на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Компьютеры в образовании
атериальное богатство иногда позволяет некоторым и в зрелом возрасте вести такой же свободный поиск себя в этом мире. Остальным внешние условия и обстоятельства обычно оставляют (иногда с самого детства) лишь малые крохи возможности свободно пробовать себя в разных амплуа жизни и таким образом отыскать свой стабильный СТП-статус. Выполняя расписанную на много лет вперед программу стандартов начального, среднего и высшего образования, большинство из нас теряют врожденный СТП-навык, который обеспечивает постоянный и интенсивный рост способности все глубже постигать мир. Так что реальной задачей реформы образования может оказаться именно восстановление и развитие этого природного навыка в условиях учебного заведения.

Одним из средств обновления существующей системы образования может стать разумное использование обучающих систем на компьютерах. Уже созрели условия, позволяющие применять их как комплекс широко доступных ученику альтернатив классно-урочным процедурам обучения. А с появлением реальной альтернативы каждый получает возможность действенно (а не умозрительно) оценить учебную процедуру, в которой пока участвует подневольно. С этого может начаться свободный поиск своего места в учебном процессе, не вступающий в конфликт с крепостными нормами учебного заведения.

В некоторых вузах уже сейчас есть возможность выделить в учебном плане особый, либерально-компьютерный (ЛК) режим обучения. Для этого нужно лишь признать ведомость ЛК-успехов студента, удостоверенную специалистом (кафедры), равноценной другим ведомостям и документам деканата. При этом придется обеспечить учащемуся истинный поиск, а значит - «свободную оценку» шести режимов обучения: (аудиторный, заочный, лабораторный, вечерний, экстернатный и ЛК-режим). Даже внутри заданной номенклатуры предметов одной кафедры понадобится преодолеть ряд этических предрассудков в пользу классно-урочных ритуалов. Этому может помочь развивающаяся Единая экзаменационная госсистема (ЕЭГ).

Дело в том, что принцип ЕЭГ-аттестации со временем придется расширить так, чтобы он действовал и при получении диплома. В этих условиях может возникнуть творческая конкуренция в среде самих педагогов. Ведь в микросоциуме каждой кафедры появляется новый, заметно отличающийся от остальных педагогов ЛК-член. Но его появление может пройти безболезненно при условии, что на первых порах он возьмет на себя заботу о тех «отходах» (отсев, неуспеваемость и т. п.), которые неизбежно образуются в ходе учебной деятельности классно-урочного порядка на всякой кафедре. До сих пор подобные явления рассматриваются как недочеты учебной работы. Поэтому «неуспеваемость» учащихся иногда прикрывается тем или иным не вполне законным путем, включая даже взятки (за положительные оценки на экзамене или зачете).

Появление ЛК-выбора позволяет преодолеть эту патологию класс-школы в более оптимальном режиме: каждый преподаватель будет работать с группой, которая полностью удовлетворяет его требованиям. Все остальные (получающие «неуды» на зачетах) не подвергаются исключению или переэкзаменовке, а переходят на иной, либерально-компьютерный режим обучения предмету.

Конечно, появление у студента такого выбора (точнее - «свободы поиска») режима обучения может сработать лишь при условии его обратимости: переход в ЛК-режим не исключает возвращения к классным занятиям (например, по некоторым темам) или вообще работы в двух режимах параллельно. В этом случае на кафедре или во всем вузе неизбежно начнет формироваться нормальная служба учебных услуг: из административно-репрессивного заведения такая класс-школа начнет превращаться в парк открытых студий. Это обязательно поведет к пересмотру содержания предлагаемого курса, ибо далеко не все аспекты традиционного обучения поддаются прямой формализации на компьютере.

