Использование Интернета в информационно-психологических операциях
Военный университет Кафедра социологии Реферат по предмету Информационная безопасность Тема: Использование Интернета в информационно-психологических операциях Выполнил: студент 5 курса Бондарчук А. С. Москва, 2010 Содержание Введение 1. Понятие и сущность информационно-психологического противоборства 2. Объекты и субъекты информационно-психологического противоборства 3. Применение интернет в информационно-психологическом противоборстве 4. Влияние Интернет на сознание человека 5. Приемы психологического воздействия в Интернет- 6. Информационно-психологические вирусы Заключение Список литературы Введение Полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом невозможно без постоянного информаационного контакта. Однако часто умалчивается тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития отдельной личности и общества в целом. В средствах массовой информации в последнее время часто встречается термин «интернет-зомбирование», или другие подобные названия этого реального, как оказывается, явления. Утверждается, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики. Действительно, в ряде стран проводились соответствующие эксперименты (особенно активно в шестидесятые и семидесятые годы). Однако, потратив значительные средства, организаторы проектов были вынуждены признать, что заставить действовать определенным образом человека, подвергшегося воздействию специальных технологий, довольно сложно и дорого. И все же технологии тайного принуждения личности существуют. Имеются разнообразные средства, методы и приемы тайного давления на личность, которые систематически и постоянно используются в нашей повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, а особенно широко во всемирной компьютерной сети, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества, то есть каждый из нас. 1. Понятие и сущность информационно-психологического противоборства Революционные изменения в сфере наук о закономерностях функционирования человеческой психики, массовых информационных процессов, широкое распространение систем массовой коммуникации (сетей спутникового и кабельного телевидения, оптико-волоконных линий связи и компьютерных сетей, УКВ- и СВ-радиостанций), технологический прорыв в полиграфической технике обусловливают резкое усиление интереса к информационно-психологическому противоборству. В настоящее время в литературных источниках, научных трудах и руководящих документах у нас в стране и за рубежом широко применяются такие термины, как «психологическая война», «информационная война», «психологические операции», «психологическая борьба», «информационно-психологическое противоборство» и др. Наиболее широким из перечисленных понятий является «информационно-психологическое противоборство», отражающее различные уровни противодействия конфликтующих сторон, осуществляемого информационными и психологическими средствами для достижения политических и военных целей. Такая широкая трактовка рассматриваемого феномена позволяет охватить информационно-психологические операции, осуществляемые: а) на разных уровнях (межгосударственном или стратегическом, оперативном и тактическом); б) как в мирное, так и в военное время; в) как в информационной, так и в духовной сфере; г) как среди своих военнослужащих, так и среди войск противника. В системе информационно-психологического противоборства, осуществляемого в военных целях, можно выделить феномены, квалифицируемые как «информационная война» и «психологическая война». Под информационной войной можно понимать борьбу сторон за достижение превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте получения информации, скорости и качестве ее переработки и доведения до исполнителей. Такая война включает следующие направления деятельности: - добывание необходимой информации; переработка полученной информации; - защита информационных каналов от проникновения противника; своевременное и качественное доведение информации до потребителей; дезинформация противника; - вывод из строя или нарушение функционирования систем добывания, переработки и распространения информации противника; - уничтожение, искажение, хищение информации у противника; - разработка более эффективных, чем у противника, средств работы с информацией. Средствами ведения информационной войны могут быть: а) компьютерные вирусы, отличающиеся высокой способностью проникновения по различным каналам в программы, закрепления и размножения в них, подавления и вывода их из строя; б) «логические бомбы», «программы-оборотни», «программы-убийцы информации», заранее внедряемые в информационно-управляющие центры военной и гражданской инфраструктуры, и по сигналу или в установленное время искажающие, уничтожающие информацию или дезорганизующие работу программно-технических средств; в) программы несанкционированного доступа к информационным ресурсам противника с целью хищения разведывательной информации; г) средства подавления информационных систем противника, вхождения в них в целях подмены информации или открытого пропагандистского вмешательства; д) биотехнологические средства, созданные на основе клеточной инженерии, выводящие из строя компьютерные платы; е) средства внедрения вирусов, логических бомб, программ-оборотней, программ-убийц информации, программ воздействия на персонал («зомбирование») и др. в информационные системы (вирусные пушки, закладки в микропроцессоры, международные компьютерные сети и др.). Психологическая война может быть рассмотрена как борьба между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в духовной сфере и превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником. При таком подходе информационные возможности, наряду с чисто психологическими акциями, выступают средством решения психологических задач. В рамках психологической войны следует выделить следующие направления: - мобилизация и оптимизация моральных и психологических сил нации и вооруженных сил в интересах решения военных задач; - защита населения своей страны и ее вооруженных сил от разлагающего информационно-психологического влияния противника (психологическое противодействие; психологическое прикрытие; контрпропаганда; психологическая защита); - психологическое воздействие на войска и население противника в целях их дезориентации, деморализации и дезорганизации (психологическая борьба); - влияние на взгляды, настроения, поведение дружественных и нейтральных аудиторий (стран, социальных групп, вооруженных формирований) в направлении, благоприятном для достижения победы над противником. Кратковременные или узконаправленные информационно-психологические операции, осуществляемые как в мирное, так и в военное время, во многих странах мира обозначаются устоявшимся термином психологические операции (ПсО). В настоящее время в нашей военной науке по критерию направленности информационно-психологического воздействия выделяются: а) противодействие и защита войск от психологических операций противника; б) психологическая борьба (воздействие на войска противника и население враждебных, дружественных и нейтральных государств, т.е. то, что зарубежными специалистами квалифицируется как психологические операции). И, хотя такое деление терминологически не совсем корректно, оно в целом отражает необходимые направления сосредоточения усилий командиров, штабов, органов воспитательной работы в рамках информационно-психологического противоборства с противником. Опыт осуществления успешных информационных и психологических акций в военных событиях последнего времени (при проведении военной операции США в Гренаде (1983 г.), во время войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.), при вторжении на Гаити (1994 г.), в ходе выполнения миротворческих задач в Боснии и Герцеговине (1996 г.) и др.) свидетельствует о том, что их эффективность высока лишь тогда, когда они увязываются в целостную систему информационно-психологического воздействия, осуществляются по единому плану, на уровнях, объективно востребуемых обстановкой. Поэтому, по данным специалистов, армии наиболее развитых в экономическом и военном отношении государств готовятся к ведению войны одновременно по нескольким направлениям: радиоэлектронная борьба, активная разведка, дезорганизация систем управления войсками и оружием, психологические операции, специальное программно-техническое воздействие на информационный ресурс противника. Таким образом, информационно-психологическое противоборство представляет собой борьбу между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в области получения, обработки, сохранения и доведения до пользователей необходимой военной, политической, технической и иной информации, а также в сфере моральных и психологических возможностей нации, ее армии и флота в интересах достижения политических и военных целей. 2. Объекты и субъекты информационного противоборства Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Общим признаком объекта, который можно рассматривать как объект информационного противоборства, является любая форма использования информации в его функционировании. Родовые объекты информационного противоборства: - система социальных отношений информационного общества; - система политических отношений информационного общества; - система психологических отношений информационного общества. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды: - массовое и индивидуальное сознание граждан; - социально-политические системы и процессы; - информационная инфраструктура; - информационные и психологические ресурсы. Под психологическими ресурсами понимаются следующие компоненты информационного пространства:
Страницы: 1, 2, 3
|