на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе

Монтаж по темпу и ритму действия в кадрах должен так же чётко соблюдаться. Не комфортно воспринимается склейка кадров, если они не совпадают по темпу и ритму. Например, в первом кадре человек бежит, во втором идёт спокойным шагом. Если состыковать эти два кадра у зрителя возникнет ощущение разрозненности картины. При съёмке подвижной камеры надо так же учитывать ритм и темп движения камеры. Как бы хороши не были кадры, снятые с движения они не соединяться, если темп и ритм в них будут разными.

По темпу и ритму движения кадра. В процессе монтажа не только окончательно выстраивается действие в заданной последовательности, но и определяется темп и ритм произведения. Чередование кадров, монтажных фраз, эпизодов - всех элементов экранной речи - их взаимосвязь, сопоставление, получаемое в результате смены изобразительных композиций при помощи внутрикадрового движения и межкадрового соединения, предопределяют ритмическую основу произведений. Понятно, что многое в этом случае зависит от темперамента режиссера, индивидуальных особенностей его личности, динамики психической деятельности. То есть тип высшей нервной деятельности (сангвинический, флегматический, холерический или меланхолический) оказывает существенное влияние на ритмическую сущность. Сила чувств, их глубина, скорость реакции, устойчивость или быстрая смена переживаний - все имеет значение и при съемке, и при монтаже. Скрытая связь внутреннего ритма художника с монтажным рисунком, его темповыми, ритмическими характеристиками является постоянной величиной. Важно до начала съемок найти верный камертон, по которому будет определяться решение каждого эпизода, каждого кадра с учетом быстроты перемещения объекта, движения камеры, темпа межкадрового монтажа. Сочетание во времени всех элементов экранной речи определяет те ритмические и мелодические закономерности, без учета которых невозможно выразительно выстроить изображение.

Одной из характерных черт современного монтажного стиля является усложнение смысловых и временных связей между отдельными сценами. Это особенно заметно в фильмах, где режиссер сосредотачивает внимание на раскрытии внутреннего мира и психологии героев, например в фильме "Восемь с половиной" Ф. Феллини, в котором реальные события и воспоминания о прошлом, сновидения и фантазии наяву сливаются в один поток образов, при этом иногда теряется грань между действительностью и тем, что существует в воображении персонажа. В то же время старые каноны последовательного, "плавного" монтажа становятся порой стеснительными для режиссеров, и они часто применяют резкие сочетания кадров, столкновение мизансцен внутри одного и того же эпизода, допускают неожиданные временные скачки. Это придает монтажу характер взволнованного, торопливого рассказа, свободного от соблюдения синтаксических норм.

Опираясь на опыт Великих режиссёров, в практике и теории кинематографа сформулированы формы монтажа - динамическое соединение кадров между собой как результат движения во времени и пространстве всех элементов экранной речи.

Формально-описательный монтаж. Самая распространенная форма монтажа, которая позволяет изложить тему связно, последовательно и внутри одного эпизода, и между отдельными монтажными фразами. При этом мы наблюдаем поступательное движение внутри причинно-следственных отношений: постепенное продвижение сюжета от причины - к следствию. В такой же описательной манере даются временные и пространственные характеристики происходящего события. Эта форма монтажа - основная, не овладев которой невозможно грамотно выстроить действие. Зритель не должен разгадывать изображение как ребус, он заслуживает того, чтобы время и место действия, логическое развитие событий, эмоциональная направленность всех внутренних связей были обозначены и зафиксированы.

Параллельный монтаж. Две-три и более сюжетные линии развиваются одновременно, но в разных местах. Действие происходит в одно и то же время, а герои и их месторасположение различны. В качестве примера можно привести любой телесериал, где в самых разнообразных интерьерах (с точно обозначенным местом действия: офис, отель, особняк, салон автомобиля и т.п.), но в одно и то же время главные герои совершают те или иные поступки. Посредством параллельного монтажа зритель имеет возможность следить за жизнью и поступками всех действующих лиц одновременно, несмотря на то, что часто они находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Ассоциативный монтаж является наиболее сложной формой монтажа.

Движение, перемещение во времени и пространстве происходит на основе ассоциаций, ассоциативного мышления, когда одно представление вызывает другое. Например, Героиня берёт в руки книгу, открывает её, из книги выпадает засушенный цветок. Наезд на цветок - отъезд камеры и перед зрителями появляются воспоминания героини - свидание с возлюбленным, на котором он ей дарит тот самый цветок.

