«В опубликованном списке сериалов нет главного фильма наших
дней… Реклама - вот главный фильм. Остальное - вставлено в него… Мы
уже начали привыкать, что целый день на экране деловитый секс,
грязные драки и похабные разговоры. А дома - дети. Ни воры, ни
проститутки, ни бандиты не ведут себя так в присутствии детей, как
государственное телевидение. Так ведут себя секс-маньяки, педофилы,
презираемые даже ворами и бандитами. Похоже, они уже и приоритеты
определили, и создали систему ценностей, и внедряют в сознание - то
есть делают все, что им велели в Кремле…»5
Новое поколение, воспитанное развлекательными телевизионными
передачами, инстинктивно рассматривает всю человеческую жизнь, как
развлечение. Телевидение формирует у молодежи новую концепцию жизни,
так называемую «систему игры». Таким образом, оно настолько меняет
детей, пропитывает их в такой степени, что им теперь очень трудно
устанавливать контакты со старшими поколением, подчиняться традиционным
культурным нормам воспитания и поведения.
«Приучили людей к товарам? Нет, приучили к рекламным
клипам. К их темпу, блеску, крику. Приучили так сильно, что малыши
со скукой смотрят фильм и радостно оживляются при каждом появлении
ликующих теток, непрерывно наслаждающихся майонезом, шоколадом,
бульонными кубиками. Дети идут за рекламой, копируют слоганы, жесты,
манеры и превращаются в тех, экранных, безмозглых…»6
Одним словом, можно по-разному рассматривать эту
проблему, но бесспорно одно - СМИ, особенно телевидение, в том виде,
в котором оно сейчас существует, представляет реальную угрозу для
культурного развития человеческой личности.
А происходит это потому, что «многие печатные издания и
телевидение превратились по воле чиновников-коммерсантов в средство
пиара и перестали быть центром культурного воспитания,
публицистического исследования жизни. Многие журналисты в погоне за
рублем, либо порочат честных людей, либо делают политических
гулливеров из лилипутов».7 Курируют же эти СМИ, как
правило, коммерсанты, но отнюдь не профессиональные журналисты.
Нравственные критерии теперь не в счет. С завидным упорством «желтая»
пресса выполняет роль откровенного дебилизатора, растлителя общества,
воспитывая, в конечном итоге, в человеке потребителя, лишая его
самостоятельного, критического отношения к реальности, создавая культовые формы поклонения своим героям.
ГЛАВА II. Вопросы культуры на
страницах
центральной прессы
Сегодня
на страницах периодической печати очень много ведется разговоров о
духовности, о роли культуры в жизни нашего общества. Это позволяет говорить
о том, что в последнее время необычайно возрос интерес к своей культуре.
Современный человек начал осознавать, что без знания своих исторических,
культурных истоков, без опыта, в котором столетиями оттачивались
нравственные правила жизни, не может состояться человек. Из всех
центральных газет для анализа выбраны публикации по вопросам культуры двух
старейших и популярнейших российских газет - «Труд» и «Известия».
§ 1. Хлебом не корми - дай поговорить, или
Пришёл - увидел - написал
Проанализируем, как ежедневная газета «Труд», известная широкому кругу
читателей, освещает вопросы культурной жизни нашего общества и как влияет
на его духовное развитие. Предметом моего анализа будет являться
рубрика газеты «Культура».
В борьбе
за читателей едва ли не все издания участвуют в гонке за «звездами».
Ведь ни для кого не секрет, что во все времена встреча с интересным
человеком, его личные свидетельства о времени и о себе, его жизнь
и мысли нужны, интересны, поучительны многим. Наверно, поэтому
значительное место на страницах газеты занимает жанр интервью. Герои
бесед - известные деятели культуры и искусства, так как они являются
основными носителями культуры. Однако, очень важно, чтобы тема разговора
была интересна не только двум лицам - журналисту и его собеседнику, но и
широкому кругу читателей. Он должен обязательно сообщать им что-то новое,
еще неизвестное. Посмотрим, как газета использует интервью с точки зрения
удовлетворения запросов читателей, а также профессионального мастерства.
