на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Алгоритмы поиска подстроки в строке

Алгоритмы поиска подстроки в строке

2

Федеральное министерство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет информатики

Кафедра информатики и методики обучения информатике

Курсовая работа

Алгоритмы поиска подстроки в строке

Выполнил

студент III курса математического факультета
Белов Денис Владимирович

Проверил преподаватель кафедры информатики и методики обучения информатике
Иванов С. Ю.

Киров, 2006 г.

Содержание.

  • Введение 3
  • Часть 1. Теоретические сведения об алгоритмах поиска подстроки в строке. 5
    • 1.1. Основные понятия. 5
      • 1.1.1 Строка, её длина, подстрока. 5
      • 1.1.2. Понятие о сложности алгоритма. 6
    • 1.2. Алгоритмы основанные на методе последовательного поиска. 7
      • 1.2.1. Алгоритм последовательного (прямого) поиска (The Brute Force Algorithm). 7
      • 1.2.2. Алгоритм Рабина. 7
    • 1.3. Алгоритм Кнута - Морриса - Пратта (КМП). 10
    • 1.4. Алгоритм Бойера - Мура и некоторые его модификации. 13
      • 1.4.1. Алгоритм Боейера - Мура. 13
      • 1.4.2. Модификации БМ. 15
    • 1.5. Поиск подстрок с помощью конечного автомата. 17
      • 1.5.1. Структура автомата. 17
      • 1.5.2. Пример построения конечного автомата 19
  • Часть 2. Экспериментальный анализ алгоритмов. 21
    • 2.1. Суть эксперимента. 21
    • 2.2. Результаты и анализ эксперимента. 22
  • Заключение. 24
  • Библиографический список. 25
Введение

Те, кому приходиться часто работать с текстовыми редакторами, знают цену функции нахождения нужных слов в тексте, существенно облегчающей редактирование документов и поиск нужной информации. Действительно, современные программы обработки текста приучили нас к такой удобной возможности, как поиск и замена фрагментов, и если вы разрабатываете подобную программу, пользователь вправе ожидать, что вы предоставите в его распоряжение соответствующие команды.

Конечно, сейчас функции поиска инкапсулированы во многие языки программирования высокого уровня - чтобы найти строчку в небольшом тексте вы, наверное, используете встроенную функцию. Но если такого рода поиск является ключевой задачей вашей программы, знать принципы организации функций поиска будет совсем нелишне. При этом. в готовых подпрограммах далеко не всегда все написано лучшим образом. Во-первых, в стандартных функциях не всегда используются самые эффективные алгоритмы, а во-вторых, вполне возможно, что вам понадобится изменить стандартное поведение этих функций (например, предусмотреть возможность поиска по шаблону). Наконец, область применения функции поиска не ограничивается одними лишь текстовыми редакторами. Следует отметить использование алгоритмов поиска при индексации страниц поисковым роботом, где актуальность информации напрямую зависит от скорости нахождения ключевых слов в тексте
html - страницы [9, с. 10]. Работа простейшего спам - фильтра, заключается в нахождении в тексте письма фраз таких, как «Миллион за час» или «Раскрутка сайта». Все вышесказанное говорит об актуальности проблемы, затрагиваемой работой.

Поставим задачу поиска подстроки в строке. Пусть у нас есть строка, состоящая из некоторого количества символов. Нам нужно проверить, входит ли другая заданная строка в данный текст, и если входит, то начиная с какого символа текста.

В данной работе мы ставим цель, выявить наиболее оптимальный алгоритм, решающий поставленную задачу поиска.

Задачи данной работы:

рассмотреть основные алгоритмы, решающих задачу поиска;

систематизировать алгоритмы согласно используемым в них приемам;

выявить эффективные, с точки зрения времени выполнения, алгоритмы.

Работа содержит две основных части. В первой будут рассмотрены алгоритмы, их теоретическое обоснование, алгоритмическая модель, будет проведена попытка их классификации. Во второй части работы будут приведены данные о практическом применении алгоритмов. В заключении будет сделан вывод о наиболее эффективном (с временной точки зрения) алгоритме.

Часть 1. Теоретические сведения об алгоритмах поиска подстроки в строке.

1.1. Основные понятия.

1.1.1 Строка, её длина, подстрока.

Здесь мы приводим ряд определений, которые будем использовать в изложении материала [5, 11].

Определение 1. Строка (слово) - это последовательность знаков (называемых буквами) из некоторого конечного множества, называемого алфавитом.

Определение 2. Длина строки - количество знаков в строке.

