ажны моментом является необходимость осуществления руководства в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, обеспечение экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия и этом процессе. РЕСУРСЫ ИЛИ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Самой актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов. Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов. Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Понятие информационного ресурса находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д. Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования. Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”. Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс. Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации. Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ Данная глава посвящена последним тенденциям и развитию на мировом ИТ - рынке. В ней использованы материалы, представленные международными аналитическими компаниями, в том числе IDC International Data Corporation, IDC -- одна из ведущих исследовательских и консалтинго-вых компаний мирового рынка, помогающих клиентам понять тенденции технологии и элек-тронной торговли для разработки эффективной стратегии ведения бизнеса Дополнитель-ную информацию можно найти на сайте htlp://www,idcrussia.ru,, Gartner Dataquest Международная аналитическая компания Gartner -- мировой лидер а области аналити-ки информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций. Деятельность компании носит глобальным характер: имеется несколько исследовательских центров в Америке, Европе. Азии, Австралии и 80 представительств в различных странах мира. Число штатных анали-тиков, постоянно работающих в компании, составляет более 1200. Клиентами Gartner явля-ются 11 000 организаций в мире (www.gartner.com),, Forrester Research, NUA и рядом других. Прежде всего отметим, что прогнозы аналитиков относительно возможного подъема индустрии информационных технологий в 2002 году не оправдались. И вместо планируемого выхода из кри-зиса в 2002 году продолжилось сокра-щение большинства ключевых сегмен-тов ИТ-рынка. Крупнейшие корпорации, такие как Intel и SAP, обычно триумфально за-вершавшие каждый квартал, не смог-ли достичь прогнозировавшихся пока-зателей во 2 квартале 2002-го и скор-ректировали прогнозы на второе полу-годие в сторону снижения, Многие аналитики говорят о том, что проблемы, с которыми столкнулся миро-вой ИТ-рынок в 2002 году, принципиаль-но отличаются от тех, что послужили причинами спада в прошлом. Кризис, начавшийся в 2001 году и совпавший с трагедией 11 сентября, был вызван не столько политическими событиями, сколько насыщением спроса в ряде ключевых сегментов рынка- По ситуа-ции, сложившейся на конец 2002 года, в кризисе оказались крупнейшие потре-бители ИТ-продукции -- банковский и телекоммуникационный секторы. Такие события, как банкротство WorldCom и Global Crossing, а также гигантские дол-ги Deutsche Telecom и других крупней-ших операторов связи не способствова-ли росту оборотов на ИТ-рынке. В конце ноября 2002 года ЮС пред-ставила данные, согласно которым ми-ровая ИТ-индустрия переживает в на-стоящий момент наиболее тяжелые времена и по сравнению с предыдущим годом объемы продаж ее продукции со-кратились на 2,3%. В конце 1990-х бум в ИТ-отрасли пред-ставлялся необратимым; инвестиции в отрасль и закупки ИТ-продукции не пре-кращались даже в относительно неудач-ные периоды. Перспективы электронно-го бизнеса казались безграничными. В начале кризиса 2001 года негатив-ные тенденции затрагивали одновремен-но не более одного-двух секторов ИТ-индустрии (к примеру, замедление рынка компьютеров и микросхем наблюдалось на фоне развития рынка в коммуникаци-онном секторе и рынка программ). В 2002 году стало очевидно, что для цело-го ряда направлений ситуация складыва-ется проблемно. В развитых странах спрос на рынке персональных компьюте-ров, программного обеспечения и сото-вых телефонов оказался насыщен. Особенно серьезно пострадали рын-ки аппаратного и программного обеспе-чения. В секторе аппаратного обеспече-ния существенное падение было вызва-но не только проблемами на рынке ПК, но и снижением цен на «тяжелые» сер-веры и устройства хранения данных. Оба эти сектора могут рассчитывать в 2003 году лишь на небольшие прибыли. Усилилось разочарование в возмож-ностях электронной коммерции. Мно-гие электронные торговые площадки не принесли ожидаемой отдачи и были закрыты. Положительные темпы роста ИТ-индустрии в 2003 году обусловлены тем, что, несмотря на общие кризисные тен-денции. сохраняются растущие сегмен-ты. Так, интенсивно растет сегмент уп-равления бизнес-процессами. Аналити-ки отмечают убежденность руковод-ства в ценности и окупаемости ИТ; вы-сокие темпы инновации, стимулирую-щие спрос; старение используемых технологий, рождающее потребность в обновлении ресурсов. Поскольку IDC публикует только отно-сительные показатели, полезно обра-титься к абсолютным показателям за 2000 год. Ис-ходя из цифры 917 млрд. долл. (общий объем рынка в 2000 году) и уточненного показателя темпов роста рынка за 2001 год (примерно 1%), можно сделать вы-вод, что объем ИТ-рынка в конце 2001 года составил около 925 млрд. долл. Учитывая отрицательный прирост (-2,3%), можно говорить о том, что объем ИТ-рынка в 2002 году составил