В
программе "ИКС", однако, за каждым репортером закреплена
собственная тема. Алексей Соколов отвечает за связи с источниками информации в администрациях
города и края, Валентина Фролова - за освещение темы экономики, а Татьяна Паршинцева
- темы культуры. Тем не менее, репортеры программы "ИКС"
снимают любые сюжеты, а специализация означает лишь их ответственность за освещение
данных тем в программе.
У
каждого практикующего репортера есть определенная сеть источников информации. В
каждой программе новостей больше всего места занимают события, о которых журналисты
знали заранее. Информацию о них они получают чаще всего из своих постоянных источников.
Иногда - из звонков телезрителей. К сожалению, на красноярском телевидении проблема
в том, что у большинства репортеров одни и те же источники информации. Дело не в
том, что репортеры не ищут новых источников, а в том, что властные и иные структуры
стараются оградиться от средств массовой информации различными пресс-службами, которые,
на самом деле, являются лишь преградой для журналистов к получению самой свежей
и достоверной информации. В любом случае, прямая связь "журналист - официальное
лицо" гораздо лучше для телезрителя, чем связь через посредника в лице пресс-службы.
Кроме
видеосюжетов во всех местных программах новостей репортеры делают так называемые
"устные информации". Критерием устной информации является ее оперативность
и лаконичность.
Одна
из основных диксуссий как в мировой, так и в местной тележурналистике - может ли
новость быть объективной. Большинство исследователей утверждают, что, так как журналист
практически всегда обладает собственным мнением по рассматриваемой проблеме, даже
в максимально беспристрастном с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать
элемент субъективизма. На красноярском информационном телевидении программа
"ИКС" и "Новости ТВК", как правило,
оставляют за собой право комментировать событие, а "Новости Афонтово",
напротив, по возможности стараются исключить из репортажа любую оценку.
Практика
показала, что репортеру просто необходимо уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня
в любой новостийной программе большинство репортеров - "снимающие". В
"Новостях Афонтово", например, всегда есть 2 видеокамеры
для того, чтобы репортер мог сам в отсутствие оператора поехать и снять событие.
Также репортер должен уметь владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время
эфира успеть самому смонтировать оперативный сюжет.
Одной
из тем, о которых журналисты сегодня предпочитают не говорить, является тема
"заказных" репортажей. Все очень просто: некая фирма за определенную плату
предлагает журналисту сделать сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит,
когда к сюжету об этой фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество
заказных репортажей зависит от личных качеств репортера, а также, от степени финансовой
независимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех красноярских
программах новостей явно заказные сюжеты редки.
Репортер
должен понимать всю ответственность, когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность,
все-таки, главное качество репортера.
ОПЕРАТОР
На
съемках сюжета репортер обязан работать в тесном контакте с оператором и руководить
им. Еще до съемок репортер должен посвятить оператора в свои планы относительно
сюжета, а затем наступает очередь оператора творчески разработать тему. Любое событие
можно снять по-разному. Есть несколько очевидных планов, например, общий, который
дает приблизительную картину происходящего, или план докладчика, выступающего с
трибуны. В то же время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь
нестандартное, план, который при умелом его использовании может создать психологический
фон сюжета в целом.
Однако
основная масса сюжетов на красноярском телевидении, в принципе, по видеоряду не
отличаются друг от друга, и у постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный
подход к съемкам. Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план места
события, потом - общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы.
При оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и это заставляет
его отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческая
заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чем кто-нибудь другой. При
этом вполне оправданна потеря качества "картинки" для повышения
"репортажности" съемок, для того, чтобы показать ситуацию изнутри.
Время
от времени оператор просто не успевает снять какой-либо план или для упрощения монтажа
хочет снять его с нескольких ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить
объект съемок повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью,
особенно, если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится
останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново. Это связано со сложностью
настройки камеры и часто говорит о профессионализме оператора. Так, например, поздравление
губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было окончательно снято лишь с
пятой попытки.
Качество
видеоряда напрямую зависит от аппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске
практически все операторы программ новостей пользуются камерами полупрофессионального
формата "супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки и на
любительских, "ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную аппаратуру
системы BETACAM-SP в планах большинства редакций.