4. Концепция интеграции домашнего компьютера в систему школьного образования

За последние два-три года на российском рынке образовательных компьютерных технологий появилось новое явление - домашний компьютер. По мнению экспертов сегодня в домах у россиян находится более полумиллиона компьютеров. Ожидается, что к 2005 году масштабы домашней компьютеризации будут определяться более чем 30% семей. При этом, приобретаются, как правило, хорошие мультимедийные компьютеры, о которых большинство школ могут пока еще только мечтать. К массовому появлению домашних компьютеров у учащихся необходимо подготовиться и психологам, и методистам, и учителям, и родителям. Нам видятся пока такие модели использования домашнего компьютера в системе школьного образования:

Использование домашнего компьютера без ведома учителя. Компьютер выполняет функции домашнего репетитора. Обучающая система привязана к стабильным учебникам, задачникам, атласам, контурным картам и т.д. Ребенок может использовать разнообразные электронные энциклопедии, справочники, словари, которые помогут ему лучше подготовиться к урокам в школе, быстро составить какое-либо сообщение или доклад по заданной теме.

Использование домашнего компьютера как дополнения к учебному процессу, организованному учителем в классе. Учитель владеет информацией о том, какие программы есть на домашнем компьютере у учащегося, представляет основные дидактические возможности этих программ и дает домашние задания (или темы учебных проектов) в зависимости от этого.

Единая среда “школа - дом”, предполагающая систематическое использование компьютеров как в классе, так и дома. Компьютер используется и в классе, и дома. Компьютер в классе используется учителем при разного рода демонстрациях, при объяснении нового материала, в качестве лабораторного стенда, для выборочного или фронтального тестирования учащихся и для многого другого. При этом, домашний компьютер должен быть оснащен теми же программами, что и школьный.

Использование компьютера для дополнительного образования. Используются не только разнообразные обучающие программы, электронные учебники и справочники, но и системы дистанционного обучения на основе современной Интернет, благодаря которым любой желающий может получить образование и в отечественных учебных заведениях, и за рубежом.

Домашнее обучение для детей, не имеющих возможность посещать школу. Используются электронные учебники и методические пособия, привязанные к школьной программе и к стандартам образования. Систематическая работа ребенка с компьютером под руководством родителей и с их участием. Также большие перспективы имеет использование телекоммуникаций, поскольку при этом можно обеспечить работу учащегося под руководством учителя и общение учащегося с другими детьми, объединенными в так называемые “виртуальные группы" и работающими в сети над одной и той же учебной темой.

Интеграция домашнего компьютера в систему образования потребует не меньших усилий, чем те, которые пришлось сделать тысячам учителей и системе образования в целом на первом этапе информатизации образования. Нам представляется особенно важным применение системного подхода к организации образовательного процесса с использованием домашнего компьютера, комплексное и скоординированное между учителями, родителями, психологами и разработчиками.

5. Компьютеры в математическом образовании

В современных условиях резко возросло роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система образования, особенно образования математического, связанного с проблемой компьютеризации наиболее тесно и естественно.

Если говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает, с одной стороны, как объект изучения и, с другой, как средство обучения. Первое направление подразумевает обучение работе с компьютером, знание основных сфер применения компьютера, формирование умения самостоятельно составлять простейшие программы, усвоение определенной терминологии. Второе направление связано с созданием и использованием различных типов программ, необходимых и полезных в учебном процессе. Сегодня количество программ, используемых в обучении, велико, выполняемые ими функции разнообразны и обширны. Тем не менее, можно попытаться выделить несколько основных типов программ, различающихся прежде всего целью их применения. Так, наиболее естественным, на наш взгляд, является разделение программ на обучающие, контролирующие и учебно-технологические.

Обучающие программы предназначены, прежде всего, для помощи учащимся в осуществлении учебного процесса: усвоение и закрепление полученных ранее знаний, установление связей между теорией и ее конкретными (чувственными) проявлениями, наконец, на более высоком уровне, самостоятельное получение новых знаний, организация исследовательской деятельности. Из общего набора обучающих программ следует выделить программы-игры, стимулирующие инициативу и творческое мышление, способствующие формированию стратегий решения задач и структуры знаний и которые могут быть успешно применены в различных областях.

Контролирующие (экзаменующие) программы предназначены для контроля получаемых учащимися знаний. Следует отметить, что зачастую трудно провести грань между обучающей и контролирующей программами, так как обычно программы такого рода используются как одна из форм самостоятельной работы учащихся, а результаты, выдаваемые компьютером, выполняют роль промежуточной аттестации. Но есть и специальные программы-экзаменаторы, предназначенные только для контроля знаний - обычно, в отличие от программ обучающих - по достаточно обширному разделу.

