на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конститутивные признаки компьютерной коммуникации
омпьютерная коммуникация многогранна. Она обладает характеристиками, присущими и другим видам коммуникации. С точки зрения масштабности компьютерная коммуникация имеет в себе черты массовой (общение со всем миром), внутриличностной (общение между пользователем и компьютером) и групповой.

Учитывая временной фактор - длительность коммуникативного процесса, - компьютерное общение может быть как кратким (получение электронной почты), так и неограниченным во времени (участие в конференциях).

По форме компьютерная коммуникация разделяется на устную (при наличии голосового модема) и письменную (текстовая и графическая). Под графической мы понимаем передачу картинок, схем и т.д., но не букв.

По способу контакта компьютерное общение представляет опосредованную коммуникацию, так как осуществляется с помощью технического средства.

По каналу передачи и восприятия информации компьютерная коммуникация делится на актуальную (общение с реальными, известными людьми) и виртуальную (общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками).

Исходя из сказанного, мы предполагаем следующую модель компьютерной коммуникации:

КОМПЬЮТЕРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

По признаку масштабности

По времени

По форме

По способу контакта

По каналу передачи и восприятия информации

1) массовая;

2) групповая;

3) внутриличностная

1) краткая;

2) неограниченная

во времени

1) письменная (текстовая, графическая);

2) устная (при наличии голосового модема)

1) опосредованная (с помощью компьютера)

1) актуальная;

2) виртуальная

Компьютерное общение - это виртуальное общение. Обстоятельства компьютерного общения актуализируют изучение компьютерного общения с точки зрения эмоций и персональных характеристик. В связи с этим необходимо прежде всего рассмотреть связь актуального и виртуального.

Общение может осуществляться с конкретными или неконкретными людьми. Актуальное общение - общение с реальными людьми (по телефону, в письмах и т.д.), то, что имеет место в действительности (от латинского realis - вещественное). Виртуальное - это общение с неопределенным коллективом, с неизвестными, воображаемыми собеседниками. Виртуальное общение дополняет действительность и происходит в нашем сознании. Строго говоря, виртуальное пересекается с понятием "субъективный", с точки зрения ощущения индивидуума, так как ощущения всегда субъективны.

В процессе общения неизвестный собеседник по компьютерному дискурсу может стать известным отправителю речи, в таком случае виртуальное общение станет актуальным.

Термин "виртуальный" происходит от английского слова virtual и означает “мыслимый элемент языковой системы, независимо от реализации или актуализации в речи, противопоставляемый актуализированному” (Ахманова, 1966: 79).О.С. Ахманова не разграничивает понятия "виртуальный" и "потенциальный", говоря о том, что “виртуальный знак - это то же, что и потенциальный знак".

На наш взгляд, понятия "виртуальный" и "потенциальный" различаются. Потенциальное общение - это общение, которое пока не состоялось. Виртуальное общение может иметь место в настоящем или будущем, но не является реальным в отношении подлинности ощущений, поскольку зрительные и звуковые образы синтезируются компьютером.

В последнее время широкую известность приобрел термин “виртуальная реальность": “Virtual reality is a set of images and sound produced by a computer which seem to represent a place or a situation in which a person experiencing it can take part” (CIDE, 1995).

Virtual reality is an artificial environment created with computer hardware and software and presented to the user in such a way that it appears and feels like a real environment (Virtual reality - Web Encyclopedia).

Виртуальная реальность - это воспроизводимая посредством компьютера кажущаяся действительность, которая моделируется людьми. Виртуальное дополняет действительность и происходит в нашем сознании (Rheingold, Howard, 1993: 12), т.е. оно не происходит в действительности и в этом схоже с потенциальным. Но, в отличие от потенциального, которое больше мыслится, виртуальное происходит в настоящий момент и переживается. Виртуальный характер компьютерного общения существует для человека как возможность подключения. Можно подключиться в любой момент и общаться с виртуальными собеседниками, которые на самом деле могут и не существовать.

