Контроллинг
07.09.2007. Понятие контроллинга. 1.Сущность контроллинга. 2.Функции контроллинга. Хан. «Планирование и контроль» (ПИК). 1.Сущность контроллинга. Понятие контроллинге не равно понятию контроля. Контроль обращен в прошлое, а контроллинг в будущее. Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет. Предприятие, имеющее децентрализованную структуру (предприятие, перешедшие на квазипредприятие) - поле для контроллинга. Управление бизнес-процессами требует компетентного решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами. Первая проблема, которая мешает нам принять решение - отсутствие сигналов не благополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих принять мотивированное решение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению. Контроллинг - это искусство управления (система управления), направленное определение будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь - контроллер. Суть работы контроллеров - стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в случаях когда функции управления предприятием делигированны его подразделениям (отделам, службам). Стимулы контроллинга - каждый рабочий заинтересован в том, чтобы предприятие процветало. Каждый рабочий оценивается по своему вкладу. Контроллингу свойственно следующее: -самостоятельность вместо зависимости. -самоуправлению вместо подчинения. -доверие вместо контроля. Лишь такое действие механизма контроллинга приводит к изменениям во взаимоотношениях между работниками предприятия и способствует взаимопониманию между ними. Сущность самого контроллинга в понятийном плане определено литературой по-разному. Наиболее распространенное понимание контроллинга и его методов сводится к следующему: -планирование (подробное) -контроль за выполнением плана -глубокий анализ ответственности работающего -учет (управленческий). Контроллинг - это система управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы. Контроллинг сравнивают с современным навигационным оборудованием корабля, позволяющим предприятию лучше ориентироваться в бурном мире рыночных отношений. Контроллинг несколько по-иному трактует экономически показатели. Например, такие как: прибыль, оборот и затраты. Прибыль признается только чистая, обороты признаются по реализации. Например, в контроллинге не все затраты планируются только считается целесообразным планировать зависимые затраты от производства. Используется директ-костинг. Своеобразно строится ценовая политика. Концепция контроллинга. В основе концепции лежит адаптация стратегических целей к изменениям предприятия на которые повлияла внешняя среда. Без планирования не существует контроллинга. Планирование от стратегических планов до оперативных планов. Планирование отдельных бизнес-процессов, их результатов. Обеспечение менеджеров информацией. Создание системы контроля оперативной информации. Создание системы контроля на основе самоуправления. Ориентация на клиента. Система стимулирования работ низов на их вклад в достижение целей. Синхронизация целей предприятия и личностных целей (личностный доход и карьера). Постоянная оценка клиентов по критерию доходности. Циклы контроллинга: 1.Планирование (сверху-вниз). 2.Снизу вверх 3.Ликвидация разногласий. Это контроль выполнения планы в разрезе каждого ответственного. 2.Функции контроллинга. 1)Сервисное - снабжение всех работников оперативной информацией. 2)Принятие решений - методология принятия решений и их координация. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается с помощью систем планирования, управленческого учета и отчетности, разработанной для подразделения На основе такой информации рассчитывается отклонения, принимаются стратегические решения. Принятие решений базируется на таких методах, как standard cost и direct costing. Философия доходности. Преимущественная ориентация мышления сотрудников на рентабельность. Отчетливое понимание контроля издержек. Гармонизация - связь клиента и доход. Связь системы стимулирования работника с конкретным вкладом в предприятия. Синхронизация целей клиента и предприятия. Цели контроллинга. -достижение целей, заданных предприятием. Для выполнения своих функция контроллинг решает такие задачи: -создает и развивает систему планирования. -определяет методы планирования. -определяет исходную информацию для планирования. -контроллинг не определяет «что планировать», а советует «как и когда». Контроллинг разрабатывает контрольные документы, включающие сроки, содержание контрольных операций, допустимые отклонения, ответственность и т.д. В задачи контроллинга ходит разработка архитектуры информационной системы. Контроллер разрабатывает архитектуру ИС от сбора информации до принятия решений. В задачи контроллинга так же входит проведение специальных сииледований, связанных с изучением тенденций развития организации в рыночных условиях. На основе обобщения опыта ведущих предприятий мира, отобраны идеальные функции: -учет. -разработка и внедрение внутреннего учета. -унификация методов и критериев оценки деятельности организаций и подразделений. -функция планирования (совершенствование всей архитектуры системы планирования). -координация всех планов с общими планами организации. -контроль и регулирование (определяет научно допустимые границы отклонений величин). -информационное обеспечение контроллинга (определяются носители информационного обеспечения, порядок обмена информацией, порядок корректировки, обмен откорректированной информацией и обмена ею). С точки зрения контроллинга определить задачи, в которых можно применить контроллинг с использованием реинжиниринга. Виды контроллинга в системе управления. 