p align="left">На основании входных данных MRP система выполняет следующие действия: · определяет количественный состав готовых изделий для каждого планируемого интервала времени; · к составу готовых изделий добавляет необходимое количество запасных частей и принадлежностей, определенных документацией на изделия и не включенных в план производства; · определяет общую потребность в материалах с распределением по периодам планирования; · общая потребность материалов корректируется с учетом состояния запасов для каждого периода планирования; · формирует заказы на пополнение запасов с учетом времени опережения, определяемого особенностями сроков поставки по каждому типу материалов [2]. Результатом выполнения этих действий является план-график заказов (Planned Order Schedule), определяющий, какое количество каждой номенклатурной единицы в какое время должно быть заказано. План-график заказов является руководством для отдела снабжения по работе с поставщиками и может также определять производственную программу собственного производства комплектующих изделий, если таковые изготавливаются самим предприятием. Изменения плана-графика заказов (Changes in Planned Orders) являются корректировками к ранее спланированным заказам, которые могут быть по каким-либо причинам изменены. В качестве дополнительных результатов работы MRP системы можно отметить: исполнительный отчет (Performance Report), задачей которого является формирование сообщений о критических ситуациях в процессе планирования и ошибках, возникающих в процессе работы системы; отчет об "узких местах" (Exception Report), предназначенный для информирования о временных промежутках внутри интервала планирования, требующих особого внимания и, возможно, дополнительного внешнего вмешательства в автоматизированный процесс; отчет о прогнозах (Planning Report), представляющий информацию о возможном будущем изменении объемов выпускаемой продукции на основании анализа текущего состояния производства и отчетов о продажах. С целью увеличения эффективности планирования MRP систем была предложена идея организовывать их работу по замкнутому циклу (closed loop). Суть идеи заключается во введении в рассмотрение более широкого спектра факторов при проведении планирования и добавлении в систему дополнительных функций, таких как контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных материальных ресурсов, составление периодических отчетов о задержках заказов, об объемах и динамике продаж и других. Дополнительные функции осуществляют обратную связь в MRP системе, обеспечивая возможность анализировать и контролировать текущее состояние снабжения и производства и повышая гибкость планирования относительно изменений внешних факторов, например, увеличения или снижения прогнозируемого уровня спроса на готовые изделия. 1.1.2. MRP II Расширение функциональных возможностей систем планирования потребностей в материалах привело к созданию усовершенствованию систем планирования производственных ресурсов - Manufacturing Resource Planning или MRP II. Это, фактически, автоматизированная система планирования всех ресурсов производственного предприятия, включая планирование в натуральных единицах, финансовое планирование в стоимостном выражении, кадровое, а также элементы моделирования производственных ситуаций. Полнофункциональная MRP II система должна содержать 16 следующих программных модулей: 1. Планирование продаж и производства (Sales and Operation Planning); 2. Управление спросом (Demand Management); 3. Составление основного производственного плана (Master Production Scheduling); 4. Планирование потребностей в материалах (Material Requirements Planning); 5. Спецификации изделий (Bill of Materials); 6. Управление складскими операциями (Inventory Transaction Subsystem); 7. Планирование поставок (Scheduled Receipts Subsystem); 8. Управление на уровне производственного цеха (Shop Flow Control); 9. Планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning); 10. Контроль входа/выхода (Input/Output Control); 11. Закупки (Purchasing); 12. Планирование ресурсов распределения (Distribution Resourse Planning); 13. Планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control); 14. Финансовое планирование (Financial Planning); 15. Моделирование (Simulation); 16. Оценка результатов деятельности (Performance Measurement) [3]. MRP II системы обеспечивают планирование материалов для оптимальной организации производства. Поэтому кроме непосредственно MRP функциональности они содержат CRP (Capacity Requirements Planning) функциональность, необходимую для прогнозирования и оценки достаточности производственных мощностей предприятия для выполнения заказов на начальном этапе планирования с учетом времени переналадки, вынужденных простоев и других регламентных работ. CRP функциональность включает: · описание структуры производственных рабочих центров с указанием их мощности; · описание машин, механизмов и другого оборудования с указанием их нормативной мощности; · описание производственных операций, выполняемых в их привязке к рабочим центрам и оборудованию; · технологические маршруты выполнения последовательностей операций; · расчет потребностей в производственных мощностях для определения критической загрузки и принятия решения о возможности или невозможности выполнения производственного плана. В процессе работы CRP модуля разрабатывается план распределения производственных мощностей для изготовления каждого конкретного изделия. В соответствии с пробной программой производства определяется степень загрузки каждой производственной единицы оборудования в планируемом временном периоде. Если после работы CRP модуля программа производства признается выполнимой, то она становится основной для MRP модуля. В другом случае в неё вносятся изменения и она подвергается повторной оценке с помощью CRP модуля. Таким образом, MRP II система представляет собой сочетание планирования по методологии MRP с модулем CRP и функциями управления складами, снабжением и продажами[2]. Кроме того, система класса MRRPII способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации и эмулировать ответ на вопрос "Что если". MRPII представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т.