С. Н. Глинка писал не только для детей; в историю
литературы вошел он и как издатель взрослого журнала — «Русский вестник». Но
эту сторону его деятельности мы не рассматриваем.
Виктор Бурьянов (это литературный псевдоним
Владимира Бурнашева, 1812 — 1888) также был приверженцем патриархальной
старины. Из всех профессиональных детских писателей того периода он, пожалуй,
более всего заслуживает упрека в низкопробности, ремесленничестве, навязчивом
морализаторстве. В то же время его многочисленные произведения в жанре
«прогулок» делают его едва ли не самым плодовитым популяризатором первой
половины XIX века.
Белинский дал этому писателю убийственную
характеристику: «Бедные дети! Мало того, что г-н Бурьянов иссушает в ваших юных
сердцах благоухающий цвет чувств и выращивает в них пырей и белену резонерства,
г-н Бурьянов еще убивает в вас и всякую возможность говорить и писать
по-человечески на своем родном языке».
Столь же низкого мнения был великий критик и о
Петре Фурмане (1809 — 1856). Детям, говорил он, лучше совсем не знать
грамоты, чем читать его книги. Тем не менее, произведения этого писателя
пользовались у маленьких читателей успехом. Их привлекала, в частности,
тематика, родная история и герои — подлинные исторические деятели. Повести П.
Фурмана «Саардамский плотник» (о Петре Первом), «Князь Меньшиков», «Князь
Суворов-Рымникский» и многие другие отличались умело построенным сюжетом и
эффектно поданными ключевыми сценами и держали детей в напряжении. Хотя язык
этих произведений и психологическая разработка сюжетов не выдерживали критики.
Борис Федоров (1798 — 1895) выступал как
писатель и переводчик и заслужил у взрослых современников печальную славу
графомана. Однако его деятельности на ниве детской периодики заслуживает
внимания. Его журнал «Новая детская библиотека» дает представление о литературе
для маленьких читателей пушкинского времени, о ее жанрах, темах и сюжетах,
мотивах и образах. Содержание журнала было весьма разнообразно: рассказы об
античных героях и выдающихся людях более поздних эпох, очерки о природе, о
растениях и животных, повести и заметки на религиозные темы. Федоров стремился
воспитать в подрастающем человеке религиозную веру, милосердие, любовь к
ближнему, внимание к культуре поведения, быта. Журнал Федорова, а также изящные
малоформатные книги снабжены иллюстрациями. Он одним из первых оценил значение
книжной картинки для ребенка.
Б. Федоров составил для детей альманахи «Детский
Цветник» и «Детский павильон», где учитывались
вкусы детей разного возраста. А предназначены они были для «семейного чтения»,
т. е. для чтения детей вместе со взрослыми.
Содержание альманахов разнообразно: здесь
присутствует смешное и серьезное, нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы
и загадки, игры. В своих альманахах Федоров первым обратился к пересказам
отдельных эпизодов из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина.
Морализаторские рассказы, помещенные в эти
альманахи, отличались открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми,
осмотрительными, разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых
и тому подобное. Большое место Федоров отводил религиозным писателям, а также
переводам зарубежных авторов-моралистов.
Выступал Федоров и как критик. Хотя по его
собственному творчеству нельзя сказать, что он отличался безупречным
художественным вкусом, но детскую психологию, видимо, понимал неплохо. Об этом
свидетельствует, в частности, его отклик на появление повести-сказки «Черная
курица, или Подземные жители» Антония Погорельского. «Мы еще не имели на
Русском языке сказки лучше написанной», — отмечал рецензент и не ошибся: как
известно, произведение это надолго стало любимым детским чтением.
Первым частным журналом, выходившим на протяжении
более чем 20 лет, стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка»
(1842—1863).
Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 — 1881)
следует сказать особо, так как она сыграла особую роль в развитии литературы
для детей первой половины XIX века.
Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая
ссыльного отца, она не могла получить образования, всему училась сама, по
книгам. Самостоятельно овладела и языками: французским, английским и немецким,
да так, что переводами зарабатывала себе на жизнь. Обладая от природы
писательским даром, А.О. Ишимова решила написать «Историю России в
рассказах для детей», трудилась шесть лет, и результат превзошел
ожидания: она стала самой популярной писательницей, а с 1842 года в
Санкт-Петербурге приступила к изданию журнала «Звездочка», затем с 1850 года— «Лучи»
(1850—1860). Оба журнала предназначались для девочек.
Н. М. Карамзин закончил свою «Историю Государства
Российского», когда Ишимовой не было еще четырнадцати лет, и она только что
завершила свое обучение в пансионе. Тяжелые семейные обстоятельства (отец ее
был надолго сослан Аракчеевым) привели к тому, что ей пришлось рано приобрести
навыки самостоятельности и трудолюбия, что было весьма необычным для
барышень-дворянок той эпохи. Это помогло ей и в литературной деятельности. Ведь
замысел кратко, понятно и занимательно пересказать детям многотомную
карамзинскую «Историю..» был грандиозен. Для его осуществления Ишимова
несколько раз перечитала весь огромный труд, познакомилась и с другими
сочинениями на исторические темы.
«История..» А.О. Ишимовой состояла из шести частей
и открывалась обращением к маленьким читателям: «Милые дети! Вы любите слушать
чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о
добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не
сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах
ваших предков». Это произведение — одна из самых значительных попыток
рассказать детям об истории родной страны.
Известен отклик А. С. Пушкина — из последнего в его
жизни письма: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле
зачитался. Вот как надо бы писать!» В. Г. Белинский тоже одобрительно
высказывался о языке, слоге, повествовательном даровании писательницы. Ей
удалось, заявлял он, соединить «занимательность анекдота с достоверностью и
важностью истории».
