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование.
Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может
находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью.
У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа,
зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой
идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка
недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается
внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или
оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим
детские дома и школы интернаты должны выполнять не только
образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной
социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять
недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность
воспитанников и выпускников.
2. Среди основных целей и задач социального педагога с детьми
в учреждениях интернатного типа, выделяют: определение статуса ребенка,
составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация,
реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в
правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского
дома, формирование гуманных взаимоотношений. Для решения означенных задач
социальный педагог применяет соответствующие методы, среди которых можно выделить:
наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о
ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа
проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).
3. На основе изученной научно-методической литературы нами
были разработаны рекомендации по эффективному взаимодействию социального
педагога, с детьми в учреждениях интернатного типа. А именно: знать историю
личного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если у
него существует такая потребность; знать детали отношений ребенка с
родственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщать
ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в их
возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректировать
его негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своих
силах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знать
особенности профориентационной работы с детьми- сиротами. Социальный педагог
должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитывая
способности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительные
курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимо
использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использовании
диагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использовать
методы и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которые
дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Украины «Об
охране детства» // Голос Украины.-2001.– 6 июня, № 98 (2598).
2. Аблятипов А.С.
Современное состояние и перспективы дальнейшего развития интернатных учреждений
Автономной Республики Крым // Проблеми сучасної педагогічної освiти: 3б.
статей. Сер.: Педагогiка i психологiя. Вип.3. – К.: Педагогiчна пресса, 2001. –
С.281-295.
3. Артюшкіна
Л.М.Специфіка професійної діяльності соціального педагога загальноосвітньої
школи-інтернату для дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування
/ Л.М.Артюшкіна, А.О Поляничко // Практична психологія та соціальна робота.–
2004.– № 2.– С.42-47
4. Беспалько О.В.
Соцiальна педагогiка в схемах i таблицях: Навчальний посiбник.– К.: Центр
навчальної літератури, 2003.– 134 с.
5. Василькова Ю.В.
Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений.– 2-е изд., испр – М.: Академия, 2004.– 160 с.
6. Вачков И.В. Основы
группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.– М.: Издательство «Ось-89»,
1999.– 176с.
7. Дементьева И.
Социальная адаптация детей-сирот // Социальный педагог.– 2003.– № 2.– С.64-72.
8. Дубровина И.В.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.
Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 1991.
9. Дубровина И.В.
Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В Дубровина,
М.И. Лисина // Возрастные особенности детей.– М., 1982.
10. Капська А.Й.
Актуальні проблеми соціально-педагогічної роботи (модульний курс дистанційного
навчання) / А.Й. Капська, О.В. Беспалько, Р.Х. Вайнола; Заг. ред. А.Й.
Капської. – К., 2002.–164 с.
11. Макаренко С. Скрытое
социальное сиротство // Воспитание школьников.– 2006.– № 7. – С.22-25.
12. Овчарова Р.В.
Справочная книга социального педагога – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
13. Основы социальной
работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.– М.; Инфра-М, 2002.– 393 с.
14. Подласый И.П.
Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш учеб. заведений: В 2 кн.– М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.– Кн.2: Процесс воспитания.– 256с.
15. Психолого-педагогічні
основи роботи з «дітьми вулиці» / За ред. О.В. Безпалько.– К.,2000.
16. Словарь-справочник
по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой.– М.: Юрист,
2000.– 424 с.
17. Сорочинська В.Є.
Організація роботи соціального педагога: Навчальний посібник.– К.: Кондор,
2005.–198с.
18. Социальная
педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.– М.: Гуммит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2000.– 416с.
19. Технології
навчально-педагогічної роботи: Навч. посібник /За заг. ред. А.Й.Капської – К.,
2000.– 372 с.
20. Шкуркіна В.М.
Особливості соціально-педагогічної роботи з дітьми – сиротами в умовах
інтернатного закладу // Практична психологія та соціальна робота.– 2004.– № 4.–
С. 60-62.
21. Шульга Т.И.
Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и
практической работы: учебное пособие / Т.И. Шульга, Н.Я Олифиренко, А.В.
Быков.– М.: Изд-во УРАО, 2003.– 400с.
22. Фирсов М.В. Теория
социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов,
Е.Г Студенов.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 432с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Государственная
система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы[4].
Тип учреждения |
Возраст детей |
Количество детей |
Дом ребенка |
0- 3 |
100- 150 |
Дошкольный детский дом |
3- 7 |
25- 250 |
Школа-интернат |
7- 17 |
350- 450 |
Интернатное учреждение смешанного типа |
3- 17 |
100- 400 |
Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в
развитии |
7-17 |
100- 300 |
Приют |
3- 17 |
25- 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Карта
психологических особенностей и статуса воспитанников детских домов и школ
интернатов[12]
Дошкольники |
Младшие школьники |
Подростки |
Все возрастные группы |
Статус детей |
Эмоциональная глухота
Задержка делового общения со взрослыми
Неадекватное отношение к оценке взрослого
Пассивность во всех видах деятельности
Отсутствие способности к сопереживанию
Отклонения в развитии образа «Я»
Неосознаваемость поведения
|
Дисгармоничность интеллектуальной сферы
Недоразвитие наглядно образных форм
Несформированность внутреннего (идеального) плана мышления
Ситуативность мышления и поведения
Столкновение потребности общения со взрослыми с фрустрацией
потребности в эмоционально- личностном общении
|
Несформированность внутренней позиции
Конфликтность системы требований
к мужественности и женственности
Ориентировка в отношении к себе на оценку окружающих
Размытость и неясность образа «Я»
Слабость интимно- личностных контактов со взрослыми
Малая избирательность в отношении со взрослыми
|
Слабая ориентация на будущее
Эмоциональная упрощенность и обесцененное содержание образа
«Я»
Сниженная самооценка
Несформированность в избирательности в отношениях к
взрослым, сверстникам и предметному миру
Импульсивность, неосознанность и несамостоятея-тельность
поведения
|
Дети-сироты
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети, находящиеся под опекой
Дети одиноких матерей
Брошенные дети
Отказные дети
Подкидыши
Дети из бедных семей
Дети, родители которых находятся на длительном лечении
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
Социально-педагогическая
деятельность в интернатном учреждении
В
таблице указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организации
социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции,
которые выполняет социальный педагог в детском доме[18].
Задачи социального педагога |
Функции социально-педагогической деятельности |
Методы и формы организации деятельности |
1. Определение статуса ребёнка |
Диагностическая |
Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ
документов ребёнка |
2. Составление индивидуальной программы развития
воспитанника |
Прогностическая |
Анализ собранных данных о ребёнке, определение медицинской,
психологической, педагогической реабилитации ребёнка. |
3. Адаптация, реабилитация, Интеграция ребёнка |
Коррекционно-реабилитационная |
Наблюдение, беседы, игра, упражнения, тренинги, поощрение,
наказание, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с социальными
службами и учреждениями. |
4. Представление интересов ребенка в правозащитных и
административных органах |
Посредническая и патронирующая. |
Убеждения, беседы |
|