д. Результаты работы каждого из модуля анализируются всей системой в целом, что собственно и обеспечивает ее гибкость по отношению к внешним факторам. Именно это свойство является краеугольным камнем современных систем планирования, поскольку большое количество производителей производят продукцию с заведомо коротким жизненным циклом, требующую регулярных доработок. В таком случае появляется необходимость в автоматизированной системе, которая позволяет оптимизировать объемы и характеристики выпускаемой продукции, анализируя текущий спрос и положение на рынке в целом. В последние годы системы планирования класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning) получили название систем бизнес-планирования ERP (Enterprise Requirements Planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий. В Российской практике, целесообразность применения систем подобного класса обуславливается, кроме того, необходимостью управлять бизнес процессами в условиях инфляции, а также жесткого налогового прессинга, поэтому, системы ERP необходимы не только для крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих активный бизнес [3]. На рисунке 1 представлена логическая схема системы планирования ресурсов производственного предприятия. Рис. 1. Логическая структура системы планирования ресурсов производственного предприятия. 1.1.3. Системы класса ERP Дальнейшим функциональным развитием MRP и MRP II стало появление систем планирования ресурсов предприятия - Enterprise Resource Planning - ERP систем. Аналитики компании Gartner Group назвали так системы класса MRP II, имеющие в своем составе модуль финансового планирования FRP - Finance Requirements Planning, но дальнейшее развитие ERP систем существенно расширило эти первоначальные отличия [4]. В основе ERP систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого числа сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями. Декларируется, что это должно не только повысить эффективность производственной деятельности предприятия, но и сократить внутренние информационные потоки, уменьшив тем самым затраты на их обеспечение. Главным же, безусловно, является набор функций ERP систем, основные из которых следующие: · ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления; · формирование планов продаж и производства; · планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции; · управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов; · планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования; · оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет; · управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации. Поскольку основой ERP системы является находящаяся внутри неё MRP II система, то, естественно, что функции и одной и другой во многом схожи. Основными же отличиями ERP систем от MRPII систем можно считать: · поддержку большего количества типов производств и видов деятельности предприятий и организаций; · планирование ресурсов по различным направлениям деятельности; · возможность управления группой автономно работающих предприятий, корпоративными структурами; · большее внимание подсистемам финансового планирования и управления; · наличие функций управления транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета; · большее внимание созданию информационной инфраструктуры предприятия, гибкости, надежности, совместимости с различными программными платформами; · интегрируемость с приложениями и другими системами, использующимися предприятием, такими как системы автоматизированного проектирования, автоматизации управления технологическими процессами, электронного документооборота, электронной коммерции; · наличие в системе или интеграция с программными средствами поддержки принятия решений; · наличие развитых средств настройки и конфигурирования аппаратных и программных средств [4]. В последнее десятилетие успешно развивались интернет технологии, позволяющие предприятиям через информационную сеть обмениваться данными и документами с покупателями и контрагентами. Новые функции работы с интернет, появившиеся в интегрированных системах управления, уже выходят за традиционные рамки ERP, замкнутой внутри производственного цикла предприятия. Сочетание традиционной ERP системы предприятия с интернет решениями для электронного бизнеса привели к созданию новой организационной и управленческой среды и нового качества системы. Результатом этого явилась концепция систем нового поколения - ERP II - Enterprise Resource and Relationship Processing - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия, имеющих как бы два контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес процессами предприятия, и внешний - управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть back-office - внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками - front-office - внешняя система. Таким образом, ERP II система - это методологии ERP системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых интернет технологиями. 1.1.4. Системы CALS Концепция CALS - Computer-aided Acquisition and Logistic Support - компьютерная поддержка процессов поставок и логистики, зародилась в 80-х годах в военном ведомстве США как подход к повышению эффективности управления и планирования госзаказов с целью сокращения затрат на организацию информационного взаимодействия государственных учреждений с частными фирмами при формализации требований, заказа, поставок и эксплуатации военной техники. Доказав свою эффективность, концепция прошла путь последовательного совершенствования и, сохранив аббревиатуру CALS, получила более широкую смысловую трактовку - Continuous Acqusition and Life cycle Support - непрерывные поставки и поддержка жизненного цикла продукции. В НАТО CALS определяется как совместная стратегия государства и промышленности, направленная на совершенствование существующих процессов путем их преобразования в интегрированную информационную систему управления жизненным циклом изделий [4].
Страницы: 1, 2, 3
|