На
Центральном телевидении обязательной считается съемка всех сюжетов со штатива.
Это обеспечивает устойчивость кадра и, соответственно, высокое качество картинки.
В Красноярске этот прием пытались использовать "Новости Афонтово".
Пока это у них получается не часто из-за слишком быстрого ритма работы программы
новостей.
Главные
качества оператора: умение взаимодействовать с репортером и, если потребуется,
суметь поймать в объектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение.
РЕЖИССЕР
Оформление
видеоряда, снятого оператором - задача режиссера. Именно он должен свести воедино
текст, написанный репортером, и картинку в соответствии с правилами монтажа.
"Телевизионный режиссер должен выработать в себе умение усвоить авторский замысел
и выявить средства, с помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное
требование к профессии телережиссера - совершенное владение телевизионной техникой,
знание ее скрытых возможностей" [8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный
технический монтаж видеосюжетов в "Новостях Афонтово" и
"Новостях ТВК" осуществляют сами режиссеры. В программе
"ИКС" задача режиссера - управлять действиями видеоинженера,
который работает непосредственно с оборудованием. Руководство КГТРК "Центр
России" объясняет это материальной ответственностью за монтажное оборудование
технического персонала студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы
"ИКС". На наш взгляд, подобное разделение не способствует
быстроте монтажа, потому что видеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается
возможности творчески работать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает,
не заинтересованный в конечном продукте.
При
монтаже программ новостей у режиссеров всех местных телекомпаний возникает несколько
профессиональных проблем. Несогласованность на съемках репортера и оператора
вызывает нехватку видеоматериала, соответствующего сценарию. Как следствие, режиссерам
приходится перекрывать начитанный текст не соответствующим ему "видео".
Из опыта программы "ИКС" можно привести такой пример. Бывший
собственный корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной
части, где видеоряд состоял только из общего плана ворот этой части и интервью с
матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже отказаться.
Ни
одна красноярская программа новостей не практикует выезд режиссеров на съемки. В
этом году программа "ИКС" в порядке эксперимента отправляла
режиссеров на съемки, и, по оценкам самих режиссеров, качество сюжетов улучшилось.
Из-за не до конца продуманной организации подобной практики от нее пришлось отказаться.
Кроме
монтажа сюжетов, задача режиссеров всех трех красноярских программ новостей - выдать
программу в эфир. На время эфира режиссер становится главным действующим лицом в
студии. Он управляет всем процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя,
оператора и звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему
известным причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своем решении
перед главным редактором.
Среди
основных качеств режиссера можно отметить целостное психологическое видение сюжета
при монтаже, хорошую реакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение
сплотить вокруг себя эфирную группу.
Заключение.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ВЫВОДЫ
(1) Все
три новостийные телепрограммы Красноярска: "ИКС",
"Новости Афонтово" и "Новости ТВК"
имеют индивидуальные приемы вещания. При одинаковом стремлении каждой программы
подробно информировать телезрителя о происходящих событиях возможности и способы
этого информирования различны. Индивидуальность каждой программы обусловлена: спецификой
ее организации, наличием собственных политических позиций и взглядов на различные
стороны общественного развития.
(2) Ограниченность
информационного пространства Красноярска обуславливает освещение во всех трех программах
одних и тех же тем и событий.
(3) При
подаче информации "Новости ТВК" и программа "ИКС"
предпочитают давать собственную оценку событиям. А "Новости Афонтово"
сознательно отказываются от этого.
(4) Журналисты
всех трех программ новостей часто нарушают классические принципы тележурналистики,
например, пересказывая видеоряд или делая неправильные логические выводы из использованной
в сюжетах информации.
(5) Все
местные программы новостей используют, в принципе, одну и ту же сеть информаторов.
Это вызывает появление в эфире практически одинаковых по содержанию сюжетов.
(6) Если
рассматривать новостийные программы отдельно, то можно выделить несколько главных
проблем каждой.
У
программы "ИКС" - не до конца сложившийся коллектив, не
совсем продуманная организация программы, отсутствие программного стиля (устаревшие
перебивки, выгородка и др.) и слишком малое использование возможностей компьютера.