около 900 млрд. долл., то есть меньше. чем в 2000 году. В прошлом году IDC предположило, что с учетом влияния фактора "11-09" к концу 2002 года темпы роста индуст-рии достигнут 5,5%. однако этого не произошло. Вместо роста в 5,5% наме-тился спад. Какие же отрасли "заморозили» об-щие показатели? Сокращение наблюда-лось на рынке ПК, серверов и рабочих станций. Мировой рынок хранения дан-ных сократился на 10,6% в 2002-м и, по всей видимости, не выйдет на уровень 2001 года вплоть до 2006-го. Мировой рынок сетевого оборудования пережи-вал сокращение на уровне 7,6%. Рынок услуг, который сегодня составляет око-ло одной трети ИТ-оборота, также под-вергся существенному сокращению При этом IDC полагает, что уровень затрат на ПО в 2003 году останется не-высоким, однако борьба за конкурент-ные цены в области ПО для многих организаций будет означать возможность увеличить свои обороты от про-дажи оборудования, работающего под управлением того или иного ПО- Рост рынка услуг будет сдерживаться тен-денцией роста доли мелких проектов. По заявлению Джона Гантца (John Gantz). главного исследователя IDC (IDC CRO -- chief research officer), ре-зультаты 2002 года ярко контрастиру-ют со средними темпами ежегодного роста в индустрии (около 12%), кото-рые наблюдались в последние 20 лет. При этом IDC полагает, что в целом мировая ИТ-индустрия в 2003 году преодолеет точку минимума и выйдет на уровень 5,8%-ного положительно-го роста. IDC также отметил, что существенные изменения в экономике или геополити-ческая ситуация (например, длительная война в Ираке или другие проблемы, влияющие на финансовые рынки), мо-гут сказаться на снижении темпов рос-та отчислений на ИТ-индустрию. Поскольку существует определенная вероятность проявления негативных тенденций, ЮС также подготовила про-гноз на случай негативного развития сценария. В этом случае ЮС полагает, что рост расходов на ИТ-сектор не пре-высит 2% по сравнению с 2002 годом. При отсутствии негативных полити-ческих влияний 1DC предполагает, что ИТ-расходы в США вырастут на 4,4% в 2003 году; при этом основным спросом будут пользоваться серверы, системы безопасности и сетевое оборудование. Системы хранения данных (Storage) и ПО более эффективный рост продаж ожидает с 2005 года. в то время как оборот от продаж ПК после 2004-го бу-дет все больше сокращаться. По прогнозам 1DC. в Европейском ре-гионе продажи в ИТ-секторе в 2003 году возрастут на уровне 5,4% и данная тенденция сохранится еще несколько лет. Картина расходов на ИТ-сектор в Японии будет очень напоминать анало-гичную ситуацию в США В то же вре-мя в остальной части Тихоокеанского региона продолжится еще более замет-ный рост расходов на ИТ-сектор. Пос-ле очень сложного для Латинской Аме-рики 2002 года в этом регионе прогно-зируется рост на уровне 8,7% и как ми-нимум 10%-ное увеличение в 2006-м. «Несмотря на то что индустрия в це-лом уже не вернется к тем темпам ро-ста, которые наблюдались до кризиса, открываются определенные перспек-тивы по отдельным направлениям от-расли", -- заявил Стефен Милтон (Stephen Minton), директор подразде-ления Стратегического прогнозирова-ния ИТ-рынка Рынок информационных технологий в 2002-2003 гг.: Цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер - пресс. 2003, № 1. С. 9. Более мягкую характеристику затяж-ного кризиса на рынке информацион-ных технологий дал вице-президент Gartner Роджер Фултон (Roger Fullon). Он. в частности, сказал, что сектор ин-формационных технологий находится в стадии консолидации и восстановле-ния, поэтому требуется определенное время, по окончании которого отрасль сможет вновь вернуться к росту. Негативные тенденции на ИТ-рынке отмечают не только американские ис-следователи. Так, аналитики из фран-кфуртской исследовательской компа-нии European Information Technology Observatory (EITO) заявили о том, что они скорректировали в сторону умень-шения свой прежний прогноз относи-тельно роста рынка информационных технологий в 2002-м и в 2003 году. Застой на рынке информационных технологий компания EITO связываете более медленным, чем ожидалось, рас-пространением технологий мобильной связи третьего поколения (3G). Особенно резкое замедление роста на рынке информационных технологий отмечается в Западной Европе. Глобальный рынок ИТ-услуг. Рынок ИТ-услуг в 2002 году также ис-пытывал серьезные трудности и разви-вался медленнее, чем предполагалось. IDC понизила свою предыдущую про-гнозную оценку темпов роста мирового рынка ИТ-услуг в 2002 году на 3.9% -- с 10.6 до 6.7%. Специалисты IDC пере-смотрели также прогноз на ближайшие пять лет. утверждая, что расходы на ИТ-услуги во всем мире вырастут к 2006 году до 572 млрд. долл.Следует отметить, что данное пред-положение сделано на основании дос-таточно высоких показателей средне-годового темпа роста (10.6%).Ни один регион мира не избежал в середине 2002 года снижения показа-телей прогнозов 1DC по темпам роста расходов на ИТ-услуги.По заявлению Нед Мэй (Ned May), ру-ководителя исследовательской програм-мы 1DC по услугам во всем мире, прогно-зы не оправдались в силу ряда причин: 1DC не предполагала, что корпоративные расходы в первой половине 2002 года снизятся по сравнению с соответствую-щим периодом 2001 года. а прогнозировавшееся ранее к середине 2002 года оживление спроса так и не наступит.
Страницы: 1, 2, 3
|