Учебно-технологические программы характеризуются тем, что здесь с компьютером непосредственно взаимодействует не обучаемый, а педагог. При этом компьютер помогает преподавателю в осуществлении учебного процесса, в составлении и предъявлении учащимся учебных заданий, соответствующих разным этапам процесса усвоения и индивидуальным особенностям ученика. Эти программы облегчают рутинную работу при арифметических вычислениях, освобождают время преподавателя и позволяют иметь под рукой богатый материал для иллюстрации тех или иных математических утверждений.

Широкий спектр обучающих, контролирующих и учебно-технологических программ создан студентами и учениками подшефных классов при кафедре теории чисел математического факультета МПГУ. Среди них как программы, предназначенные для школьного обучения, так и программы, используемые в практике обучения в вузе. В их числе:

- обучающие (и контролирующие) программы: МАТЕМАТИК (арифметический ассистент учителя); ГРАФИКИ; ЧЕРНЫЕ ЯЩИКИ; СВ (системы вычетов);

- обучающие программы-игры: СТРЕЛЫ (рациональные дроби); STAR (пропедевтическое введение градусной меры угла); АРИФМЕТИК (обратные арифметические задачи);

- "чисто" контролирующие программы: АРИША (школьная арифметика); ЗАЧЕТ (допуск к зачету по курсу теории чисел);

- учебно-технологические: ЦЕПНЫЕ ДРОБИ и СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ (генерирующие пакеты заданий по указанным темам); программы составления таблиц индексов, таблиц нестандартных арифметических функций и т.п.

6. Компьютерный «учебник»

Компьютерные обучающие программы (КОП) представляют обучающее средство созданное при помощи компьютерных технологий, хранящиеся в памяти компьютера или на специальных носителях (дискетах, компакт-дисках и др.) и реализуемые при помощи компьютеров.

Смысловая нагрузка, которую несет любая КОП в образовательном процессе практически та же самая что и у полиграфических форм образовательных средств. Однако, у КОП имеется ряд особенностей, которые недоступны для полиграфических форм.

На рис. 1 показана сравнительная характеристика компьютерных и полиграфических форм обучающих средств.

Компьютерные обучающие программы, или “компьютерные учебники” могут повторять все формы учебной литературы, имеющейся на вооружении в современном, “классическом” образовании: учебные пособия, справочники, методические указания, атласы , базы данных, системы самоконтроля и самообразования (тест-системы), задачники. Наиболее эффективный вариант - создание набора мультимедийных компьютерных программ, видеофильмов и аудиоматериалов (компакт-диски) по данному предмету и создание комплексного компьютерно-видео-аудио набора программ, охватывающих целые курсы, например: общая и сравнительная цитология, гистология, анатомия низших и высших растений, их систематика и биогеография.

Рис. 1. Сравнительная характеристика компьютерных и полиграфических форм обучающих средств

Для создания компьютерных учебников, атласов, справочников, методических пособий и т.д. прежде всего необходимо определить программное средство (“оболочку”), которое автор образовательного документа будет использовать в своей работе. Это очевидно, так как в зависимости от выбранной программной “оболочки” автор разрабатывает сценарий КОП и выбирает необходимые способы подготовки текстовых, графических и др. элементов будущего учебного пособия. В настоящее время используются два подхода в выборе программных “оболочек”.

Первый подход предполагает использование комбинации стандартных программных пакетов (Word c гипертекстовыми переходами, Excel, Power Point и др.).

Второй подход связан с использованием специальных программных “оболочек” разработанных отдельными авторскими коллективами и специальными фирмами. Как указывалось выше в нашей стране для этой цели в 90-х годах был разработан ряд программ, таких как оболочка для локальной информационной системы (CLIS), инструментальная среда “Адонис” (научно-техническая фирма “РосФайл”, Москва), универсальная инструментальная система “Aosmicro” (авторы Чернышев Ю.А. и Воронин А.Т.), программно-инструментальный комплекс “Урок” (фирма “Дисофт Лтд., Москва) и др.

К сожалению, в настоящее время эти программы, невзирая на их большие возможности, практически не используются, так как они были рассчитаны на работу в операционной системе MS DOS.