Модели людей в виде виртуальных существ, участвующих в виртуальном общении, получили название "аватары" (т.е. перевоплощения, в индуизме бог Вишну воплощался в других героев и совершал подвиги в их обличии).

Итак, можно сказать, что виртуальное общение - это общение с неопределенным коллективом (с неизвестными, воображаемыми собеседниками), что является одним из отличительных признаков компьютерного общения.

Следует заметить, что анализируя ситуации и участников компьютерного общения, мы сталкиваемся со сложной комбинацией дискурсов: передача личной почты от одного пользователя другому по электронной почте (бытовое общение), официальный обмен и запрос информации по электронной почте (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей и конференциях (научный дискурс), обсуждение вопросов преподавания и образования в конференциях (педагогический дискурс), реклама, появляющаяся на электронных досках объявлений (рекламный дискурс), обсуждение политических вопросов (политический дискурс).

Общение посредством компьютера не имеет четких временных ограничений, по сравнению с религиозным, педагогическим и другими дискурсами, т.е. оно может происходить в любое время дня и ночи, единственное условие для его осуществления - наличие компьютера.

В понятие "компьютерный дискурс" входят тексты не только компьютерного содержания. Это прежде всего общение, затрагивающее различные проблемы, такие, как философия, астрономия, медицина, физика, музыка, религия и др.

Способом реализации компьютерного дискурса является обсуждение различных вопросов, спор образованных людей, отстаивающих свою точку зрения. Под способом общения подразумевается, прежде всего, средство общения - язык во всем разнообразии порождаемых текстов, режим (тип диалога), тональность общения (нейтральная, торжественная, шутливая, конфликтная), а также - канал общения.

В компьютерном дискурсе языком общения часто является английский. На наш взгляд, в данном случае огромное значение имеет интернациональность аудитории, для одних пользователей английский - это родной язык, а для других - язык - посредник.

При устном общении, наряду с языковыми средствами общения, используются и невербальные средства (мимика, жестикуляция, проксемика, сопровождающие речь действия и молчание как способ коммуникации). Если же коммуникация осуществляется письменно, то используются различные метатекстовые знаки (курсив, шрифтовое, рамочное выделение и т.д.).

Письменная коммуникация, в отличие от устной, может включать схемы, картинки, фотографии разного вида. Сюда следует отнести вторичные по отношению к естественному языку системы: цифры, математические формулы, географические и астрономические знаки и др.

Существует и психологическая сторона компьютерного общения. Суть в том, что общающиеся люди никогда не видели друг друга, возможно, никогда и не увидят, и знают друг друга на основе представленных текстов, что, несомненно, составляет специфику компьютерного общения.

Способ общения включает также режим взаимодействия коммуникантов, определяемый дистанцией между ними. Генетически исходным является контактный диалог, в котором участвуют, по меньшей мере, двое партнеров, каждый из которых вносит свой вклад в общение.

В институциональном общении реализуется опосредованный контактный диалог. При этом адресат “пассивно" присутствует и не имеет права произвольно вступать в диалог. Компьютерное общение осуществляется в письменной форме, оно дистантно, т.е. участники удалены друг от друга в пространстве и во времени. Адресат физически отсутствует и не может вступить в контакт с отправителем речи в пространстве и в реальном времени.

Отличительной особенностью компьютерного общения является также и то, что, с одной стороны, оно осуществляется с помощью компьютера (информация хранится в электронном виде), а с другой - это традиционный способ письменного общения, только каналом общения выступает не бумага, а электронный сигнал.

Компьютерное общение характеризуется также наличием гипертекста. Данное понятие, появившееся сравнительно недавно, возникло в связи с изучением электронных текстов.

Термин "гипертекст" был введен Т. Нельсоном в шестидесятых годах для обозначения текстов, имеющих электронную форму, как радикально новый способ информационной технологии и новый метод публикации. "By `hypertext,' I mean non-sequential writing - text that branches and allows choices to the reader, best read at an interactive screen. As popularly conceived, this is a series of text chunks connected by links which offer the reader different pathways". Под гипертекстом я понимаю непоследовательное письмо, текст, который ветвится и позволяет читателю сделать выбор, текст, который лучше читать на интерактивном экране. В популярном понимании это последовательность текстовых отрывков, соединенных связями, предоставляющими читателю различные направления (Landow, 1992).