В
"Новостях ТВК" основные проблемы - это определенная вторичность
в использовании программного оформления и стиля и некоторая агрессивность ведения
программы.
Проблемами
"Новостей Афонтово" являются: недостаточно профессиональная
репортерская работа, вызывающая нарушение в подаче информации (повторение текстом
видеоряда) и большое количество рекламы в выпуске.
(7) Несмотря
на выше перечисленные проблемы, каждая программа новостей заняла определенную нишу
в системе телевидения и имеет своего зрителя, а также желание и возможности для
дальнейшего прогресса.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М.,
Изд-во МГУ, 1987г. - 238с.
2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за кадром
и в кадре.: М., "Прогресс", 1990. - 325с.
3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ,
1987г. - 63с.
4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой
информации - их аудитория, техника, бизнес, политика.: Тбилиси, "Ганатлеба",
1989г. - 627с.
5. Введение в журналистику.: М., "Высш. шк.",
1986. - 336с.
6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., "Знание",
1987. - 214с.
7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.: М.,
"Знание", 1982г. - 184с.
8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ,
1992г. - 312с.
9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // "Мастерство журналиста",
М., 1977г.
10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая 1995г.
- 8с.
11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского вещания.:
Кишинев, "Штиинца", 1989г. - 119с.
12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М., "Наука",
1988г. - 178с.
13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М., "Наука",
1989. - 436с.
14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М., "Знание",
1983г. - 216с.
15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ, 1976г.
- 86с.
16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник статей.:
М., "Знание", 1986г. - 286с.
17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ, 1994г.
- 237с.
18. Телеэкран - неограниченное господство?: М., "Прогресс",
1987г. - 228с.
19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.: М.,
"Знание", 1976г. - 284с.
20. Чекалова Е.Л. До и после "Взгляда".: М.,
"Знание", 1990г. - 61с.
21. Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения.: М.,
"Наука", 1983г. - 370с.
22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. // "Новое
время", 1988г.,
¹ 11.
23. Brody E.W. Communication
Tomorrow.: N.Y., Webster, 1990. - 250p.
24. Orlik Peter B. The
Electronic Media: An Introduction To The Profession.:
Boston, Allyn & Bacon, 1992. - 491p.
25. Stan Le Roy Wilson. Mass
Media / Mass Culture.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 1992. - 460p.
26. The Journalism Of Outrage.:
N.Y., McGraw-Hill Inc., 437p.
Приложение 1
ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
ПРИ СЪЕМКЕ ФИЛЬМА.
1. Что
такое телевизионные новости?
2. В чем
суть информационной программы?
3. Должна
ли информационная программа освещать все события, о которых узнает?
4. Что
главное: новость или ее оценка?
5. Какова
роль подачи новости в восприятии ее телезрителями?
6. Что
меняет конкуренция?
7. Какова
концепция вашей программы?
8. Оценка
конкурентов.
9. Роль
оператора в сюжете.
10.Есть
ли смысл использовать в местной программе федеральные новости?
11.Какую
роль в популярности программы играет сетка вещания?
12.Роль
"видео" в восприятии новостей.
13.Можно
ли манипулировать сознанием зрителя?
14. Как
делается верстка выпуска?
15.На
какого зрителя ориентируется ваша программа?
16.Каково
соотношение "видео" и текста в вашей программе?*
17.Отношение
к универсальности репортера.
18.Каким
должен быть язык теленовостей и стиль репортера?
19.Какими
должны быть качества репортера?
20.Какова
роль ведущего в информационной программе?
21.Пожелания
начинающим тележурналистам.
Приложение 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН
КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ:
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
Как
и у любой профессиональной группы, у тележурналистов существует свой арго. Техническая
неразвитость отечественной радиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение
иностранной аппаратуры, а значит, и большого потока иностранных слов (в основном,
английских). Это же касается и обозначения работающих на телевидении людей и профессиональных
понятий.
Словарь
разбит на 3 части:
1)
обозначения людей, работающих на телевидении;
2)
обозначения аппаратуры;
3)
понятия, используемые в процессе профессиональной деятельности
тележурналистов.
