Глобальные, национальные информационные ресурсы
ВЗФЭИ Филиал в городе Уфа. Статья По дисциплине «Информационные системы в экономике» На тему «Глобальные, национальные информационные ресурсы» Выполнила: Студентка 4 курса Финансово-кредитного факультета Бакалавра экономики № личного дела 07ФЛД13270 Князева Анна Олеговна Уфа-2010 Глобальные, национальные информационные ресурсы XXI век, как известно, получил название «Век информационных технологий». Сегодня в любой сфере нашей жизни информация играет важнейшую роль. Для любого человека, как для специалиста и гражданина своей страны просто необходимо быть в курсе всех происходящих, хотя бы, в родной стране событий, не говоря уже о собственном городе, районе и т.п. Человек должен знать так же, учитывая возрастающие темпы современного НТП, технологические и теоретические новшества касательно собственной специальности и сферы деятельности. Ведь владение соответствующей информацией своевременно может, как уберечь от опасности, так и принести прибыль и успех - это общеизвестный факт. Интересен и страшен тот факт, что значимость информации для современного человека, гражданина, специалиста всё больше и больше возрастает - это характерная черта современного мира. Но роль информации в сфере производства и экономики ещё более высока. Все производственные процессы, как известно, имеют в своём составе две основы - материальная и не материальная. Материальная основа производства включает в себя материалы, оборудование и энергию в нужной форме (что производить?), вторая же - это технологическая основа производства (как производить?). Если открыть учебник истории и пробежать глазами развитие промышленности, не останется сомнений в том, что и для производства характерно усиление роли информационного фактора. Если начиналось оно с ремесла, а так же устного обмена опытом между ремесленниками, то в последующих своих формах превратилось в огромные мировые корпорации и обучающие будущих специалистов высшие учебные заведения с собственным штатом преподавателей, фактически занимающихся передачей студентам информации (опыта). То есть, если изначально передача опыта и создание продукции было едино в лице ремесленника, то в современном мире - это две отдельные сферы - образование и промышленность. Это очень интересный феномен разделения информационного и материального сектора. Информация ныне воспринимается совершенно иначе - она уже не часть материального производства, а отдельный самостоятельный ресурс или даже готовый товар. Как писал профессор Гарвардского университета А. Осттингер: «наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен и возможно ли его коммерческое использование». Так в последнее столетие мы наблюдаем появление отраслей промышленности практически полностью состоящих из информации. К примеру, дизайн, программирование, реклама, копирайтинг и т.п. деятельность. В связи с признанием информации в качестве самостоятельного ресурса, появляется понятие «Информационные ресурсы». Информационные ресурсы представляют собой документы и массивы документов, хранящихся в информационных системах. Информационные ресурсы бывают глобальные (мировые) и национальные. Начнём с разбора понятия глобальных информационных ресурсов. К глобальным информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая отношения между странами. К ней относятся сведения, которые циркулируют на макро-уровне. Для примера можно открыть учебник мировой истории и почитать про экономическую ситуацию многих стран мира в разные эпохи - все эти сведения так же можно отнести к глобальным информационным ресурсам. Ещё пример - это новости мировой экономики, которые всегда легко доступны в интернете и на телевидении, а так же посредством других СМИ. Всегда можно просмотреть информацию и о разработках каких-либо приборов, и различные статьи и материалы касательно экономики, соглашениях, альянсах, или наоборот, конфликтах между иностранными государствами. В результате уже давно наблюдаемого явления глобализации экономики, сложились информационные источники международного характера, которые неизбежно относятся к глобальным информационным ресурсам: документы Международного суда ООН, Комиссии международного права, Комиссии ЮНСИТРАЛ, Международных уголовных трибуналов, резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Ныне эти документы и прочие источники подобной информации объединены в довольно обширную и доступную широкому кругу систему. В качестве подтверждения можно просмотреть данные источники: Документы и публикации ООН: - Ежегодник Комиссии международного права (Yearbook of the International Law Commission), 1950-1998 гг. - Доклад Комиссии международного права Генеральной Ассамблее (Приложения к Официальным отчетам сессий ГА ООН, 1948-2001 гг.). Веб-сайт КМП: www.un.org/law/ilc/index. htm. Подобный скачок от разрозненных огромных бумажных архивов к консолидированной богатой информационной базе с удобной системой поиска был осуществлён человечеством не сразу, так же, как и не сразу пришло понимание всей важности и ценности информационных ресурсов как таковых. До 70-х годов экономическая мощь государства измерялась сугубо материальными ресурсами. Всё в начале 70-х годов изменило начало разработки А. Осттингером программы по формированию политики в области информационных ресурсов. Смысл разработки подобной программы заключался в идее о том, что основная мощь государства основана не на количестве золота и материальных благах, а на умах, которые их используют, на совершенстве НТП. И вот ещё одна из основных опасностей настоящего времени - борьба за наиболее ценный по всеобщему признанию вид ресурсов - за национальные информационные ресурсы. В связи с подобной ситуацией становиться актуальным сотрудничество с другими странами для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек, внедрение в другие страны, для использования интеллектуальных резервов, с помощью которых можно конкурировать. Структура национальных информационных ресурсов в ряде стран мира может быть разделена на «внешние», «внутренние» и, ещё один условно названный тип, «коммерческие» информационные ресурсы. «Внешние» национальные информационные ресурсы предназначены для широкого круга потребителей информации - граждан данного государства. Обычно в состав данного типа информационных