А.О.Ишимова шла, можно сказать, непроторенными
путями, особенно в области языка: она старалась приблизить слог своих
произведений к разговорной речи, писала живо, образно, ярко и просто. Формы, в
которые она облекала свои повествования, весьма разнообразны: беседа с
читателем («История России...»), беседа детей с матерью («Маменькины уроки»),
переписка детей («Рассказы старушки»), «Дорожный журнал», позволяющий свободно
рассказывать о том, что видит путешественник (картины природы, шедевры
архитектуры), с чем он знакомится (обычаи и нравы народов, например, как в ее
«Каникулах 1844 года»).
А.О.Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842
— 1863) и «Лучи» (1850 — I860). Первый из них предназначался девочкам младшего
возраста, второй — более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц.
Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в
то время (религия, благоговение перед царем, семья). Оба журнала резко
критиковались Белинским и его последователями — революционерами-демократами.
Однако многие из педагогических утверждений детской
писательницы А. О. Ишимовой не устарели и сегодня. Среди них такое, например
(давшее название ее рассказу): «Надобно любить труд».
Наша отечественная литература для детей многим
обязана именно этому периоду — первой половине XIX века, золотому веку русского
искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли
не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей
— научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась
ведущей темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого периода:
крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали
произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.
«Звездочка» вначале выходила в двух отделах: для
старшего и младшего возраста. После их объединения Ишимова отработала четкую
структуру журнала. Каждый номер имел следующие отделы:
1.
Словесность (здесь помещались произведения самой Ишимовой, рассказы,
сказки, стихи других авторов).
2.
Науки (очерки по истории, естествознанию, географии).
3.
Новые книги.
4.
Смесь.
5.
Для маленьких читателей.
Ишимова привлекала к сотрудничеству известных
писателей и ученых. В «Звездочке» печатались статьи Я. Грота, рассказы В.
Одоевского. Журнал с успехом выполнял задачу, поставленную издателем:
воспитывать будущих матерей, хозяек дома.
Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской
журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник
один, а, то и два детских журнала.
С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник»
(1858—1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова,
считавшего своей задачей: «...доставлять раннему возрасту обоего пола
непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник
чтения». Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И.
Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года
основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М.Ростовская,
а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера»,
который просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала до 1870 года);
первоначально он выходил еженедельно, а затем — ежемесячно.
Годовые
подшивки «Семейных вечеров» расходились даже много лет спустя после выхода в
свет. Это издание, по существу, стало продолжением «Звездочки». М. Ростовская
сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее взгляды на детское чтение. Журнал был
удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. В
нем публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо
владела пером и из номера в номер радовала своих читателей рассказами,
сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале
печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.
Но вот годом позже в Петербурге появляется
непривычный журнал—«Калейдоскоп». Новизна его
усматривалась уже в подзаголовке: «Еженедельная газета для русских
детей среднего возраста». В программе издания писалось: «В нем,
как в светлой призме зеркал, будут переливаться цвета, изменяться формы статей
и, заинтересованные этою блестящею пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят
свою литературно-оптическую игрушку»4. В первом номере на восьми
страницах (объем 1 печатный лист) были кроме программы «Несколько слов в виде
предисловия для первого знакомства» помещены: «Няня. Характеристический очерк»,
зарисовка «Кокосовое дерево», три стихотворения и «Мозаика» — мелкие сообщения
о любопытных диковинках на свете, переводы из иностранных журналов. Публикации
сопровождали многочисленные иллюстрации.
Появление первой «Газеты для русских
детей» (1860—1862) совпало со временем общественного подъема в
канун «великих реформ». Произошло это, на наш взгляд, не случайно. Как отмечали
современники, новые веяния захватили и детей, подростков. В школьном деле
происходили большие перемены, «наша гимназия того времени тоже попала в полосу
оттепели»,— отмечал «чайковец» Н. А. Чарушин. Революционер-народник П. Н.
Ткачев вспоминал впоследствии, что с чтения «посторонних классным занятиям»
снято было прежнее veto; чтение было теперь не только дозволено, но даже
поощрялось, и юноши-дети с жадностью набросились на него. Книги, возбуждали
новые мысли, с замиранием сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой
книжки, журнала»[3].
Веяния эпохи хорошо уловила С. П. Буряашева,
редактор «Калейдоскопа». Она решила сделать в детской журналистике то, что до
нее никто не делал: приблизить свое издание к жизни, «осовременить» его, дать отклик
на происходящие события. Одно только это обстоятельство предъявило
непременное условие—выпускать журнал не раз в месяц, как обычно, а значительно
чаще. 3атем последовали и другие изменения: объем издания уменьшался,
«упразднялись» некоторые жанры, привычные для альманаха, трансформировался
облик журнала.
«Калейдоскоп» не публиковал на своих страницах
больших литературных произведений. Любимым жанром газеты стал очерк о
народностях страны, о быте населения окраин России. Тщательно разрабатывался
раздел хроники, который именовался то «Мозаика», то «Вестовщик», то «Новости и
мелочи». Рассказ очевидца, указание местности, описание мелких подробностей—все
это конкретизировало публикации. И в то же самое время требовало от автора
определенных оценок, своего отношения к событиям. В публикациях на основе
материала, взятого из жизни, проявлялись публицистические мотивы осмысления
действительности.
«Калейдоскоп» знаменовал собой новые тенденции,
наметившиеся в детской журналистике. Сам факт освоения иных типологических
возможностей открывал определенные перспективы в периодике для юного читателя.
Но подлинной газетой издание не стало. Оно оказалось вдали от злободневных
вопросов современности, от политических, социальных проблем, с которыми
сталкивалось общество.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|