Реферат: Жанры публицистики
1.
Понятие жанра
Под жанрами в теорий журналистики понимаются
устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными
признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В
качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая
установка (функция) отображения, метод отображения. Знание жанровых признаков
позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно
подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра.
Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в
мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более
ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа.
Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений
значимо как для автора, так и для адресата.
В формировании набора характеристик
публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, наиболее
значительную роль играет метод отображения действительности.
В журналистике существует три главных способа,
отображения:
· фактографический;
· аналитический;
· наглядно-образный.
Первый и второй способы отличаются один от
другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета
отображения.
Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних,
очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что,
где и когда произошло?).
Второй способ нацелен на проникновение в суть
явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
Третий способ наглядно-образного отображения
действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт
явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на
эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение
достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже -
художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной
литературой.
На основе этих способов выделяются три группы жанров:
· информационные,
· аналитические,
· художественно-публицистические.
Перед каждой группой жанров журналистика ставит
свои задачи.
· Информационные жанры. "Если речь идёт
об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в
первую очередь нацелено на наиболее важные для неё события, явления, связанные
с базовыми, наиболее актуальными её потребностями, а также должно
способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей
его реальности.
· Аналитические жанры. Если же речь идёт о
более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении,
истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных
событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы,
ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими
феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями,
закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.
· Художественно-публицистические жанры. Если
же журналист "опосредует" действительность в эмоционально-образной
форме, передаёт аудитории своё представление об актуальной реальности с помощью
художественной типизации, то он должен осуществлять её таким образом, чтобы не
исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и
отличает её от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии
автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому!)
как таковому." (Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.,2000
С.7-8).
2.
Газетные жанры
· Информационные жанры
· Аналитические жанры
· Художественно-публицистические жанры
В газете основную часть публикаций составляют
тексты информационных жанров, меньше - аналитических жанров и еще меньше -
художественно-публицистических жанров. Рассмотрим более подробно каждую из
групп.
Информационные
жанры
1. Заметка. Наиболее характерным для этого типа
жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о
свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы,
версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых
законах и правилах), рекомендации.
Существует несколько разновидностей заметок.
· Событийная заметка содержит сообщение о
каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.
· Анонс сообщает о предстоящих культурных
мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.
· Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.
· Заметка может представлять собой и
мини-рецензию.
· Одна из разновидностей заметки -
блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать
аудитории первичное представление о его личности.
· Мини-обозрение представляет собой
фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая
совокупность событий, объединённых временем или темой.
· Мини-история часто встречается в изданиях
для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная,
любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на
взаимоотношениях людей.
· Мини-совет содержит информацию
программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.
К содержанию заметки предъявляются требования
оперативности и актуальности, её форма должна отличаться точностью, краткостью и ясностью
изложения.
· Точность опирается не только на хорошее знание
фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к
толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать
внимание на точную запись имён, должностей, географических названий,
наименований учреждений и организаций.
· Краткость заметки определяется спецификой жанра и
отражается на её языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшие
способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращённые наименования
(аббревиатуры). С точки зрения культуры речи важно, чтобы употреблялись только
общепринятые сокращения, малоизвестные сокращения необходимо сопровождать полным
наименованием, иначе стремление к краткости отрицательно скажется на ясности
сообщения.
· Ясность заметки является очень важным её
качеством, так как читателю из небольшого по объёму текста необходимо извлечь
адресованную ему информацию.
2. Информационная корреспонденция отличается от
заметки более детальным и широким освещением предмета, может включать в себя
некоторые элементы оценки, предписания, прогноза. Она близка по своей сути к
репортажу, но отличается от него тем, что автор корреспонденции не присутствует
на месте события в момент его совершения и не ставит перед собой задачу дать
подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения. Темой
корреспонденции часто являются самые обычные события или какие-то локальные
ситуации, процессы.
3. Информационный отчёт выделяется в особый жанр
тем, что имеет предметом отображения различные собрания, партийные съезды,
конференции, заседания парламента. Цель отчёта - сообщить о принятых решениях,
при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать
неприятностей, связанных с искажением информации.
4. Информационное интервью публикуется с целью
довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии.
Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое
интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы,
а при необходимости - дополнительные вопросы, уточняющие технические детали,
упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо
задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом
профессиональные термины.