“A hypertext document is one that provides cleary visible links to other documents; and in a hypertext computer environment, selecting a link in one document moves you directly to the other" (Discover the World Wide Web with Your Sportster, 1996: 4). “Гипертекстовый документ - это документ, который обеспечивает ясную визуальную связь с другими документами; и в пространстве компьютерного гипертекста, выбирая ссылку (связь) в одном документе, вы переходите к другому документу" (Перевод наш. - Е. Г)

Гипертекст - это “текст с рядом слов (как правило, каким-либо образом выделенных), которые выполняют роль ссылок и указывают либо на другие части этого же документа, либо вообще на другой документ” (Борзенко, 1996: 114).

"Hypertext - a text stored in a computer in such a way that while one is reading an article one can follow a reference to another article and read that before returning to the original article or moving to something different" (OALD, 1995: 586).Т. е. гипертекст - это сохраненные в компьютерном тексте ссылки на другие статьи, которые можно прочитать, перед тем, как вернуться к исходной [оригинальной] статье или обратиться к чему-нибудь другому.

"Hypertext is a method of organizing text, graphics and other kinds of data so that data elements point to one another, both within a single document and across other documents. Users can follow links in a non-linear fashion, as opposed to reading only line by line, page by page, in a predetermined order" (Hypertext - Web Encyclopedia).

Джордж Лэндоу называет гипертекстом блоки текстов и электронные связи между ними (Landow, 1992). Он считает, что гипертекст соединяет отрывки вербального дискурса с образами, картами, диаграммами и звуком так же легко, как и с другими отрывками текста, и поэтому расширяет понятие текста, делая его не только вербальным. Таким образом, гипертекст, по Д. Лэндоу, означает информационную среду, которая объединяет вербальную и невербальную информацию.

Э. Латур утверждает, что тексты получают свое значение не относительно внешнего мира, а относительно других текстов. Как исследователи мы все зависим от такого опыта "интеллектуального цитирования", о котором говорит Э. Латур. Данная идея точно совпадает с основным принципом построения гипертекста. В связи с этим и Дж. Лэндоу и Р. Болтер считают гипертекст "технологическим апофеозом интертекстуальности" (Internet Student's Dictionary).

Итак, суммируя различные определения, под гипертекстом мы понимаем текст и систему команд или дополнений к нему, которые позволяют осуществлять ряд операций: стирать, выделять и т.д. Таким образом гипертекст включает вспомогательный инструментарий, позволяющий ускорить получение нужной информации. Имеются в виду графические средства выделения информации (параграфемика) в виде шрифтов разного типа, сопровождающие знаки, в том числе идеограммы, полимодальные рубрики - фрагменты мелодии, видеоклипа, динамического образа.

Для компьютерной коммуникации характерно также наличие графических изображений. Информация передается не только в виде текстов, но и в виде различных образов, в прикрепленных файлах. В результате развития среды "мультимедия" (выход на зрительные и слуховые образы, хранимые в памяти и воспроизводимые по заданию пользователя) меняется традиционное представление о тексте. По мнению В.И. Карасика, в этом случае можно говорить о расширении текста, включающего зрительный образ в статическом и динамическом исполнении (картинка и фильм), звуковое сопровождение и собственно текст в виде титров (Карасик, 1997: 142).

В последнее время отмечается стремительное движение от текстов буквенных к текстам, включающим видео - и аудиовставки. Мы также можем говорить и о текстовых вставках, существующих благодаря развитию креолизованных текстов. Креолизованные тексты включают в себя собственно буквенные, образно-зрительные и образно-слуховые компоненты. Креолизованный текст имеет дополнения трех типов: картинки, аудио - и видеовставки.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.