Поводом
для большого интервью Александра Неверова «И в 90 лет жить
интересно» со знаменитым детским писателем Сергеем Михалковым, послужил
его юбилей. «Этот человек - живая легенда и, можно сказать, один из
символов советской эпохи, вознесшей его на вершины официального
признания… Мог ли кто-нибудь тогда предположить, что он опять станет
автором нового Гимна новой страны, что в начале XXI
века будет одним из самых читаемых детских писателей, что театры вновь
обратятся к его драматургии…»1 пишет автор.
На мой
взгляд, журналист в этом интервью поднял общественно значимый вопрос -
культурное воспитание подрастающего поколения через чтение книг. Ведь, что
ни говори, а именно чтение развивает интеллект, именно чтение формирует
духовно зрелую и социальной ценную личность. И только от читающего
человека можно ждать мирового уровня в науке, культуре, искусстве.
По мнению
писателя, детская литература переживает тяжелый кризис. «Сегодня я не
могу назвать ни одного детского писателя, который поразил – порадовал бы
меня своим видением мира, манерой письма, интонацией. Недавно я
интересовался у издателей: кто из российских детских писателей более
востребован, чьи произведения пользуются наибольшим спросом? Мне
ответили: ваши книги, книги Чуковского, Барто, Заходера …»2
- рассказывает Сергей Михалков.
Из
сказанного можно сделать вывод, что перестали у нас писать умные, добрые
книжки, которые бы отвечали на вопросы юных читателей о сегодняшней
жизни, воспитывали уважение к историческому прошлому и
гордость за свой народ.
1 Неверов А. И в 90 лет жить
интересно /А.Неверов // Труд – 7. – 2003. – 13 марта.
2 Там же.
А родители
предпочитают своим детям покупать те книги, которые нравились им, когда
они были маленькими. И это естественно. Почему? Да потому, что пришла
свобода, отменили цензуру, редактуру и корректуру. Пиши что и как
хочешь. Вот и пишут все, кому не лень.
Далее
Сергей Михалков делает вывод, что «без государственной поддержки
литературы и искусства для детей нам не обойтись … Я удивляюсь нашим
олигархам, которые вообще-то могли бы и озаботиться духовным и
нравственным здоровьем подрастающего поколения. Но они предпочитают
финансировать пышные фестивали, какие-то странные премии». 3
Я
полностью разделяю точку зрения Михалкова. Ведь у нас нет государственной
политики в области чтения. Права детей на культуру и духовные
ценности не защищены. Нет закона о духовном развитии ребенка и о праве
на свободный доступ к информации. А что есть? С одной стороны, есть
издательства, которые не стремятся к публикации книг молодых и
неизвестных авторов, ибо нет твердых гарантий, что они принесут прибыль. С
другой стороны - каждый может опубликовать сегодня любое сочинение за
свой счет качество текста при этом не принимается во внимание.
Рассмотрим
еще одно интервью журналиста Анатолия Стародубца «Мое невежество спасло
«Экипаж»» с известным режиссером Александром Миттой. Поводом для этого
интервью опять же послужил юбилей. Автор в этой беседе поднимает серьезную
проблему - отсутствие детского кино и засилье на экранах кинотеатров
фильмов, преимущественно зарубежного производства: крутых боевиков и
триллеров, примитивных мелодрам и так далее. Отечественных фильмов в
кинотеатрах практически нет, а детское кино и вовсе исчезло.
3 Там же.