5. Блиц-опрос содержит ответы на один и тот же
вопрос разных лиц, его цель - краткое извещение аудитории о существовании
каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит
разнообразные мнения.
6. Публикация типа вопрос-ответ возникает в
результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста,
либо какого-то компетентного лица. Специфическая черта этого жанра -
неразрывное единство вопроса и ответа. Привлекательность этого жанра
заключается в том, что в сравнении с обычной заметкой ответ на вопрос может
быстрее привлечь внимание читателей. Так бывает, если в редакцию поступил
вопрос интересный многим, касающийся важных событий.
7. Репортаж является одним из наиболее излюбленных
жанров отечественных журналистов. Первоначально жанр репортажа представляли
публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских
дебатов и т.п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчётами.
Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде
всего, в результате развёрнутого применения, метода наблюдения и фиксации в
тексте его хода и результатов. Задача любого репортёра заключается в том, чтобы
дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца
(репортёра), т.е. создать "эффект присутствия". Для репортёра важно
не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы
вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются
изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.
8. Некролог - это извещение о смерти людей (прежде
всего - известных данной аудитории). Он обычно содержит краткую биографию
умершего, сведения о том, где и как он работал, о его достижениях и наградах,
слова прощания и выражения скорби по умершему.
Аналитические
жанры
Однако средства массовой информации не только
сообщают новости, но и стремятся найти причины происходящих событий, выявить их
взаимосвязи, объяснить читателям смысл происходящих событий, оценить влияние на
жизнь общества решений власти или заявлений политиков. В силу этого сложилась
достаточно разветвлённая система аналитических жанров, которые со временем
модифицируются и пополняются новыми типами.
Аналитические жанры предполагают не только
серьёзное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств,
более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.
1. Аналитический отчет. Предметом журналистского
аналитического отчёта, как и отчёта информационного является результат
публичного общения людей на собраниях, заседаниях съездах. Аналитический отчёт
отличается от информационного целью - она состоит не в сообщении о ходе
собрания, а в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок,
выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами,
существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из
такого соотнесения, вынести оценку данным выступлениям. Внимание аудитории
направляется от содержания выступлений к событиям реальной жизни, что позволяет
самим читателям судить о позиции участников собрания.
Автор аналитического отчёта может выбирать только
самые интересные выступления, давать им свою трактовку и объяснение, но делать
это необходимо так, чтобы аудитория смогла легко отличить мысли автора отчёта
от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе
объективную картину происходившего.
Объективность аналитического отчёта во многом
зависит от избираемых языковых средств. В некоторых отчётах в зависимости от
симпатии журналиста съезд одной из партий может быть описан как очень
плодотворный, открывший новые перспективы перед всем обществом, а другой съезд
- как традиционный, не принёсший ничего нового, повторивший уже известное.
Другой пример. Известно, что все партии проводят не только открытые, но и
закрытые заседания съездов. В отчетах эти мероприятия именуются как
"прошедшие в обстановке конфиденциальности", если партия журналисту
нравится, либо как "прошедшие в условиях повышенной конспирации и строгой
секретности, если партия журналисту не нравится.
Вообще, аналитический отчёт должен отличаться от
памфлета преобладанием стилистически нейтральных слов с ясным понятийным
значением, конечно, и эмоционально окрашенная лексика возможна, но лучше, если
она будет присутствовать во вводных конструкциях и высказываниях, содержащих
оценки журналиста, а не в информационной части текста.
Язык аналитического отчёта характеризуется обилием
политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей
участников собрания, так и в комментариях. Этим определяется необходимость
разъяснять читателям редкие, малоупотребительные, недавно появившиеся термины.
Отчёты отличаются достаточно сложными синтаксическими конструкциями, которые
вводят прямую речь, предваряют изложение в косвенной речи, выделяют
комментарий.
2. Аналитическая корреспонденция представляет
собой жанр, похожий и на отчёт, и на репортаж, но имеет особую цель - сообщение
о событии и его истолкование. Это сообщение может включать в себя
"живое" наблюдение, фрагменты выступлений, "свёрнутый"
пересказ происходившего. Истолкование представляет собой выяснение причин
события, явления, определение его значимости, прогнозирование его развития. В
центре внимания текстов этого жанра находится один значительный факт, все
остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его
всестороннего освещения. Этим аналитическая корреспонденция отличается от
статьи, где цель иная - обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого
явления.
Страницы: 1, 2
|