Ярким примером параллельно-ассоциативного монтажа является эпизод из фильма режиссера А. Аскольдова "Комиссар". Героиня фильма женщина-комиссар (актриса Нонна Мордюкова) в доме приютившей ее многодетной еврейской семьи готовится стать матерью. Во время родовых схваток она почти теряет сознание, и в эти минуты ей кажется, что отряд бойцов Красной Армии продвигается по пустыне. В песках застревает орудие. Буксуют колеса тачанки. Усилия лошади. Напряжение. Через ассоциации и ощущения передано мучительное состояние женщины, ее страдания. В эти тягостные минуты оживают на экране (в параллельном монтаже) воспоминания героини - драматические сцены военных действий и страстная любовь. При помощи ассоциативного монтажа мы можем перенестись в любой отрезок времени, переместиться на любое расстояние, в любую точку земного шара или на другую планету, в космос. Ассоциативный монтаж предполагает использование режиссером метафор. Слово "метафора" (греческое "metaphora") в переводе означает перенос. Работая над тем или иным произведением и используя в его образной структуре метафору, режиссёр черты одного снимаемого объекта (предмета или явления) переносит на другой из-за их общих свойств (свойств, характерных для обоих). В этом случае содержание кадров, их последовательность зависит от какой-либо аналогии, сходства или сравнения и воспринимается зрителем в переносном смысле. Данный прием имеет неограниченную сферу применения, особенно в области рекламы и клипов.

Контрастный монтаж основывается на резком переходе от одного изображения к другому. Соединяются между собой кадры, контрастирующие по смыслу, по линейному и свето-тональному рисунку, по цветовой гамме, по ритму и эмоциональной окраске.

Говоря о монтаже нужно сказать ещё о таких выразительных приёмах, как лейтмотив и повторяющийся кадр. Они способны подчеркнуть ритмическую основу произведения.

Лейтмотив (буквальный перевод с немецкого - ведущий мотив). Это понятие пришло из музыки. И означает - определённую музыкальную тему героя, которая проходит через всё произведение, каждый раз подчёркивая переживания персонажа. В кинематографе лейтмотив создается при помощи одних и тех же планов, проходящих через все произведение и выражающих основную его идею, смысл происходящих на экране событий, их подтекст, определенным образом эмоционально окрашенный. Например, ярко-желтая книга на черном фоне (цвет смерти и цвет траура), "Справочник по ГУЛагу" из фильма "Серые цветы" режиссера В. Микеладзе. Она многократно вводится в изобразительно-звуковой ряд одним и тем же музыкальным акцентом: неприятным, зловещим и агрессивно надвигающимся звуком. И каждый раз с ее появлением на экране для зрителя раскрываются малоизвестные страшные понятия, такие как "цветной", "шмон", "этап", "полосатые", "мокрушник", "мамка" и др. А в финале авторы фильма дополняют этот справочник новым понятием, которое дало название картине и вытекает из всего строя произведения: "Серые цветы - люди, выросшие вне любви, самые беззащитные и самые опасные, где бы они ни родились".

Повторяющиеся кадры также могут быть использованы как сильно действующий монтажный прием и в более узком (в сравнении с лейтмотивом) смысле, но не менее выразительном в художественном отношении.

Многие теоретики экранного искусства выделяли разные виды, типы, формы монтажа, но все они сошлись во мнении, что существует два главных вида монтажа. "Межкадровый" и "внутрекадровый".

Наиболее популярный - "Межкадровый монтаж" - это когда кадры режутся и вставляются в определённой последовательности, дабы подчеркнуть или ярко выделить какую-то деталь или передать какое - то определённое настроение. В межкадровом монтаже используются различного рода склейки и перехода от кадра к кадру.

Второй вид монтажа - "Внутрикадровый " - "сопоставление статичных пластических образов и пластических образов действия путем использования движения объектов в кадре (мизансцены) и путем различных движений самой камеры, которое обеспечивает смену информации и развитие содержания кадра. В то же время внутрикадровый монтаж можно рассматривать как совмещение двух мизансцен: мизансцены действующих лиц перед аппаратом и мизансцены самой движущейся камеры, которая снимает эти персонажи. Правда, в таком определении отсутствует факт сопоставления объекта с рамкой кадра и изменения содержания плана за счет изменения крупности объекта в кадре". [19] Выделяется пять средств для создания данного вида монтажа. Мизансцена - передвижение персонажей и объектов внутри кадра. Панорама аппаратом. Съемка с движения или панорама с движения (тревеллинг). Совмещение панорамы с тревеллингом. Совмещение мизансценирования с любым видом движений камеры.

