на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Кружок по 3D моделированию как способ развития воображения старшеклассников (9 класс)
p align="left">Занимаясь 3D моделированием в 3ds Max 2008, старшеклассники создают мысленные модели процессов, объектов, предметов (используя при этом воображение), чтобы затем создать трехмерную графическую модель.

Мы предположили, что занятия по 3D моделированию позволят повысить уровень воображения у старшеклассников.

Для проведения исследования были специально отобраны методики, направленные на определение уровня продуктивности воображения, уровня сложности воображения, степени фиксированности образов представлений, гибкости или ригидности воображения.

Методики, проведенные на констатирующем этапе, показали, что воображение у старшеклассников недостаточно развито. Для развития воображения мною были проведены кружковые занятия с учащимися 9-х классов Тарской средней школы № 2 по изучению 3D моделирования в 3D Studio Max 2008. В опытно-экспериментальной работе участвовали 10 старшеклассников.

Рассмотрев методические подходы Бондаренко С., Бондаренко М., Верстака В., нами было разработано и проведено 6 занятий по 3D моделированию, позволяющих изучить основы 3D моделирования.

После проведения уроков по изучению 3D моделирования в 3D Studio Max 2008, при помощи методик было установлено, что данные уроки положительно повлияли на развитие воображения учащихся 9 класса.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов позволил сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась, а проведенные занятия по 3D моделированию, оказались эффективными, так как произошли изменения уровня развития воображения, а именно:

- повысился уровень продуктивности воображения;

- повысился уровень сложности воображения;

- повысилась гибкость воображения;

- понизилась степень фиксированности образов представлений.

Таким образом, задачи, поставленные в данной работе, были решены, а именно: была изучена литература об особенностях развития воображения старшеклассников и подобраны методики, с помощью которых можно проследить изменение уровня развития воображения; была изучена литература по моделированию в общем и особенности 3D моделирования в частности; было проверено на практике влияние кружка по 3D моделированию на развитие воображения старшеклассников (9 класс).

Решение поставленных задач способствовало достижению цели: воображение старшеклассников развивалось при помощи 3D моделирования.

Библиография

1. 3D Studio MAX Искусство трехмерной анимации Platinum Edition (+CD). / Ким Ли: Диасофт-ЮП, 2005. - 887 c.

2. 3D Studio VIZ для дизайнера. / Хаббелл Д., Бордмэн Т.: ДиаСофт, 2004. - 663 c.

3. Билл Флеминг. Создание трехмерных персонажей. Уроки мастерства: пер. с англ. / М.: ДМК, 2005. - 448 с.: ил. (Серия «Для дизайнеров»).

4. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. 3ds Max 2008. Библиотека пользователя (+CD). - Диалектика, 2008. - 560 с.: ил.

5. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. 3ds Max 8. Библиотека пользователя (+CD). - СПб.: Питер, 2006. - 608 с: ил. - (Серия «Библиотека пользователя»).

6. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. 3ds max. Легкий старт. - СПб.: Питер, 2005. - 128 с.: ил.

7. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. Autodesk 3ds Max 2008 за 26 уроков. 3D Studio max 2008 (+CD). - Диалектика, 2008. -- 576 с.: ил.

8. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. Autodesk 3ds Max 2008. 3D Studio MAX 2008. Краткое руководство. - Диалектика, 2008. - 144 с.: ил. - (Серия «Краткое руководство»).

9. Бурлаков М. В. Autodesk 3ds Max 2008. Самоучитель 3D Studio MAX 2008 с электронным справочником (+CD). - Диалектика, 2008. - 512 с.: ил. - (Серия «Самоучитель»).

10. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов - М.: Смысл, 2008. - 685 с.

11. Верстак В. А. 3ds Max 8. Секреты мастерства (+CD). - СПб.: Питер, 2006. - 672 с.: ил.

12. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2007. - 528 с.

13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2002. - 504 с, ил.

14. Джемс У. Психология/Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 2001. - 368 с. (Классики мировой психологии).

15. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 511 с.: ил.

16. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2004. - 176 с.: ил.

17. Информатика. Задачник практикум в 2т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. - 304 с.: ил.

18. Информатика: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 225 с.: ил.

19. Келли Л. Мэрдок. Autodesk 3ds Max 9. Библия пользователя. 3D Studio MAX 9 (+DVD). - Диалектика, 2008. - 1344 с.: ил. - (Серия «Библия пользователя»).

20. Маров М. Н. 3ds max. Материалы, освещение и визуализация (+CD). - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.: ил.

21. Маров М. Н. 3ds max. Моделирование трехмерных сцен (+СD). - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.: ил.

22. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 2005

23. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" - К.: "Ваклер", 2007

24. Мортье Ш. 3ds max 8 для «чайников».: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 368 с.: ил. - Парал. тит. англ.

25. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии - М.: Прогресс, 2007 - 347 с.

26. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

27. Пашукова Т. И., Допира А. И., Дьяконов Г. В. Практикум по общей психологии. Учеб. пособие. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 2006.

28. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова - М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002. 394 с.: ил.

29. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; Под ред. Е. К. Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 608 с.

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2008 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

31. Рябцев Д. В. Дизайн помещений и интерьеров в 3ds Max 7 (+CD). - СПБ.: Питер, 2006. - 272 с.: ил.

32. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 Экзаменационных ответов по психологии - Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2007

33. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2ч. Ч. 1: Основы информатики и информационных технологий. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 320 с.

Приложение 1

Исследование продуктивности воображения

Цель исследования: определить уровень продуктивности воображения.

Материал и оборудование: набор черно-белых фотографий теста Роршаха размером 9х12 см, бумага и ручка для записи.

Процедура исследования

Данное исследование лучше проводить или с группой испытуемых из 5-7 человек или с одним испытуемым. Испытуемому последовательно предъявляют фотографии из набора теста Роршаха и просят дать как можно больше толкований изображенного. Время и количество толкований каждой картинки-фотографии не ограничивается. Процедура толкования прекращается после того, как испытуемый уже больше не может увидеть и сказать ничего нового, начинает повторяться или сам отказывается от настояний экспериментатора увидеть еще нечто на что-либо похожее.

Инструкция испытуемому: «Посмотрите на эту картинку и скажите, что это? На что это похоже или что это могло бы быть? Картинку Вы можете рассматривать с разных сторон, меняя ее положение».

Если испытуемый во время исследования пытается найти «верный» ответ, то ему следует сказать, что ответы возможны разные и важно его собственное видение изображенного как в целом, так и в деталях. В процессе исследование экспериментатор фиксирует все ассоциации испытуемого и время интерпретации каждой картинки в протоколе свободной формы.

Обработка результатов

Цель обработки результатов - получение индекса продуктивности как количественной характеристики и показателя активности воображения. Для этого подсчитывается общее количество ассоциаций, возникших у испытуемого при толковании всех картинок-фотографий, и делится на число предъявленных. Картинку №5 из набора желательно исключить, потому что число ассоциаций по ней у испытуемых, как правило, меньше статистически значимого.

Коэффициент продуктивности можно представить следующей формулой:

, где

П - коэффициент продуктивности воображения;

Е - сумма ассоциаций по картинкам набора;

n - количество фотографий из набора, которые испытуемый описывал в данном опыте.

Анализ результатов

Уровень продуктивности воображения определяют при помощи шкалы, помещенной в нижерасположенной таблице.

«П»

Уровень
продуктивности
воображения

От 0 до 2
От 2,1 до 9
От 9,1 до 12
От 12,1 и более

низкий
средний
высокий
очень высокий

Продуктивность воображения характеризует активность ассоциативного процесса представления, являющего собой связь внешнего стимульного материала и психологических образов памяти, измененных воображением при поиске ответа на вопросы: «На что это похоже? Что это могло бы быть?»

В ходе анализа результатов следует принять во внимание то, в какой мере испытуемый был заинтересован исследованием. Иногда, вследствие слабого желания тестироваться или из-за того, что картинки испытуемому «не понравились», уровень продуктивности воображения снижается.

Кроме показателей продуктивности воображения при необходимости используют такие формальные характеристики, как преобладание деталей изображенного или описание картинки-фото в целом. Эти особенности связаны с развитием мышления и состоянием личностной сферы испытуемого. «Видение» человеческих фигур или, напротив, предметов отражает направленность восприятия субъекта. Фантастические представления типа ведьм, подземного царства, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому, паралогическому мышлению и воображению.

У лиц с очень высоким уровнем продуктивности воображения и оригинальностью толкований картинок-фотографий возможны способности или склонности к живописи и художественному творчеству. Особое внимание психолог-преподаватель должен обратить в период сдачи отчетов по исследованию на ответы испытуемых, которые почти во всех картинках-фотографиях видели образы, соответствующие белым пространствам, слишком часто называли ассоциации с дымом, облаком и т.п., а также тех, кто оказался несинтетичным и везде реагировал на мелкие детали, изображения. В этих случаях студентам-испытуемым нужно организовать специальную психодиагностику и, возможно, оказать психологическую помощь.

Приложение 2

Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности образов представлений, гибкость или ригидность воображения.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем - контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором - треугольника и на третьем - квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» Рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней сложности воображения, степени фиксированности образов представлений, гибкости или ригидности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок - это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности - это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Рис. 1а Рис. 1б

Рисунки:

1a - пяти уровней сложности воображения;

- разных степеней фиксированности образов представлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.