Слова будем обозначать буквами латинского алфавита, напр. X=x[1]x[2]…x[n] - слово длинной n, где x[i] (i-ая буква слова) принадлежит алфавиту. Lentgh(X)==n - обозначение длины строки.

Определение 3. Слово не содержащее ни одной буквы называется пустым.

Пустое слово обычно обозначают буквой L. Length(L)=0.

Определение 4. Слово X называется префиксом слова Y, если есть такое слово Z, что Y=XZ. Причем само слово является префиксом для самого себя (т.к. найдется нулевое слово L, что X=LX.

Пример: слово ab является префиксом слова abcfa.

Определение 5. Слово X называется суффиксом слова Y, если есть такое слово Z, что Y=ZX. Аналогично, слово является суффиксом самого себя.

Пример: слово bfg является суффиксом слова vsenfbfg.

Определение 6. Слово X называется подстрокой строки Y, если найдутся такие строки Z1 и Z2, что Y=Z1XZ2. При этом Z1 называют левым, а Z2 - правым крылом подстроки. Подстрокой может быть и само слово. Иногда при этом слово X называют вхождением в слово Y. Среди всех вхождений слова X в слово Y, вхождение с наименьшей длиной своего левого крыла называют первым или главным вхождением. Для обозначения вхождения используют обозначение XY.

Пример: слова hrf и fhr является подстроками слова abhrfhr, gfsfdgfro.

1.1.2. Понятие о сложности алгоритма.

Целью нашей работы является найти эффективный алгоритм, однако ничего пока не было сказано о методе оценки алгоритмов.

Традиционно в программировании понятие сложности алгоритма связано с использованием ресурсов компьютера: насколько много процессорного времени требует программа для своего выполнения, насколько много при этом расходуется память машины? Учет памяти обычно ведется по объему данных и не принимается во внимание память, расходуемая для записи команд программы. Время рассчитывается в относительных единицах так, чтобы эта оценка, по возможности, была одинаковой для машин с разной тактовой частотой. [11, с. 38-40]

В данной работе будут рассмотрены две характеристики сложности алгоритмов - временная и емкостная. Мы не будем обсуждать логическую сложность разработки алгоритма - сколько «человеко-дней» нужно потратить на создание программы, поскольку не представляется возможным дать объективные количественные характеристики.

Временную сложность будем подсчитывать в исполняемых командах: количество арифметических операций, количество сравнений, пересылок (в зависимости от алгоритма). Емкостная сложность будет определяться количеством переменных, элементов массивов, элементов записей или просто количеством байт [6, 7, 10, 11].

Эффективность алгоритма также будет оцениваться с помощью подсчета времени выполнения алгоритмом конкретно поставленной задачи, т.е. с помощью эксперимента, подробнее об этом в части 2 данной работы.

1.2. Алгоритмы основанные на методе последовательного поиска.

1.2.1. Алгоритм последовательного (прямого) поиска (The Brute Force Algorithm).

Самый очевидный алгоритм. Обозначим S - слово, в котором ищется образец X. Пусть m и n - длины слов S и X соответственно. Можно сравнить со словом X все подслова S, которые начинаются с позиций 1,2,...,m-n+1 в слове S; в случае равенства выводится соответствующая позиция (Листинг 1). [1, 2]

Очень просто, но очень неразумно. Ведь максимальное, количество сравнений будет равно O((m-n+1)*n+1), хотя большинство из них на самом деле лишние. Например, найдя строку aabc и обнаружив несоответствие в четвертом символе (совпало только aab), алгоритм будет продолжать сравнивать строку, начиная со следующего символа, хотя это однозначно не приведет к результату.

Следующий метод работает намного быстрее простейшего, но, к сожалению, накладывает некоторые ограничения на текст и искомую строку.

1.2.2. Алгоритм Рабина.

Алгоритм Рабина представляет собой модификацию линейного алгоритма; он основан на весьма простой идее, которую изложим, следуя книге [13 ,172-173].