Степень выразительности монтажа, сила его воздействия на зрителя во многом зависит от сюжета и идеи фильма от изобразительного решения отдельных кадров, а темпоритмы фильмов определяются не только количеством и длиной монтажных кусков, но и построением сценария, характером диалога, искусством актеров, музыкой. В зависимости от жанра и сюжета фильма, от индивидуальности режиссера монтаж может принимать самые разнообразные формы. На протяжении фильма характер соотношения кадров постоянно меняется. Отдельные эпизоды отличаются друг от друга не только по своему содержанию, но и по приемам и ритму монтажа. Монтажная манера того или иного режиссера может изменяться в связи с эволюцией его творчества.


Глава 2. Ритм в фильмах А. Тарковского

Фильмы А. Тарковского - это особая страница в истории российском кинематографе. Все они наполнены особой атмосферой, настроением. В них задан авторский ритм и свой поток времени. Ощущения не реальности происходящего граничит с вполне реальными событиями.

Для практической части курсовой работы мы выбрали фильм А. Тарковского "Сталкер". Это последний фильм великого Российского режиссёра А. Тарковского снятого на Родине. Сценарий к фильму написан по одноимённому роману братьев Стругатских.

В одной не названной ни Стругацкими, ни Тарковским стране внезапно образовалась Зона. Возникла Загадка и вместе с ней люди, желающие ее познать. Появился и Сталкер. По Стругацким, это мародер, продающий загадки Зоны праздношатающимся туристам. По Тарковскому, это проводник, чей крест - водить сюда заблудшие души с целью их возможного исцеления. В "Сталкере" не разъясняется ни что такое Зона, ни чем она была вызвана. В фильме называются несколько причин возникновения Зоны - ее оставили после себя инопланетяне, она была порождена упавшим метеоритом. Тарковский говорил, что в "Сталкере" его меньше всего увлекает сюжет, и собственно фантастической в фильме можно назвать лишь исходную ситуацию. Через шесть лет после выхода фильма в Чернобыле произошла авария на АЭС, и 30-километровая Зона стала реальностью. И, это не единственное сбывшееся пророчество "Сталкера". В качестве художника Тарковский сам организовывал сложнейшие панорамы по замусоренным ландшафтам Зоны. В одном из таких кадров - сквозь воду виден оторванный листок календаря с датой 28. Этот день - 28 декабря - стал последним днем жизни Тарковского, умершего 29 декабря 1986 года. И этот же листок промелькивает на долю секунды под водой ещё и в сцене "Сухой тоннель".

Картину снимали под Таллином, в районе речки Пилитэ, где находились полуразрушенные гидроэлектростанции и химический комбинат, и по реке сливали ядовитые воды. В "Сталкер" даже вошел кадр: летом падает снег, а по реке плывет белая пена. На самом деле это был какой-то страшный яд. У многих женщин из съемочной группы была аллергия на коже. И А. Тарковский умер от рака правого бронха. И А. Солоницын, исполнитель роли профессора и Лариса Тарковская (жена А. Тарковского и второй режиссёр "Сталкера") скончались от такой же болезни.

По воспоминаниям звукорежиссера, работающего на "Сталкере" Владимира Ивановича Шаруна картина создавалась очень нелегко. Съёмки несколько раз приостанавливались. Из-за некачественной плёнки, за-за вдруг выпавшего в июне снега - опала вся листва, и группа лишилась натуры. Из-за долгого простоя многие члены съёмочной группы начали пить. Со скандалом ушёл один оператор, пришёл другой и потом третий…Но всё таки Великий "Сталкер" в 1979 году был снят и предоставлен на суд зрителя. На наш взгляд, это фильм - размышления. О смысле жизни, долге, истине, вере, любви и ненависти, добре и зле. Фильм о бесконечности и безысходности жизненного пути человека. Фильм о личной трагедии и семейной драме. Жена Сталкера (А. Фрейндлих) зная, что он психически болен, выходит за него замуж, рожает больную дочь. И каждый раз верит в обещания мужа не ходить больше в Зону, но Сталкер каждый раз нарушает данное слово и уходить. А она его ждёт и каждый раз встречает. И так происходит из года в год. Это её жизнь. Так было есть и будет. Каждый герой картины заблудившийся человек, в духовном смысле. Каждый переживает душевную пустоту и безысходность. Особенно это показано в последней сцене фильма. Физически нездоровая дочь Сталкера проявляет сверхчеловеческие способности - двигает силой мысли предметы. Казалось бы, такое открытие, но заканчивается оно ничем. Стук колёс, тот же, что и в начале фильма, разбивающийся стакан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.