1. Люди, работающие на телевидении.
ВЕДУЩИЙ - человек, который во время эфира
программы читает из студии устные информации и представляет сюжеты. Отличается от
диктора тем, что непосредственно принимает участие в создании
программы.
ВЫПУСКАЮЩИЙ
(дежурный редактор, ответственный редактор) - ответственный за выпуск, координирующий
действия репортеров, операторов, режиссеров, водителей и др.
ВЫПУСКАЮЩИЙ
РЕЖИССЕР -
человек, который следит за правильностью выхода в эфир новостийных блоков, за
их очередностью.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - генеральный директор (телекомпании).
ДИКТОР - человек, зачитывающий в эфире
какую-либо информацию.
ЗВУКАЧ - звукорежиссер, человек, который
обеспечивает правильность наложения звукоряда на видеоряд.
МОНТАЖЕР,
МОНТАЖНИК
- человек, который монтирует и "склеивает" сюжеты.
ОПЕРАТОР - человек, который работает с кино-
и видеокамерой.
РЕКЛАМЩИК - сотрудник отдела рекламы.
РЕПОРТЕР - человек, который собирает новости
и работает в штате телекомпании.
СВЕТ - осветитель.
СТРИНГЕР - то же, что и репортер,
но не работает в штате телекомпании.
ШЕФ
ИНФОРМАЦИИ
- начальник отдела новостей.
ШЕФ-РЕДАКТОР - главный редактор.
2. Обозначения аппаратуры.
БЕТАКАМ (бетакамка) - профессиональная видеоаппаратура
стандарта BETACAM (англ.).
ВОСЬМЕРКА (мартышка) - компакт-камера стандарта
Video-8.
ВХС - любительская видеоаппаратура стандарта VHS (Video
Home System).
МОНТАЖКА - монтажная линейка.
ПТС - передвижная телевизионная студия.
ПУШКА - встроенный в камеру микрофон.
СЕМЕРКА - любительская видеокамера стандарта VHS
Panasonic M7000.
СУПЕР-ВХС - полупрофессиональная видеоаппаратура стандарта
Super-VHS. Наиболее часто используется в красноярских программах новостей.
ТЖК - телевизионный журналистский комплект. Состоит из видеокамеры
и видеомагнитофона, совмещенных, либо по отдельности.
ТРОЙКА видеокамера стандарта VHS Panasonic M3000.
3. Понятия, используемые в процессе
профессиональной деятельности тележурналистов.
В/К - информация, которую читает в кадре диктор
или ведущий.
ВЫЗВОНИТЬ НОВОСТЬ - получить информацию по телефону.
ЖИВОЙ ЭФИР, ПРЯМОЙ ЭФИР - немонтированный выход программы
в эфир.
ЗАСТАВКА - фирменный знак программы, как правило, начинает
выпуск.
З/К, ЗАКАДР - закадровый текст сюжета.
КАРТИНКА - видеоизображение.
КОДА - графически оформленное окончание программы.
НАКОЛКА - 1. непроверенная информация. 2. информация,
полученная от информированного источника.
ОБОИ - нейтральные планы, подходящие для любого сюжета (идущие
люди, проезжающие машины и т.д.)
ОЗВУЧКА, НАЧИТКА - наложение на видеоряд текста
журналиста.
ОТБИВКА - короткая заставка (см.), ставится
после сюжета.
ОТМОНТИРОВАТЬ - смонтировать сюжет, в определенном
порядке "склеить" видеоряд.
ОТСМОТРЕТЬ - просмотреть снятый или смонтированный
видеоматериал.
ОТСНЯТЬ - снять какой-либо сюжет.
ПЕРЕБИВКА - короткая отбивка (см.), ставится
между сюжетами.
ПОДВОДКА - устная информация, произносимая ведущим, которая
логически подводит к сюжету.
СНХ, СИНХРОН - синхронизация звука и видеоряда,
эффект прямого говорения; интервью.
СТУДИЯ - место, откуда происходит вещание.
ТИТРЫ - надпись на экране.
УСТНАЯ - устная информация.
ШАПКА - то же, что и заставка (см.).
|