ресурсов включается информация, которая удовлетворяет требования законодательства по защите информации, установленного непосредственно на территории государства и тем самым допускается её трансляция через СМИ. Одна из первейших реформ в России по созданию единой национальной информационной сети была осуществлена благодаря Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов 1995 года. Сам факт создания данной концепции был связан с тем, что в начале 90-х годов информационные потоки по территории России распространялась крайне неравномерно и несвоевременно, телевизионные коммуникации использовались в основном в интересах государственных органов власти, и, как правило, взаимодействие между ними не имело особой необходимости. Это приводило к тому, что сбор первичной информации и её последующая обработка и трансляция регулярно дублировались, либо вообще создавали неясную картину происходящих событий. Сейчас государство активно занимается контролем и реформированием трансляции информации, предназначенной для «внешних» пользователей. Потому мы забыли о подобных неприятностях. Теперь мы можем разговаривать об одной и той же телевизионной передаче с нашим родственником из другого федерального округа и не обнаружим расхождений в информации. «Внутренние» национальные информационные ресурсы включают в себя информацию, предназначенную для решения задач уровня государственного управления. Как правило, обычно подобная информация имеет очень узкий круг потребителей с ограничением прав доступа к ней для прочих лиц. Это, к примеру, могут быть данные о ведущихся новейших военных разработках внутри данной страны, о планируемых, ещё недоработанных законопроектах и т.п. Существует ещё один тип информационных ресурсов. Назовём их условно «Коммерческие» национальные информационные ресурсы. Сюда включаются данные, предназначенные для коммерческой деятельности какого-то определённого хозяйствующего субъекта, общественной организации, физического лица. Характерная черта подобного вида информации - это возможность осуществления оценки в денежном эквиваленте. То есть подобная информация может принести прибыль своему владельцу и имеет цену, как готовый товар. Как правило, подобная информация защищается оформлением патента на её использование и претерпевает различные коммерческие операции между собственником патента и другим лицом, заинтересованном в использовании данного патента на производственной основе. Именно национальные информационные ресурсы в целом формируют и составляют информационный потенциал общества, который становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, а также численность и образовательный потенциал. Информационный потенциал общества включает в себя весь индустриально-технологический комплекс средств информации, информатики той или иной страны; сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов. Также для подготовки для этих целей необходимо достаточное количество специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний. Суть проблемы в том, что остро ощущается тенденция отставания и темпов уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Такая тенденция имеет глобальный характер, что связано с инерционной образовательной системой. В России это особая проблема, так как низкий уровень оснащенности современными средствами информационных и новейших технологий в учебных заведениях. Еще одна проблема в том, что для обеспечения эффективного использования этих ресурсов и их оптимизации, необходимо осуществить электронизацию информационных фондов. Для России эта проблема носит особый характер и до сих пор не решена до конца. В 1994 году комитетом при Президенте РФ по политике информатизации был подготовлен национальный доклад “Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития”. Согласно содержанию этого доклада, основной интерес для реформаторской деятельности в области информационных ресурсов нашей страны для государства представляют: 1) информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания "внешних" пользователей (т.е. субъектов, не связанных непосредственно с их формированием); 2) информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления (внутренние). Представляющие интерес для проведения информационной политики информационные ресурсы формируются в основе своей различными информационными организациями и подразделениями различных уровней (государственными, муниципальными и частными). Практически каждое государственное подразделение имеет и свою информационную организацию. Например: библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, Государственная система статистики и Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Универсальный характер имеют также справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д. Даже сейчас отсутствует единая удобная справочная информационная система, которая передавала бы нам сведения о работе существующих организаций хотя бы на 75% точности. Все существующие справочно-информационные системы в наше время эффективны от 45 до 70% максимум. Это можно легко проверить, купив и обзвонив хотя бы треть справочника «Жёлтые страницы города Уфа» или «ПФО НАИС». Мы убедимся, что как минимум 30% обзвоненных компаний или поменяли название, или закрылись и т.п. Проще говоря, былые, занесённые в справочник компании уже не существуют. Невозможно отрицать необходимость создания условий, обеспечивающих получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения. Следует упомянуть и о проблеме построения единой государственной системы кадастров и регистров. При существующем подходе к формированию государственных кадастров и регистров уже на этапе сбора возникает дублирование информации, которое на последующих этапах технологического цикла приводит к многократному вводу одних и тех же данных в базы данных различных ведомств и организаций и дублированию при хранении. В то же время такая технология не гарантирует полноту необходимых данных для каждого конкретного ведомства. Несогласованность форматов, хранимых в разных системах данных, сроков и технологий их обновления, использование различных лингвистических средств приводят к неоднозначности и противоречивости содержащейся в информационных системах разных ведомств информации и невозможности ее совместного использования.
Страницы: 1, 2
|