на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Глобальные, национальные информационные ресурсы

Глобальные, национальные информационные ресурсы

ВЗФЭИ Филиал в городе Уфа.

Статья

По дисциплине «Информационные системы в экономике»

На тему «Глобальные, национальные информационные ресурсы»

Выполнила: Студентка 4 курса

Финансово-кредитного факультета

Бакалавра экономики

№ личного дела 07ФЛД13270

Князева Анна Олеговна

Уфа-2010

Глобальные, национальные информационные ресурсы

XXI век, как известно, получил название «Век информационных технологий». Сегодня в любой сфере нашей жизни информация играет важнейшую роль. Для любого человека, как для специалиста и гражданина своей страны просто необходимо быть в курсе всех происходящих, хотя бы, в родной стране событий, не говоря уже о собственном городе, районе и т.п. Человек должен знать так же, учитывая возрастающие темпы современного НТП, технологические и теоретические новшества касательно собственной специальности и сферы деятельности. Ведь владение соответствующей информацией своевременно может, как уберечь от опасности, так и принести прибыль и успех - это общеизвестный факт. Интересен и страшен тот факт, что значимость информации для современного человека, гражданина, специалиста всё больше и больше возрастает - это характерная черта современного мира.

Но роль информации в сфере производства и экономики ещё более высока. Все производственные процессы, как известно, имеют в своём составе две основы - материальная и не материальная. Материальная основа производства включает в себя материалы, оборудование и энергию в нужной форме (что производить?), вторая же - это технологическая основа производства (как производить?). Если открыть учебник истории и пробежать глазами развитие промышленности, не останется сомнений в том, что и для производства характерно усиление роли информационного фактора. Если начиналось оно с ремесла, а так же устного обмена опытом между ремесленниками, то в последующих своих формах превратилось в огромные мировые корпорации и обучающие будущих специалистов высшие учебные заведения с собственным штатом преподавателей, фактически занимающихся передачей студентам информации (опыта). То есть, если изначально передача опыта и создание продукции было едино в лице ремесленника, то в современном мире - это две отдельные сферы - образование и промышленность. Это очень интересный феномен разделения информационного и материального сектора. Информация ныне воспринимается совершенно иначе - она уже не часть материального производства, а отдельный самостоятельный ресурс или даже готовый товар. Как писал профессор Гарвардского университета А. Осттингер: «наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен и возможно ли его коммерческое использование». Так в последнее столетие мы наблюдаем появление отраслей промышленности практически полностью состоящих из информации. К примеру, дизайн, программирование, реклама, копирайтинг и т.п. деятельность.

В связи с признанием информации в качестве самостоятельного ресурса, появляется понятие «Информационные ресурсы». Информационные ресурсы представляют собой документы и массивы документов, хранящихся в информационных системах.

Информационные ресурсы бывают глобальные (мировые) и национальные.

Начнём с разбора понятия глобальных информационных ресурсов. К глобальным информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая отношения между странами. К ней относятся сведения, которые циркулируют на макро-уровне. Для примера можно открыть учебник мировой истории и почитать про экономическую ситуацию многих стран мира в разные эпохи - все эти сведения так же можно отнести к глобальным информационным ресурсам. Ещё пример - это новости мировой экономики, которые всегда легко доступны в интернете и на телевидении, а так же посредством других СМИ. Всегда можно просмотреть информацию и о разработках каких-либо приборов, и различные статьи и материалы касательно экономики, соглашениях, альянсах, или наоборот, конфликтах между иностранными государствами.

В результате уже давно наблюдаемого явления глобализации экономики, сложились информационные источники международного характера, которые неизбежно относятся к глобальным информационным ресурсам: документы Международного суда ООН, Комиссии международного права, Комиссии ЮНСИТРАЛ, Международных уголовных трибуналов, резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Ныне эти документы и прочие источники подобной информации объединены в довольно обширную и доступную широкому кругу систему. В качестве подтверждения можно просмотреть данные источники: Документы и публикации ООН: - Ежегодник Комиссии международного права (Yearbook of the International Law Commission), 1950-1998 гг. - Доклад Комиссии международного права Генеральной Ассамблее (Приложения к Официальным отчетам сессий ГА ООН, 1948-2001 гг.). Веб-сайт КМП: www.un.org/law/ilc/index. htm.

Подобный скачок от разрозненных огромных бумажных архивов к консолидированной богатой информационной базе с удобной системой поиска был осуществлён человечеством не сразу, так же, как и не сразу пришло понимание всей важности и ценности информационных ресурсов как таковых.

До 70-х годов экономическая мощь государства измерялась сугубо материальными ресурсами. Всё в начале 70-х годов изменило начало разработки А. Осттингером программы по формированию политики в области информационных ресурсов. Смысл разработки подобной программы заключался в идее о том, что основная мощь государства основана не на количестве золота и материальных благах, а на умах, которые их используют, на совершенстве НТП.

И вот ещё одна из основных опасностей настоящего времени - борьба за наиболее ценный по всеобщему признанию вид ресурсов - за национальные информационные ресурсы. В связи с подобной ситуацией становиться актуальным сотрудничество с другими странами для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек, внедрение в другие страны, для использования интеллектуальных резервов, с помощью которых можно конкурировать.