1.Стратегический контроллинг. 2.Оперативный контроллинг. 1.Стратегический контроллинг. Различают следующие аспекты контроллинга: -«делать правильное дело» - стратегический контроллинг. -«делать дело правильно» - оперативный контроллинг. Стратегическое планирование по сути дела определяет потенциал успеха предприятия. При этом различается потенциал внешний и внутренний. Внешний потенциал зависит от успешной комбинации «продукт-рынок». Внутренний предполагает информационное, структурное, техническое, финансовое, кадровое обеспечение и т.д. Стратегическое планирование в контроллинге имеет следующие фазы: -поиск и формулирование стратегической цели. -оформление и оценка стратегии и принятие стратегических решений. Оформление и оценка стратегий - на этой фазе фиксируется исходная ситуация, потенциалы и «стратегические» люки. Люк - разность между возможными реальными результатами. Стратегическое решение принимается после устранения люков через реструктуризацию или через создание новой структуры (реинжиниринг). Осуществляется на основе плановых показателей путем сравнения факта и плана. Большую роль играет сравнение с нормативами. Стратегически контроль ведется не только по предприятию в целом, но и по его подразделениям. При этом возникает проблема измерения показателей и их интеграции. Стратегический контроль предполагает формирование контролируемых величин, проведение контрольной оценки. 14.09.2007. Банковский контроллинг. Фазы стратегического контроллинга: 1.Фомирование контрольных величин (цели, стратегии, потенциалы успеха, шансы и риски, факторы успеха, разрабатывается сценарий, рубежи контроля и последствия контроля (если - то)). 2.Проведение контрольной оценки (определяются и оцениваются эффективность текущих процессов, созданной в соответствии с реинжинирингом структуры предприятия, правильность поставленных целей, принятие решений по результатам стратегического контроллинга). На это фазе генерируются все выявленные отклонения, дается им оценка, и принимается какое-то решение (если - то). Для того, чтобы стратегические планы были более обоснованны, необходимо иметь хорошее информационное обеспечение для реализации этих задач. Для разработки плана нужна следующая информация: -статистическая - накопленные динамические ряды данных за многие годы. -привлекаются внешние данные такого рода, как мировые достижения других государств, внешние индикаторы (политика государства), хорошо проанализировать «здоровье и самочувствие» своего предприятия. Обладая таким информационным обеспечением контроллинг обязан предложить методику планирования и консультационную помощь, подобрать мат. методы, а затем разработать систему раннего обнаружения тенденций и факторов, способных принести или выгоду или ущерби (или и то и другое). Стратегическое планирование в развитых странах базируется на стратегическом учете и стратегических балансах (внешние, внутренние). внешние дают предусмотреть роль во внешней среде, внутренний - для своевременного выявления узких мест, оценки сильных и слабых сторон деятельности. 2.Оперативный контроллинг. Роль - обеспечение реализации стратегических планов. Контроллинг обязан обеспечить исполнителей методической, информационно и инструментальной поддержкой за выполнение постоянного контроля хозяйственной деятельности предприятия. |
Признаки | Стратегическое планирование | Оперативное планирование | | Иерархические ступени | В основном на уровне высшего руководства. | Включат все уровни, но больше касается среднего и нижнего. | | Неопределенность | Выше | Меньше | | Вид проблем с точки зрения их структуризации | Большинство проблем не структурируется | Все хорошо структурировано | | Временной интервал | Среднесрочное и долгосрочное планирование | Краткосрочное | | Потребность в информации | Архивная, внешняя информация | Внутренняя информация самого предприятия | | Альтернативы планов | Широкий охват показателей | Охват показателей уже | | Охват деятельности | Важные крупные проблемы | Функциональные | | Степень детализации | Не высокая | Большая | | Контролируемые величины | Захват рынка, опережение конкурента в объемах деятельности | Прибыль, рентабельность, ликвидность | | | На потенциал успеха предприятия | На реализацию этого успеха | | |
Контроллинг маркетинга. 1.Задачи контроллинга маркетинга. 2.Инструменты контроллинга маркетинга. 1.Задачи контроллинга маркетинга. 1.Обеспечить менеджеров необходимой информацией для осуществления их деятельности. В основе маркетинговой деятельности в контроллинге положена клиенто-ориентированная система. 2.Переориентировать мышление менеджеров из традиционного на мышление, ставящее приоритетным удовлетворение желания и потребности клиентов. В настоящее время распространен маркетинг-микс. Он включает в себя следующие моменты:
Страницы: 1, 2
|