«Представим себе, что в слове A, длина которого равна m, мы ищем образец X длины n. Вырежем "окошечко" размером n и будем двигать его по входному слову. Нас интересует, не совпадает ли слово в "окошечке" с заданным образцом. Сравнивать по буквам долго. Вместо этого фиксируем некоторую числовую функцию на словах длины n, тогда задача сведется к сравнению чисел, что, несомненно, быстрее. Если значения этой функции на слове в "окошечке" и на образце различны, то совпадения нет. Только если значения одинаковы, необходимо проверять последовательно совпадение по буквам.» (Листинг 2)

Этот алгоритм выполняет линейный проход по строке (n шагов) и линейный проход по всему тексту (m шагов), стало быть, общее время работы есть O(n+m). При этом мы не учитываем временную сложность вычисления хеш-функции, так как, суть алгоритма в том и заключается, чтобы данная функция была настолько легко вычисляемой, что ее работа не влияла на общую работу алгоритма. Тогда, время работы алгоритма линейно зависит от размера строки и текста, стало быть программа работает быстро. Ведь вместо того, чтобы проверять каждую позицию на предмет соответствия с образцом, мы можем проверять только те, которые «напоминают» образец. Итак, для того, чтобы легко устанавливать явное несоответствие, будем использовать функцию, которая должна:

1. Легко вычисляться.

2. Как можно лучше различать несовпадающие строки.

3. hash( y[ i+1 , i+m ] ) должна легко вычисляться по hash( y[ i , i+m-1 ].

Во время поиска х будем сравнивать hash( x ) с hash( y[ i, i+m-1 ] ) для i от 0 до n-m включительно. Если обнаруживаем совпадение, то проверяем посимвольно.

Пример (удобной для вычисления функции) [13 ,172]. Заменим все буквы в слове и образце их номерами, представляющими собой целые числа. Тогда удобной функцией является сумма цифр. (При сдвиге "окошечка" нужно добавить новое число и вычесть "пропавшее".)

Однако, проблема в том, что искомая строка может быть длинной, строк в тексте тоже хватает. А так как каждой строке нужно сопоставить уникальное число, то и чисел должно быть много, а стало быть, числа будут большими (порядка D*n, где D - количество различных символов), и работать с ними будет так же неудобно. Но какой интерес работать только с короткими строками и цифрами? Разработчики алгоритма придумали, как улучшить этот алгоритм без особых потерь в скорости работы.

Пример (семейства удобных функций) [13, 172-173]. Выберем некоторое число p (желательно простое) и некоторый вычет x по модулю p. Каждое слово длины n будем рассматривать как последовательность целых чисел (заменив буквы их кодами). Эти числа будем рассматривать как коэффициенты многочлена степени n-1 и вычислим значение этого многочлена по модулю p в точке x. Это и будет одна из функций семейства (для каждой пары p и x получается своя функция). Сдвиг "окошечка" на 1 соответствует вычитанию старшего члена, умножению на x и добавлению свободного члена. Следующее соображение говорит в пользу того, что совпадения не слишком вероятны. Пусть число p фиксировано и к тому же оно является простым, а X и Y - два различных слова длины n. Тогда им соответствуют различные многочлены (мы предполагаем, что коды всех букв различны - это возможно при p, большем числа букв алфавита). Совпадение значений функции означает, что в точке x эти два различных многочлена совпадают, т.е. их разность обращается в 0. Разность есть многочлен степени n-1 и имеет не более n-1 корней. Таким образом, если n много меньше p, то случайному значению x мало шансов попасть в "неудачную" точку.

Строго говоря, время работы всего алгоритма в целом, есть O(m+n+mn/P), mn/P достаточно невелико, так что сложность работы почти линейная. Понятно, что простое число следует выбирать большим, чем больше это число, тем быстрее будет работать программа.

Алгоритм Рабина и алгоритм последовательного поиска являются алгоритмами с наименьшими трудозатратами, поэтому они годятся для использования при решении некоторого класса задач. Однако эти алгоритмы не являются наиболее оптимальными (хотя бы потому, что иногда выполняют явно бесполезную работу, о чем было сказано выше), поэтому мы перейдём к следующему классу алгоритмов. Эти алгоритмы появились в результате тщательного исследования алгоритма последовательного поиска. Исследователи хотели найти способы более полно использовать информацию, полученную во время сканирования (алгоритм прямого поиска ее просто выбрасывает). Рассмотрим алгоритм Кнута - Морриса - Пратта.

1.3. Алгоритм Кнута - Морриса - Пратта (КМП).

Вначале рассмотрим некоторые вспомогательные утверждения. Для произвольного слова X рассмотрим все его начала, одновременно являющиеся его концами, и выберем из них самое длинное (не считая, конечно, самого слова X). Обозначим его n(X). Такая функция носит название префикс - функции [13].

Примеры.

n(aba)=a, n(n(aba))=n(a)=L;

n(abab)=ab, n(n(abab))=n(ab)=L;

n(ababa)=aba, n(n(ababa))=n(aba)=a, n(n(n(ababa)))=n(a)=L; n(abc)=L.

Докажем несколько используемых впоследствии фактов, а именно предложение (по [Шень,1995,с.165-166]):

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.