Почему? Главную
причину бед режиссер видит в том, что «в мире детское кино - это
высокобюджетные картины. Но снимать их сверхприбыльно, потому что каждый
ребенок - зритель приводит за ручку в кинозал еще и папу с мамой, а
это сразу три билета. Но наши продюсеры пока не хотят рисковать,
предпочитая вкладывать деньги в крутые боевики или молодежные
мелодрамы». 4
Увы, для
того, чтобы снимать фильмы на европейском или американском уровне, нужны
большие деньги. А наша страна сейчас в кризисе, и неизвестно, когда из
него выйдет. Поэтому все наши большие режиссеры снимают крупные фильмы
на западные деньги, ведь пока не будет экономически сильной страны, не
может быть сильного кинематографа.
А так
хочется ясных, добрых, открытых отечественных фильмов, «которые дают
обширную информацию о жизни и обогащают наше философское ее
понимание… Умеют так мастерски завладеть и потом держать внимание
кинозала, что зрители забывают обо всем на свете, на полтора часа
погружаясь в мир кино.» 5 Ведь ясность, доброта, открытость и
покой отечественных фильмов сейчас, как никогда, нужны нам. Может быть,
именно на этих фильмах отдохнут наши души от страсти к наживе, похоти
и насилия.
В этих
двух примерах я показала, как авторы сумели найти интересные, актуальные
темы для разговоров, обратить внимание на действительно важные моменты в
нашей культурной жизни и сумели донести до читателей тревогу своих
собеседников. Показали людей правдиво и тактично.
В жанре интервью работают сейчас многие. Это модно, находит спрос
у читающей аудитории. Но все работают по-разному, а большинство
считает, будто интервью - это самый простой и самый легкий
жанр.
4 - Стародубец А. Мое невежество
спасло «Экипаж» / А.Стародубец// Труд.- 2003 – 29 марта.
5 – Там же.
Действуй по
принципу: пришел - увидел – написал. Однако, не все так просто, как
кажется на первый взгляд. Ведь перед тем, как встретиться со своим
героем, нужно очень хорошо подготовиться к беседе. Определить тему
разговора, вопросы, а также, насколько это возможно, изучить личность
собеседника, его деятельность. Должна сказать, что не всем журналистам
«Труда» удается найти глобальную тему для разговора, а также показать
живого человека правдиво и тактично.
Вот лишь
один пример: журналистка Ксения Чебышева в интервью «Послушаем креольское
танго» беседует с музыкантом Андреем Макаревичем. О чем? В зачине,
предваряющем текст беседы, читаем: «Андрей Макаревич в особом представлении
не нуждается. Поэт, певец, композитор, писатель, телеведущий, актер,
бизнесмен…Характер вот не самый простой…Как только разговор заходит о
чем-то личном, - лаконичен и неуступчиво скрытен». 6
Я считаю,
что, вряд ли эти общие фразы можно считать темой интервью. Общее оно и
есть общее, потому что разговор идет обо всем понемногу :
О политике:
-
Вы аполитичный человек?
-
Стараюсь держаться от политики подальше - до того момента, пока не
понимаю, что происходит нечто, что может завтра принципиальным образом
изменить мою жизнь.
О личных
качествах:
-
А как вы сами себя оцениваете?
-
А зачем? Не собираюсь заниматься самокопанием. Я веду себя так,
как считаю нужным себя вести. И делаю то, что считаю нужным делать.
Вот и всё.
-
Ладно… Вы честный человек?
6 Чебышева К. Послушаем креольское
танго / К. Чебышева // Труд. –2002. – 2 нояб.
-
Думаю, что да.
-
Принципиальный?
-
Видимо, да. 7
Отсюда
сразу видно, что журналистка плохо подготовилась к разговору, беседа не
привлекает внимание, не запоминается читателю. Также читатель ни о чем
новом не узнает. Хотя в этом разговоре была главная тема – запись
шестого сольного альбома Андрея Макаревича «И т.д.» и выступление певца
с концертом. «Оркестр креольского танго» в Театре оперетты. Это, на мой
взгляд, и должно было стать ведущим мотивом беседы, а об этом автор
сказал вскользь. Такое интервью не несет никакой новизны. А произошло
это потому, что журналистка недостаточно четко определила для себя тему
беседы. Отсюда и вопросы односложные, неинтересные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|