Структура национальных информационных ресурсов в ряде стран мира может быть разделена на «внешние», «внутренние» и, ещё один условно названный тип, «коммерческие» информационные ресурсы.

«Внешние» национальные информационные ресурсы предназначены для широкого круга потребителей информации - граждан данного государства. Обычно в состав данного типа информационных ресурсов включается информация, которая удовлетворяет требования законодательства по защите информации, установленного непосредственно на территории государства и тем самым допускается её трансляция через СМИ.

Одна из первейших реформ в России по созданию единой национальной информационной сети была осуществлена благодаря Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов 1995 года. Сам факт создания данной концепции был связан с тем, что в начале 90-х годов информационные потоки по территории России распространялась крайне неравномерно и несвоевременно, телевизионные коммуникации использовались в основном в интересах государственных органов власти, и, как правило, взаимодействие между ними не имело особой необходимости. Это приводило к тому, что сбор первичной информации и её последующая обработка и трансляция регулярно дублировались, либо вообще создавали неясную картину происходящих событий.

Сейчас государство активно занимается контролем и реформированием трансляции информации, предназначенной для «внешних» пользователей. Потому мы забыли о подобных неприятностях. Теперь мы можем разговаривать об одной и той же телевизионной передаче с нашим родственником из другого федерального округа и не обнаружим расхождений в информации.

«Внутренние» национальные информационные ресурсы включают в себя информацию, предназначенную для решения задач уровня государственного управления. Как правило, обычно подобная информация имеет очень узкий круг потребителей с ограничением прав доступа к ней для прочих лиц. Это, к примеру, могут быть данные о ведущихся новейших военных разработках внутри данной страны, о планируемых, ещё недоработанных законопроектах и т.п.

Существует ещё один тип информационных ресурсов. Назовём их условно «Коммерческие» национальные информационные ресурсы. Сюда включаются данные, предназначенные для коммерческой деятельности какого-то определённого хозяйствующего субъекта, общественной организации, физического лица. Характерная черта подобного вида информации - это возможность осуществления оценки в денежном эквиваленте. То есть подобная информация может принести прибыль своему владельцу и имеет цену, как готовый товар. Как правило, подобная информация защищается оформлением патента на её использование и претерпевает различные коммерческие операции между собственником патента и другим лицом, заинтересованном в использовании данного патента на производственной основе.

Именно национальные информационные ресурсы в целом формируют и составляют информационный потенциал общества, который становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, а также численность и образовательный потенциал.

Информационный потенциал общества включает в себя весь индустриально-технологический комплекс средств информации, информатики той или иной страны; сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов. Также для подготовки для этих целей необходимо достаточное количество специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний.

Суть проблемы в том, что остро ощущается тенденция отставания и темпов уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Такая тенденция имеет глобальный характер, что связано с инерционной образовательной системой. В России это особая проблема, так как низкий уровень оснащенности современными средствами информационных и новейших технологий в учебных заведениях. Еще одна проблема в том, что для обеспечения эффективного использования этих ресурсов и их оптимизации, необходимо осуществить электронизацию информационных фондов. Для России эта проблема носит особый характер и до сих пор не решена до конца. В 1994 году комитетом при Президенте РФ по политике информатизации был подготовлен национальный доклад “Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития”.

Согласно содержанию этого доклада, основной интерес для реформаторской деятельности в области информационных ресурсов нашей страны для государства представляют:

1) информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания "внешних" пользователей (т.е. субъектов, не связанных непосредственно с их формированием);

2) информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления (внутренние).

Представляющие интерес для проведения информационной политики информационные ресурсы формируются в основе своей различными информационными организациями и подразделениями различных уровней (государственными, муниципальными и частными).

Практически каждое государственное подразделение имеет и свою информационную организацию. Например: библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, Государственная система статистики и Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ).

Универсальный характер имеют также справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д. Даже сейчас отсутствует единая удобная справочная информационная система, которая передавала бы нам сведения о работе существующих организаций хотя бы на 75% точности. Все существующие справочно-информационные системы в наше время эффективны от 45 до 70% максимум. Это можно легко проверить, купив и обзвонив хотя бы треть справочника «Жёлтые страницы города Уфа» или «ПФО НАИС». Мы убедимся, что как минимум 30% обзвоненных компаний или поменяли название, или закрылись и т.п. Проще говоря, былые, занесённые в справочник компании уже не существуют. Невозможно отрицать необходимость создания условий, обеспечивающих получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения.

Следует упомянуть и о проблеме построения единой государственной системы кадастров и регистров.

При существующем подходе к формированию государственных кадастров и регистров уже на этапе сбора возникает дублирование информации, которое на последующих этапах технологического цикла приводит к многократному вводу одних и тех же данных в базы данных различных ведомств и организаций и дублированию при хранении. В то же время такая технология не гарантирует полноту необходимых данных для каждого конкретного ведомства. Несогласованность форматов, хранимых в разных системах данных, сроков и технологий их обновления, использование различных лингвистических средств приводят к неоднозначности и противоречивости содержащейся в информационных системах разных ведомств информации и невозможности ее совместного использования.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.