В Центре аналитической микроскопии создана инструментальная система “Фотомир” (ИС “Фотомир”) специально для создания атласов изображений, полученных при помощи телевизионно-компьютерной микроскопии. Однако разработанная инструментальная система представляет универсальную оболочку для разработки различных мультимедийных баз данных и знаний в среде Windows.

Заключение

На современном этапе НТР происходит компьютеризация всех сфер человеческой деятельности. Мы являемся свидетелями информационного "взрыва", когда человеческий мозг уже не в состоянии справится с непрерывно увеличивающимся потоком информации.

Обилие информационных потоков, особенно при плюрализме образовательных идей, технологий, также настоятельно вызывает потребность в использовании возможностей современной вычислительной техники в обучении.

Очевидно, что обучение на базе компьютерных технологий это динамический процесс, основные тенденции развития которого связаны с расширением сферы использования компьютеров во всех сферах жизни и, соответственно, в учебном процессе.

Практическое использование компьютерных учебных пособий требует разработки специальных методик их использования. Это связано с тем, что в отношения преподаватель-студент-преподаватель включается компьютер с виртуальными учебниками, находящимися в его памяти. С моей точки зрения, роль преподавателя в учебном процессе в “компьютерную эру” останется такой же важной как и в “эру классических форм” образовательного процесса. Компьютерные учебные пособия необходимо рассматривать только как средства позволяющие преподавателю значительно повысить эффективность своего труда. Проблема заключается в том, что преподаватель должен правильно определить место компьютерных “помощников” в образовательном цикле своего курса и составить соответствующий график проведения лекционных занятий, практикумов, семинаров и др.

Учитывая, что использование компьютерных обучающих программ связано с использованием сложных и дорогих технических средств, наиболее целесообразной формой организации учебного процесса в этом случае является организация специализированных учебных классов. Рассмотрим пример специализированного класса по Аналитической микроскопии, проект которого разработан в Центре аналитической микроскопии в Пущино.

А) Специализированный учебно-научный класс предназначен для проведения практических учебных занятий по курсам: опыт работы с микроскопом, цитология, гистология, эмбриология растений и животных, биофизическая цитология, цито- и гистохимия, клеточная и тканевая инженерия, генетика, клеточная биотехнология (микроклональное размножение растений, культура клеток и тканей), биоразнообразие микроскопических форм жизни (сравнительная микроанатомия растений и животных, зоология беспозвоночных, низшие растения), медицинская цитодиагностика. В области небиологического образования класс может использоваться для проведения занятий по микрохимии (качественный и количественный микроанализ), криминалистике, микрокристаллографии, материаловедении и др.

Б) В свободное от занятий время в Классе могут проводиться научно-исследовательские работы студентами первого уровня обучения, магистрантами и аспирантами в области аналитической микроскопии. Повышение квалификации специалистов в области микроскопии.

В) В Классе возможно организация кружковой работы с учащимися старших классов образовательных школ, лицеев, колледжей и др. довузовских учебных заведений.

С нашей точки зрения имеется три возможных варианта организации класса.

а) Самый простой вариант включает организацию нескольких рабочих мест, обеспеченных телевизионно-компьютерными микроскопами (ТКМ), на которых проводится практикум по предметам, изучение которых связано с использованием микроскопии.

б) Средний вариант содержит систему рабочих мест, связанных между собой локальной сетью и имеющих связь с ТКМ преподавателя, через который последний осуществляет руководство практикумом. Такой класс можно использовать для чтения лекций и проведения Семинаров, студенческих конференций и др. В этом случае Класс должен дополнительно снабжен крупноформатными средствами отображения компьютерной информации (телевизор с большим экраном, плазменная панель, проектор на жидкокристаллической матрице).

Список использованной литературы

1. Анатомия компьютера (мультимедийная энциклопедия). Программный продукт: Институт проблем искусственного интеллекта, Донецк, 2006.

2. Жигарев А.Н. Основы компьютерной техники. М., 2008.

3. Кузнецов Е.Ю., Осман В.М. Персональные компьютеры и история их развития: Учеб. пособие для ВУЗов М., 2005.

4. Персональный компьютер от А до Я (мультимедиа энциклопедия). М., 2006.

5. Растригин Л. А. С компьютером наедине - М.: Радио и связь, 2006.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.